2 года назад
Нету коментариев

Наша страна — великая морская держава. Она омы­вается водами четырнадцати морей и двух океанов.

Из всех морей, пожалуй, самым интересным является Черное море. С древних времен оно известно человечест­ву, воспето многими поэтами. Его чудесные пейзажи, мяг­кий климат остаются в памяти у каждого, кто хоть раз побывал на черноморских берегах.

Это о Черном море писал А. С. Пушкин:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Можно характеризовать Черное море с разных точек зрения: говорить о его огромном экономическом значении в жизни нашего государства, об истории освоения его бе­регов, выходе русских на его берега, победах русского и советского флота на Черном море. Но все это — боль­шие самостоятельные вопросы. Цель же настоящей кни­ги — популярно рассказать читателю о природе моря, о тех сложных явлениях и процессах, которые происходят в самом море.

Почему Черное море, которое большую часть года сверкает своей зеленовато-синей поверхностью под луча­ми южного солнца, называется Черным? Всегда ли это море так называлось? Нет, не всегда. На протяжении ис­тории оно сменило несколько названий. Древние греки называли егоПонтом Эвксинским, то есть гостеприимным морем. Это как нельзя лучше характеризует его берега с колоритными красками пышной растительности, воздух, напоенный дыханием моря и ароматом цветов.

Но это название греки дали морю только после того, как хорошо познакомились с ним. А до этого они назы­вали его Понтом Аксинским — негостеприимным морем. Среди греков ходили легенды о том, что хозяева Крыма — свирепые тавры убивают всех пришельцев, прино­ся их в жертву своим богам, а из черепов делают чаши для вина.

Одно время море именовалось Сугдетским или Сурожским, по имени города Сугдеи, располагавшегося там, где стоит нынешний Судак. Встречается и такое название моря — Хазарское — по имени народов, обитавших здесь. В «Песни о вещем Олеге» Пушкин упоминает о том, что киевский князь сражался не только с хазарами, но и хо­дил на Царьград. Такие походы дали право летописцам примерно с X века называть Черное море Русским. Ино­гда летописцы называли его Понтским морем. Так же называли его итальянцы, владевшие торговыми факто­риями Крыма в средние века.

В первых веках нашей эры встречается и название Скифское море, хотя сами скифы называли море — Тана (темное). Встречается и древнеиранское название Ашхаена (что тоже означает темное). Много легенд сложено о том, откуда пошло название моря — Черное.

По одной из турецких легенд, в море покоится бога­тырский меч, брошенный туда по просьбе умиравшего вол­шебника Али. Море волнуется, пытаясь выбросить из сво­их недр смертоносное оружие. Бурное море становится черным.

По поводу современного названия моря существует несколько гипотез. Одна из них, выдвинутая историками, объясняет происхождение названия «Черное море» тем, что турки и другие завоеватели, которые приходили на его берега с целью покорения местного населения, встре­чали серьезное сопротивление со стороны черкесов, ады­гов и других племен. За это якобы турки и прозвали мо­ре Караден-гиз — Черным, негостеприимным.

Вторая гипотеза относит происхождение названия «Черное море» к якобы сильным штормам, а возможно, и к тому, что вода в море во время шторма темнеет. Одна­ко надо сказать, что штормы как раз и не являются ха­рактерным его признаком. Сильное волнение (более 6 баллов) бывает здесь не больше чем 17 дней в году. Что касается потемнения воды во время шторма, то это свойственно всем морям, а не только Черному. Впрочем, известно, что Магеллан назвал Тихим океаном самый бурный океан Земли, так как во время плавания кораб­лей Магеллана сильных штормов там почти не было. Возможно, что и в отношении Черного моря произошла такая же ошибка.

Третья гипотеза происхождения названия «Черное мо­ре», выдвинутая гидрологами, основана на том его свой­стве, что металлические предметы (например, якоря), опущенные на некоторую глубину, поднимаются на по­верхность почерневшими под действием находящегося в глубинах моря сероводорода. Эта версия нам кажется наиболее вероятной, так как она исходит из характерно­го признака вод Черного моря.

Есть еще и другие гипотезы. Предполагают, что море так назвали за то, что после шторма иногда на его бере­гах остается черный ил (на самом деле не черный, а серый).

Границами Черного моря являются побережье Евро­пы, Кавказские горы и Понтийские горы. Пролив Бос­фор соединяет Черное море с Мраморным, а Керченский пролив с Азовским.

По форме Черное море напоминает овал с наиболь­шей осью 1150 километров. Это расстояние в два раза больше, чем расстояние от Москвы до Ленинграда. Наи­большая протяженность Черного моря с севера на юг 580 километров, наименьшая — 265 километров. Пло­щадь моря 413 тысяч квадратных километров.

