1 год назад
Нету коментариев

Полет запущенного в июле 1964 г. аппарата “Рейнджер-7” был, пожалуй, первым в США, который можно считать успешным. Он передал большое количество телевизионных изображений Луны. Много подобного рода информации принесли последующие полеты “Рейнджера-8 и -9” в первой половине 1965 г.

Проанализировав неудачи с автоматическими станциями, американские специалисты внесли в их конструкцию ряд изменений. Они выявили и заменили элементы с низкой надежностью, ввели резервирование наиболее ответственных узлов и вновь сосредоточились на исследованиях Луны. Работы расширились, постепенно к “Рейнджерам” подключились “Сервейор”, предназначенный для посадки на Луну, и “Лунар Орбитер”, служивший для фотографирования ее поверхности с селеноцентрической орбиты с целью выбора района посадки. Космический аппарат “Сервейор-1” отправился к Луне 30 мая 1966 г. Всего до января 1968 г. было запущено семь таких аппаратов. “Сервейор” на Земле имел массу примерно 1000 кг, а после посадки на Луну — 280 кг. Он не имел закрытого отсека-корпуса, его аппаратура устанавливалась на трубчатый каркас. Питание приборов осуществлялось от панелей солнечных батарей площадью 0,8 кв. м. Кроме того, в состав системы единого питания входили и аккумуляторные батареи. Система ориентации — реактивная. В качестве тормозной двигательной установки использовался РДТТ тягой 40 кН. Коррекция траектории полета, ориентация во время торможения с помощью РДТТ и торможение на конечном участке спуска осуществлялись тремя верньерными ЖРД регулируемой тяги, один из которых устанавливался в карданном подвесе. На аппарате размещались также датчики системы ориентации, инерциальный измерительный блок, программно-временное устройство, радиолокатор, доплеровский радиолокатор и радиолокационный высотометр.

Все аппараты имели панорамные телевизионные камеры, “подлетные” камеры и (на некоторых аппаратах) различные устройства для изучения грунта (ковш-захват, альфа-анализатор грунта, магниты для определения наличия в грунте железа).

“Сервейор-1” был первым американским аппаратом, совершившим мягкую посадку на Луну. Следующий аппарат был утерян. “Ссрвейор-3” в апреле 1967 г. благополучно прилунился и передал ряд снимков лунной поверхности. Кроме того, на нем были проведены некоторые эксперименты с ковшом-захватом. “Сервейор-4” (июль 1967 г.) постигла неудача — связь с ним была потеряна. С помощью “Сервейора-5” удалось определить химический состав грунта, поскольку впервые на его борту был предусмотрен альфа-анализатор (с радиоактивным источником — кюрий-252).

“Сервейор-6” провел успешно те же работы, что и его предшественник. Кроме того, был проведен эксперимент по перемещению аппарата в другую точку поверхности Луны. С помощью верньерных ЖРД он был поднят над поверхностью, совершил боковой маневр примерно на 2,5 м и вновь опустился на поверхность.

Последний запуск аппарата этой серии — “Сервейора-7” — состоялся 7 января 1968 г. В результате его успешной работы были получены многочисленные фотоснимки поверхности Луны, проведено изучение состава грунта, с помощью ковша-захвата были вырыты семь траншей.

Первый запуск “Лунар Орбитер” был осуществлен в августе 1966 г. По август 1967 г. было запущено пять таких аппаратов, которые работали удовлетворительно и в целом справились со своими задачами.

Масса этих аппаратов составляла около 385 кг, обеспечение энергией производилось с помощью четырех “лепестков” панелей солнечных батарей, а также никель-кадмиевыми аккумуляторными батареями. Система ориентации трехосная, реактивная. В состав объекта входила корректирующая двигательная установка тягой 450 Н, работавшая на четырехокиси азота и аэрозине-50. Исполнительными органами системы ориентации служили микродвигатели, работавшие на сжатом газе. Эти аппараты выводились на орбиту Земли с помощью ракеты-носителя “Атлас-Аджена”, перевод на трассу полета к Луне производился с помощью двигателя последней ступени носителя.

Все полеты автоматов к Луне не только приносили столь необходимую и важную информацию, но и опыт по управлению движением космических аппаратов, по отработке наземных станций слежения.

comments powered by HyperComments