3 года назад
Нету коментариев

Настоящая работа посвящена древнейшей эпохе человеческой истории, имевшей протяженность свыше 2 млн. лет, эпохе существования первобытного стада и возникновения материнской родовой общины, совпадающей с древним каменным веком. Тогда еще только формировался человек современного физического типа с его высокоразвитой рукой и высокоорганизованным мозгом, еще только возникал родовой строй — основа всей первобытной истории. Люди делали самые первые шаги на пути покорения окружающей природы: у них появились грубые, примитивные орудия из дерева и камня; они начинали знакомиться с огнем и постепенно научились добывать его; стали расселяться за пределы той довольно обширной зоны, где совершалось их выделение из животного состояния. В эту эпоху закладывался фундамент для всего позднейшего развития человеческой культуры.

При изучении древнейшей истории человечества приходится использовать материалы различных наук: этнографии, антропологии, геологии, палеозоологии и т. д. Но одним из главных источников познания является все же археология, разыскивающая, добывающая и исследующая вещественные остатки жизни древних людей, которые в большинстве случаев покрыты землей. На основании исследования каменных орудий, костей, остатков утвари и жилищ, украшений и произведений первобытного искусства археология восстанавливает древнейшую историю человечества.

Изучение палеолита началось в середине и во второй половине XIX в. Тогда же развернулась углубленная научная разработка проблем древнейших этапов развития первобытного общества, примерно соответствующих палеолиту. Эти исследования были тесно связаны с успехами естествознания, с дарвинизмом и явились одним из форпостов острой идеологической борьбы передовой материалистической науки против идеализма и религии. Именно поэтому, надо думать, К. Маркс и Ф.Энгельс уделяли такое большое внимание данной проблематике. Пристальный интерес основоположников марксизма к первобытности нашел отражение в их многочисленных работах и высказываниях, а особенно в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Археологические и антропологические факты о глубокой древности человечества, об обезьяноподобности значительной част» ископаемых людей и их происхождении от обезьян наносили сокрушительные удары религиозному мировоззрению и не могли оказаться вне поля зрения церковников, которые после неудачных попыток замолчать новые открытия или объявить их результатом ошибок и путаницы пошли по другому пути. Начиная с 60-х гг. XIX в. многочисленные служители католической церкви усиленно занимаются вопросами происхождения человека, археологии палеолита, первобытной культуры и искусства. Иногда они раскапывают интересные стоянки и пещеры, выпускают статьи и книги, где приводят большой археологический и антропологический материал. Но основная их цель,— препарировав соответствующим образом факты, «доказать», что наука в этой, как и во всех остальных областях, будто бы не противоречит религии, а, напротив, «подкрепляет» ее [об этом см.: Левин, Поршнев, Струве, 1955; Bourdier, 1967].

Многочисленные энергичные попытки поставить факты, относящиеся к археологии палеолита, палеоантропологии и истории первобытного общества, на службу религии дополняются во многих капиталистических странах попытками поставить эти факты на службу человеконенавистнической расовой теории, «подкрепить» ими расизм [см.: Нестурх, 1970; Чебоксаров, Чебоксарова, 1971]. Реакционные буржуазные ученые стремятся одновременно использовать материалы по археологии палеолита, этнографии и истории первобытного общества также для «опровержения» марксистско-ленинского учения о первобытнообщинном строе [см.: Учение Л. Г. Моргана…, 1967; Клейн, 1968]. Около 100 лет назад. К. Маркс указывал: «Читая истории первобытных общин, написанные буржуазными авторами, нужно быть настороже. Они не ос­танавливаются даже перед подлогами». Слова К. Маркса не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Советским исследователям, изучающим древнейшее прошлое человечества, приходится в союзе с прогрессивными зарубежными учеными немало заниматься разоблачением распространенных в науке капиталистических стран расистских, идеалистических, антимарксистских построений. Это один из боевых участков фронта нашей идеологической борьбы.

Первое издание настоящей книги было опубликовано к 1957 г. За истекшие 20 лет в научных представлениях о древнейшем прошлом человечества произошел настоящий переворот. Доказано, что человек выделился из животного состояния не около 800 тыс. лет назад, как считали ранее, а свыше 2,6 млн. лет назад, открыты многочисленные костные остатки предков: современного человека, а также древнепалеолитические стоянки; и пещеры. Доказано существование искусственных жилищ в древнем палеолите. По-новому трактуются вопросы локальных различий в культуре палеолитического периода, некоторые важные вопросы развития первобытных семейных и общественных отношений. Все это вызвало необходимость коренной переделки книги. Но автор стремился сохранить прежний тип работы. Как и в первом издании, основой изложения являются материалы, добытые и исследованные советскими археологами, антропологами и геологами на территории Советского Союза. Одновременно с описанием начальных этапов развития первобытного общества характеризуется история древнейшего человечества, населявшего нашу родину.

Большую помощь автору оказал коллектив Сектора палеолита Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР, в котором книга была создана. В то же время она в значительной мере выросла из курсов «История первобытного общества», «Археология палеолита» и др., которые автор в течение ряда лет читал на кафедре археологии исторического факультета Ленинградского университета. При подготовке работы к печати особенно ценные указания были получены от В.П. Любина, М. И. Урысона, И. К. Ивановой и И.И. Гохмана. Несколько таблиц, иллюстрирующих книгу (рис. 13, 23, 27, 40, 42, 44, 45, 49, 50), выполнено Л. С. Кухаревой.

comments powered by HyperComments