2 года назад
Нету коментариев

Особенности водных масс Черного моря (отсутствие льда на его поверхности зимой, высокая температура во­ды летом) определяются прежде всего климатом. Море оказывает смягчающее влияние на климат прибрежных районов. Таким образом, вопросы климатические и гид­рологические тесно связаны между собой.

Основными факторами, определяющими климат лю­бого моря, являются его географическое положение, дви­жение воздушных масс над ним, характер берегов и рель­еф суши.

Черное море расположено в средних широтах (41—46° северной широты). Вследствие шарообразной формы Земли количество тепла, получаемое ее поверх­ностью в этих широтах, гораздо больше, чем в более се­верных широтах, так как количество тепла в значитель­ной степени зависит от угла падения солнечных лучей на поверхность.

Движение воздушных масс над Черным морем — часть так называемой общей циркуляции атмосферы, то есть огромных воздушных течений, охватывающих весь земной шар. Погода и в конечном счете климат на Чер­ном море определяются, как правило, прохождением циклонов или антициклонов.

По европейской части СССР циклон обычно движет­ся 5—10 дней. На Черном море в это время дуют устой­чивые западные ветры, развивается сильное волнение за­падных румбов. При этом у кавказских берегов ветры часто ослаблены, но сюда выходит крупная зыбь.

При выходе на Черное море средиземноморские цик­лоны проходят либо по линии Босфор — Одесса, либо по дуге от пролива Босфор на северо-восток с поворотом на север в район Азовского моря. Такой поворот вызван вли­янием Главного Кавказского хребта. Циклоны эти не­большие, диаметр их над морем 200—500 километров, по высоте они не более 3 километров. Ветер и волны при перемещении циклонов меняют свое направление, но наиболее сильные волны бывают с юга.

Таким образом, на Черном море у западных и южных берегов основное направление волн — с севера и северо-востока, а у Крымского и Кавказского побережий — за­падное и южное.

Иногда спрашивают: если в Сочи шторм, в Ялте то­же шторм? Как велики размеры штормовой зоны? На Черном море это зависит от вида циклона, которым вы­зывается шторм. Атлантические циклоны, идущие север­нее Черного моря, как правило, огромные, по площади в несколько раз больше Черного моря. При их прохожде­нии шторм развивается обычно на всей площади моря (или, как принято говорить,— акватории моря), а волны во всех районах имеют одно направление — западное. Правда, у болгарских берегов в это время затишье, в центральной части моря — сильные ветры и ветровые волны, а у Кавказского побережья — ветры слабые, но идет крупная зыбь. И в Сочи, и в Ялте — сильные вол­нения западных румбов.

Если же шторм вызван не атлантическим, а среди­земноморским циклоном, он чаще всего бывает местным, проходит только в северо-западной, только в централь­ной или только в восточной части моря, а в остальные районы выходит слабая зыбь. Тогда может быть в Сочи шторм, а в Ялте почти тихо или наоборот.

Как исследуют пути циклонов? С помощью синопти­ческих карт, на которые наносят основные метеорологи­ческие данные: в различных пунктах скорость и направ­ление ветра, атмосферное давление, облачность, осадки. Районы низкого давления (циклоны) и высокого (анти­циклоны) вырисовываются на этих картах в виде кон­центрических окружностей или вытянутых замкнутых ли­ний равного давления — изобар. Сравнив карты, состав­ленные по разным срокам наблюдений, нетрудно опре­делить перемещение циклона.

Уже более столетия составляются синоптические кар­ты. Началом такого рода работы послужила гибель эс­кадры союзников у входа в Балаклаву в ноябре 1856 го­да в период Крымской войны. Если бы в то время переда­вались телеграфные сообщения о погоде и составлялись синоптические карты, шторм нетрудно было бы пред­сказать. Кстати, во время этого шторма погиб и англий­ский паровой фрегат «Принц», на котором якобы нахо­дились бочонки с золотом для выплаты жалованья вой­скам. Молва изменила название судна. В связи с таин­ственным исчезновением груза корабль стали называть «Черный принц». О нем упоминали академик Тарле, пи­сатели Куприн, Сергеев-Ценский, Зощенко. Местона­хождение судна до сих пор не известно.

