2 месяца назад
Нету коментариев

Перед экипажем «Аполлона-XI» была поставлена главная и конечная задача американской программы: «Совершить посадку на Луну и возвратиться на Землю». В состав экипажа входили Н. Армстронг — командир, человек, которому была доверена честь первым выйти на поверхность Луны, М. Коллинз и Э. Олдрин. Лунная кабина должна была совершить посадку в западной части Моря Спокойствия с координатами центра участка прилунения 0°45′ с. ш. и 23°37′ в. д.

«Аполлон-XI» был запущен 16 июля 1969 г. ракетой-носителем «Сатурн-V». Предстартовая подготовка протекала без особых происшествий, если не считать, что за шесть суток до старта обнаружилась течь в одном из баллонов со сжатым гелием, использовавшимся в системе наддува бака окислителя.

В Центре управления запуском в тот день находились бывший президент Джонсон, вице-президент Агню и один из пионеров ракетно-космической науки и техники немецкий ученый Г. Оберт. Вывод корабля на орбиту и его полет к Луне прошли успешно. Примерно через 76 ч после запуска корабль с помощью маршевого двигателя был переведен сначала на эллиптическую, а затем и на круговую селеноцентрическую орбиту с высотами периселения 99,4 км и апоселения 121,5 км. Экипаж начал готовиться к прилунению лунной кабины, в которую перешли Армстронг иОлдрин. После начала торможения выяснилось, что кабина перелетит расчетное место посадки. Это оказалось первым осложнением. Приближение к Луне должно было происходить в соответствии с программой, введенной в бортовую ЦВМ. При этом команды, подаваемые этой ЦВМ, должны были выполняться путем отклонения в шарнирном подвесе двигателей посадочной ступени. Однако оказалось, что эти двигатели не обеспечивали необходимой ориентации, а также эффективной юстировочной коррекции с помощью изменения тяги. Астронавтам пришлось использовать двигатели системы ориентации, установленные на взлетной ступени лунной кабины, которые рассматривались лишь в качестве резервного средства.

Конструкция корабля допускала прилунение в автоматическом режиме по командам с бортовой ЦВМ. Однако Армстронг еще на Земле решил, что на высоте примерно 100 м он перейдет на полуавтоматический режим спуска. Позже он объяснял это свое решение тем, что автоматика не знает, как выбирать посадочные площадки, и если не будет полностью погашена горизонтальная скорость, то лунная кабина может за что-нибудь зацепиться на Луне и опрокинуться.

В чрезвычайно напряженный момент последнего этапа посадки вдруг неожиданно загорелся аварийный сигнал, свидетельствующий о неблагополучии в работе бортовой ЦВМ. Оператор центра управления полетом уверял астронавтов, что эти сигналы обусловлены перегрузкой ЦВМ и на них не следует обращать внимания. Он предлагал не отказываться от посадки, смело взяв на себя ответственность за ее неблагополучный исход. Потом этот оператор за высокую квалификацию, смелость и правильно выбранное решение получит специальную награду НАСА. Для уменьшения нагрузки ЦВМ ее перестали использовать для контроля состояния радиолокатора.

Программа полета предполагала, что автоматическая посадка создаст благоприятные условия для наблюдения астронавтами ориентиров на поверхности Луны, выбранных при полете «Аполлона-Х», с тем чтобы затем вручную скорректировать траекторию полета. Однако аварийные сигналы приковали внимание астронавтов к бортовой ЦВМ, и они смогли заняться наблюдениями лишь тогда, когда до Луны осталось меньше километра. Было уже поздно.

Автоматическая посадка вела кабину в кратер с камнями диаметром до 3 м. Армстронг подумал, не совершить ли посадку в этот кратер («ученые плясали бы от радости»), но затем вспомнил правило летчиков-испытателей: в случае сомнения в возможной успешной посадке всегда лучше тянуть дальше. И он принял решение перелететь через кратер, что потребовало ряда маневров с ручным управлением. Армстронг посадил аппарат примерно в 350 м от этого кратера. При посадке от струи двигателя поднялось облако пыли высотой до 20 м, затруднявшее визуальные определения высоты и особенно продольной и боковой скорости полета. В соответствии с программой полета на высоте примерно 1 м необходимо было выключить двигатель посадочной ступени. В противном случае, как считали специалисты, отраженная от грунта струя истекающих газов могла нагреть днище аппарата до опасной температуры. Они опасались также возможного взрыва двигателя при касании (в рабочем состоянии) грунта, поскольку конструкция двигателя допускала разрушение расширяющейся части сопла при посадке.