Советскому Союзу принадлежит полоса воды вдоль берегов моря шириной 12 морских миль (20 километров). Такие же территориальные воды имеют Болгария, Румы­ния и Турция. Остальные воды считаются нейтральными.

Хотя площадь Черного моря из площади всех морей Советского Союза составляет едва лишь тридцатую часть, значение его в жизни нашей страны очень велико.

Черное море связывает СССР с различными странами мира, а отдельные районы нашей страны — друг с дру­гом. Перевозки на основных грузовых линиях — рудно-угольной (Жданов — Поти), нефтяных (экспорт нефти из Туапсе, Батуми и Новороссийска) производятся со­временными крупнотоннажными быстроходными судами. Нефтегавань Новороссийского порта, работающая на экс­порт, способна принимать танкеры водоизмещением до 180 000 тонн, даже такие, как новый советский супертан­кер «Крым». Его водоизмещение 182 000 тонн, длина око­ло 300 метров, а высота борта 19 метров. Каждый якорь «Крыма» весит 18 тонн, а поднимается и опускается он при нажатии кнопки на мостике. Как и все советские су­да, этот гигант исключительно надежен. Возможность разлива нефти предотвращается устройством двойного дна.

На основных линиях достигнута полная механизация погрузоразгрузочных работ. Например, в Ильичевском порту (вблизи Одессы) оборудование позволяет перегру­жать машины и механизмы весом до 100 тонн. Погрузо-разгрузочные линии специализированы. В Одесском пор­ту, например, специальные линии работают даже на раз­грузке бананов, апельсинов, сахара-сырца.

Все черноморские порты, которые могут принимать крупные суда, используются для экспорта металлов и машин в развивающиеся страны.

Широко развиты на черноморских линиях перевозки грузов в больших стандартных ящиках-контейнерах. Ис­пользование контейнеров особенно удобно и экономи­чески выгодно при осуществлении смешанных перево­зок, то есть выполняемых различными видами транспор­та. Перестановка контейнера с автоприцепа на железно­дорожную платформу или наоборот осуществляется очень быстро подъемными кранами, без перегрузки со­держимого. После доставки на место назначения контей­неры разгружаются, заполняются новым грузом и отправ­ляются в новый путь по железным и шоссейным доро­гам. А как быть с голубыми морскими дорогами? В на­стоящее время построены первые серии контейнерово­зов — морских судов, специально оборудованных для пе­ревозки контейнеров. Приходит такое судно в порт, подъемные краны у причалов вынимают из его трюмов контейнеры и устанавливают сразу на железнодорож­ные платформы или автомобильные прицепы, стоящие рядом. После разгрузки судно загружается контейне­рами.

Еще два современных вида перевозок освоены черно­морскими моряками. Первый из них — паромы. Желез­нодорожные паромы, берущие свыше ста вагонов каж­дый, ходят по линии Ильичевск — Варна. Осваивают па­ромы и океанскую линию Ильичевск— Гавана.

Второй вид перевозок — лихтерный. Лихтеры — мел­косидящие несамоходные суда — баржи. Объединение стран СЭВ «Интерлихтер», образованное на Дунае, при­нимает к перевозке грузы из Европы (как правило, это станки, машины), которые погружаются в лихтеры и сплавляются с помощью буксиров вниз по Дунаю. Здесь в новом советском порту Усть-Дунайске лихтеры гру­зятся кранами на большие суда — лихтеровозы, которые отправляются в дальний путь — в Индию, Пакистан, Вьетнам и Кампучию. Там производится разгрузка, лихтеры поднимаются вверх по течениям рек, где их разгру­жают и вновь нагружают уже продукцией азиатского экспорта (ценные породы дерева, фрукты).

К числу других грузопотоков в Черноморском бассей­не относятся хлеб, цемент, химические грузы. Импортиру­ется натуральный каучук из стран Юго-Восточной Азии. Можно отметить и внешнюю торговлю с Турцией.

По Черному морю идет экспорт СССР в Турцию: ма­шины, оборудование, черные металлы, а также некоторые товары широкого потребления, например, часы и фото­аппараты, пользующиеся доброй славой во всем мире.

В обратные рейсы из Турции суда загружаются шер­стью. Перевозят и традиционные продукты турецкого экспорта: изюм, орехи, табак.

По морю курсируют комфортабельные пассажирские суда. Кто не мечтал совершить рейс на белоснежных лай­нерах «Белоруссия», «Казахстан», «Грузия», «Азербай­джан», «Карелия», «Иван Франко», «Тарас Шевченко», «Александр Пушкин», оборудованных всем необходимым для хорошего отдыха пассажиров во время плавания!

Но Черное море не только транспортная артерия стра­ны. Это также и крупный район промысла рыбы, водо­рослей и моллюсков.