Но вернемся к движению циклонов. Теперь не только на синоптических картах можно видеть циклон, но и на фотографиях, сделанных со спутников. Для того чтобы сфотографировать объект, имеющий размеры в сотни ки­лометров, нужно большое удаление от него. С высоты 600 километров можно сфотографировать циклон, имею­щий в диаметре 1000 километров. На некоторых сним­ках умещаются сразу Черное и Каспийское моря, и Кав­казские горы со снежными вершинами.

Фотографии со спутников позволяют проследить пу­ти циклонов, начиная с момента их зарождения, напри­мер, в Средиземном море или в Атлантике. На Земле существует несколько «очагов циклонов», каждый из ко­торых дает несколько циклонов в год. Использование снимков со спутников в практических и научных целях вызвало к жизни новые науки — спутниковую метеороло­гию и спутниковую океанографию.

Интересно то, что недавно были обнаружены цикло­ны не только в атмосфере, но и в океане. В океане это — устойчивые вихри с вертикальной осью, имеющие в по­перечнике сотни километров и перемещающиеся со скоростью 0,5 — 1 километр в час. Изучение этих вихрей только начинается.

Пути атмосферных циклонов не остаются постоянны­ми. Например, южные циклоны обычно идут группами по 5 — 6 по одной и той же «дороге» друг за другом. Новая серия циклонов идет уже другим путем. Многие исследователи занимались изучением путей циклонов. Некоторые из них объясняли этим изменением даже явления общественной жизни. Так, один американский исследователь пытался доказать, что падение Римской империи было обусловлено резким уменьшением урожай­ности полей в связи с высушиванием почв, которое было вызвано изменением путей циклонов и сокращением ко­личества осадков.

На климат Черного моря большое влияние оказыва­ют два антициклона: Сибирский (зимой) и Азорский (летом). Оба они образуются в областях, более охлаж­денных по сравнению с окружающей местностью. Влия­ние антициклонов приводит к устойчивой ясной погоде: холодной — зимой и теплой — летом. Кроме того, климат и погода на Черном море во многом определяются про­хождением циклонов с Атлантики или Средиземного мо­ря. Циклоны обычно приносят дождливую неустойчивую погоду.

Зимой отрог азиатского (Сибирского) антициклона создает над Черным морем устойчивые северо-восточные ветры, знаменитые черноморские норд-осты. Особенно сильный ветер наблюдается в Новороссийске. Это так называемая бора (сильный холодный ветер с гор). Отли­чительной особенностью боры является исключительно большая скорость ветра — больше, чем где-либо в СССР. Ветер со скоростью более 34 метров в секунду считается ураганным. При боре скорость ветра часто достигает 40, а при порывах — даже 80 метров в секунду. Очень опас­ны быстрые колебания скорости ветра. В течение минуты ветер может усилиться с 10 до 60 метров в секунду. Бывали случаи, когда такие порывы ветра опрокидывали железнодорожные вагоны.

Наблюдается бора, как правило, зимой, температура воздуха падает в это время иногда до 20°С ниже нуля. Иногда бора сопровождается обильным снегопадом.

Брызги воды, поднятые ветром в порту, сразу же за­мерзают. Моряки ведут непрерывную борьбу с обледене­нием, грозящим гибелью судов. Обледеневают порталь­ные краны, причалы покрываются толстой коркой льда.

Бора — не такое уж редкое явление в Новороссийске, она бывает здесь 40 — 50 дней в году, хотя не всегда достигает сокрушительной силы. Название «бора» ми­фологическое и происходит от имени бога северных вет­ров Борея. Наблюдается бора не только в Новороссий­ске, но и в других районах мира: на Средиземноморском побережье Франции, на Новой Земле, на Урале и даже в Антарктиде.

Влияние Сибирского антициклона зимой и Азорско­го антициклона летом иногда ослабляется при воздейст­вии циклонов, приходящих с запада, северо-запада или юго-запада на Черное море, или проходящих по евро­пейской части Советского Союза. При прохождении циклона погода на море меняется следующим образом: вначале, когда проходит восточная часть циклона, начи­нают действовать южные ветры, часто сильные, но не­продолжительные. Волнение развивается быстро, волны бывают крутыми, на море много барашков. Температура растет, время от времени идут дожди. При прохождении южной части циклона наблюдаются устойчивые запад­ные ветры, порой сильные, идет крупная зыбь, часто выпадают осадки. Когда в этот район моря приходит за­падная часть циклона, начинаются северо-западные и северные ветры, неустойчивые, иногда сильные, погода проясняется, температура резко падает.