Армстронг, находясь в состоянии сильного нервного напряжения (его пульс достиг 156 ударов в минуту), забыл выключить двигатель, при этом никаких неприятностей не произошло. Вертикальная скорость при посадке была равной нулю, поэтому стойки посадочного шасси оказались высокими (если бы скорость посадки была большей, что неизбежно имело бы место при выключении двигателя, эти стойки укоротились бы настолько, что нижняя ступенька лестницы была бы на высоте не более метра от поверхности Луны).

При посадке Армстронг не сумел погасить до конца горизонтальную составляющую скорости, что привело к некоторому изгибу стоек шасси.

Итак, «Аполлон-XI» сел на Луну. Это историческое событие произошло 20 июля I960 г. в 20 ч 17 мин 42 с или через 102 ч 45 мин 42 с после начала полета. Сразу же после прилунения Армстронг передал: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. «Орел» сел».

В заботах о посадке все забыли про Коллинза в основном блоке. Он стал вызывать на связь Хьюстон: «Хьюстон, вы слышите Колумбию?» Хьюстон: «Мы слышим тебя, Колумбия. Он сел на Базе Спокойствия. «Орел» на Базе Спокойствия». Коллинз: «Эх, я слышу такую вещь… фантастика». (База Спокойствия — район Луны. «Орел» — позывной лунного отсека, «Колумбия» — позывной основного блока.)

Армстронг стал делиться с Хьюстоном своими впечатлениями об увиденном. Он нашел в себе силы даже пошутить: «Здесь одна шестая g как на аэроплане». (Армстронг намекнул на имитацию невесомости при полете самолета по специальной параболической траектории, когда можно на короткое время создать невесомость любой степени; g — сила тяжести.) В Хьюстоне оценили шутку: «Все находящиеся в комнате (Центра управления полетом) люди улыбаются, а также улыбаются и во всем мире». «Два из них здесь», — весело ответил Армстронг, имея в виду себя и Олдрина. «И не забудьте одного в основном блоке»,— раздался голос Коллинза. «Поддерживай орбитальную базу готовой для нас», — в тон ему сказал Армстронг. «Буду стараться», — ответил Коллинз. Так протекали первые минуты пребывания на Луне американских астронавтов.

После посадки астронавты около 3 мин находились в полной готовности совершить аварийный старт с Луны. Поскольку этого не потребовалось, астронавты получили разрешение продолжать выполнение программы. Армстронг передал на Землю радиорепортаж о лунном ландшафте, совместно с Олдрином проверил все бортовые системы, отключив те из них, которые были не нужны до старта с Луны.

21 июля в 2 ч 56 мин 20 с или в 109 ч 24 мин 20 с по бортовому времени Армстронг спустился по лестнице на поверхность Луны. «Это небольшой шаг для человека, но огромный скачок для человечества», — произнес он свою первую на Луне и ставшую знаменитой фразу, заготовленную, по-видимому, задолго до этого момента. Он осмотрел лунную кабину. Оказалось, что опоры посадочного шасси провалились в грунт всего на несколько сантиметров, струя двигателя не вымыла в грунте заметного кратера, юбка сопла двигателя не коснулась грунта и не смялась, как предполагалось. Впрочем, это и понятно — Армстронг не выключил двигатель перед посадкой. Затем астронавт сделал несколько снимков, собрал образцы грунта. Вскоре на поверхность спустился и Олдрин. Частота пульса у них колебалась от 125 до 160 ударов в минуту — столь велико было напряжение. Армстронг укрепил телевизионную камеру и передал на Землю изображения Луны и лунной кабины. Астронавты установили американский флаг, затем поговорили с президентом США Никсоном, находившимся в Белом Доме. После окончания разговора они установили отражатель и сейсмометр. Вернувшись в лунную кабину, разложили все вещи по местам, выбросили лишние предметы, проверили бортовые системы, пообедали и легли спать. После семичасового отдыха они вновь поели и стали готовиться к старту.

Общее время пребывания аппарата на Луне составило 21 ч 36 мин; через 124 ч 22 мин после запуска был включен основной двигатель взлетной ступени и начался обратный полет экипажа «Аполлон» сначала к основному блоку, а затем и к Земле. Через 195 ч 18 мин 21 с отсек с экипажем приводнился в заданном районе. Полет был успешно завершен.

comments powered by HyperComments