Побережья Черного моря известны по всему Совет­скому Союзу и далеко за его пределами как курортные районы, где восстанавливают и укрепляют свое здоровье миллионы трудящихся. В одном только Сочи отдыхает в санаториях, домах отдыха, пансионатах, турбазах и без путевок более четырех миллионов человек ежегодно.

К услугам отдыхающих на приморских курортах хо­рошо оборудованные пляжи, здесь можно совершить про­гулку на любом виде водного транспорта, начиная с ог­ромных белоснежных теплоходов и кончая быстроходны­ми глиссерами, оригинальными водными велосипедами и водными лыжами.

В наше время все шире распространяется увлекатель­ный вид спорта — плавание под водой. Особенно подхо­дит для этого спорта Черное море. На берегу часто мож­но видеть людей с ластами, с маской и дыхательной трубкой или аквалангом.

История изучения Черного моря началась еще в пе­риод греческих поселений на его берегах. Уже в IV веке до нашей эры были составлены периплы (объезды) — древние лоции Черного моря. О плаваниях купцов из Новгорода и Киева в Константинополь сохранились лишь отрывочные сведения.

Петр I, посылая в 1696 году корабль «Крепость» из Азова в Константинополь, дал наказ проводить по пути следования съемочные работы, в результате чего был со­ставлен «прямой чертеж Черного моря от Керчи до Царя Града».

В конце XVIII — начале XIX века изучение свойств вод и животного мира проводилось русскими учеными академиками Палласом и Миддендорфом. В 1816 году Ф. Ф. Беллинсгаузен описал Кавказское побережье, в 1817 году вышла первая карта Черного моря, в 1842-м — первый атлас, в 1851-м — лоция моря. В 1871 году в Севастополе была открыта биологическая станция (ны­не Институт биологии южных морей). Большую ценность представляют научные труды адмирала С. О. Макарова о течениях на Черном море.

В конце XIX века экспедиция на канонерских лодках «Донец» и «Запорожец» под руководством И. Б. Шпиндлера, изучая изменение свойств морской воды, открыла насыщение глубинных вод сероводородом. Работавший в этой экспедиции химик Н. Д. Зелинский, впоследствии академик, дал объяснение происхождения сероводоро­да. В 1901 году академик А. Н. Крылов произвел сте­реофотосъемку волн с корабля.

В 1918 году В. И. Лениным был подписан указ о соз­дании гидрографической службы. Спустя год в Керчи организуется ихтиологическая станция, преобразованная впоследствии в Азово-Черноморский институт рыбного хозяйства и океанографии. С 1923 по 1935 год на Черном море работала на кораблях «Ингул» и «Дунай» океано­графическая экспедиция под руководством Ю. М. Шо­кальского, впоследствии почетного академика. Экспеди­ция совершила по Черному морю 53 рейса, было органи­зовано 1600 гидрологических станций, на которых изме­рялись температура и соленость морской воды на всех глубинах вплоть до дна моря. Для экспедиции специ­ально конструировались приборы, например, первая грунтовая трубка, позволившая брать колонки грунта со дна моря длиной до 4 метров. По ним устанавливался возраст донных отложений. Теперь советские океано­графические суда берут колонки до 30 метров длиной, но по тем временам и та колонка была непревзойден­ным достижением.

Экспедиция изучала подводный рельеф в центральной части моря и у берегов, подводные отложения, состав и свойства водных масс. Было исследовано содержание в морской воде кислорода и сероводорода. Установлено, что сероводородный слой не везде лежит на одних и тех же глубинах, а поднимается куполом к поверхности в цент­ре моря.

Участники экспедиции установили также, что в цент­ральной части Черного моря содержится большое коли­чество икринок шпрота, пеламиды, тунца. Это опроверга­ло бытовавшее тогда представление о малопродуктивности черноморского водоема. Ранее считалось, что эти виды рыб не размножаются в Черном море из-за не­достатка пищи.

В 1929 году в Кацивели, под Ялтой, по инициативе В. В. Шулейкина, впоследствии академика, была органи­зована морская гидрофизическая станция (теперь филиал Морского гидрофизического института АН УССР, рабо­тающего в Севастополе).

Южное отделение Института океанологии Академии наук СССР работает в Геленджике. Основное направле­ние работ института — исследование свойств водных масс и течений. Работы проводятся и в открытой части моря с судна и с автономных (так называемых буйковых) стан­ций, и в прибрежной зоне — надводными и подводными средствами.

Специализированные организации, в том числе Сочин­ская волноисследовательская станция СоюзморНИИпроекта и отделение Центрального научно-исследовательско­го института транспортного строительства, занимаются на Черном море изучением волн с практической целью — для защиты берегов от их воздействия и для созда­ния надежных портовых сооружений.

comments powered by HyperComments