Влияние рельефа суши в районе береговой полосы сильно сказывается на распределении осадков. Принято считать, что у моря осадков много. Между тем это не всегда верно. Например, побережья Перу и Чили в Юж­ной Америке сухи и безводны, ибо там действуют обычно ветры с гор, приносящие сухой ветер, а вдоль берега идут холодные течения, которые способствуют возникно­вению устойчивого состояния воздуха, внизу — холодно­го, наверху — теплого. Как известно, там, где нет восхо­дящих потоков воздуха, нет и осадков.

У нас на Кавказском побережье положение противо­положное. Ветры дуют с моря, циклонические системы на своем пути встречают горы, и происходит выпадение осадков. На Крымском побережье, расположенном вдоль движения основных воздушных потоков, осадков гораз­до меньше, чем на Кавказском.

Существенной особенностью морских побережий яв­ляются бризы. Как любой ветер, они дуют из области большего давления в область меньшего, днем — с моря на сушу, ночью — с суши на море. Морские бризы при­носят приятную прохладу и чувствуются даже на рассто­янии 20 — 30 километров от берега.

Можно отметить еще так называемые фены, развива­ющиеся на тех побережьях моря, где есть горы. Фен представляет собой теплый, сухой ветер, дующий с гор. В Сочи, например, при фене относительная влажность воздуха падает до 10— 12 процентов. Если обычно к ве­черу бывает прохладнее и свежее, то при фене с гор тянет теплом и ощущается недостаток влаги. Действуют фены обычно весной, иногда осенью и зимой, продолжа­ются они 1 — 2 дня, редко неделю. Возникают фены в том случае, если давление по одну сторону горного хребта больше, чем по другую. Массы воздуха, двигаясь от вы­сокого давления к низкому, переваливают через хребет. При поднятии их на хребет температура воздуха пони­жается незначительно — на полградуса на каждые 100 метров подъема. Такое незначительное понижение тем­пературы связано с тем, что при охлаждении воздуха имеющаяся в нем влага конденсируется, при этом выде­ляется тепло. В процессе опускания воздушных масс по другому склону нагревание сухого воздуха происходит на один градус на каждые 100 метров. Следовательно, воздух будет теплым и сухим, что и наблюдается при фене.

Иногда над морем проносятся смерчи. Причина появ­ления смерчей — неустойчивое состояние атмосферы, при­ток холодного воздуха в район, занятый теплыми воз­душными массами. На Черном море смерчи чаще всего образуются осенью, когда воздух с охлажденной суши приходит на еще теплую поверхность воды. Смерч — это атмосферный вихрь, в нем происходит постоянное вра­щение воздуха по направлению против часовой стрелки с подъемом вверх. Обычно смерчи появляются при гро­зе, когда по небу ползут лохматые черные тучи. Внезап­но часть такой тучи начинает вытягиваться вниз ворон­кой, которая все время вращается вокруг своей оси. На­встречу ей снизу поднимается столб водяных брызг, про­изведенных сильным круговым движением воздуха. На­конец обе части смерча сливаются, и он, продолжая вращаться, несется вперед. Иногда смерчи выходят на сушу, а порой и возникают на ней.

Внутри такого вихря находится область резко пони­женного давления. Были случаи, когда дома, попадав­шиеся на пути смерча, разлетались от напора воздуха внутри здания, так как у них давление внутри было го­раздо больше, чем давление в смерче. Такое же явление происходит с глубоководными рыбами, поднятыми на поверхность моря: они погибают от избытка внутреннего давления.

Если смерч выходит на берег, то он поднимается обычно вверх по долине реки, впадающей в море, и, прой­дя несколько километров, разрушается. Огромные массы воды, заключенные в смерче, падают на землю, и река разливается. Поэтому категорически запрещается оста­навливаться на ночлег в пойме рек.

Смерчи — опасное явление. Иногда смерчами в воз­дух поднимались целые суда, которые переносились за­тем на несколько сот метров и падали в воду сильно поврежденными. В ночное время смерчи обычно светятся, что представляет собой грозное зрелище.

Охарактеризуем теперь коротко климат отдельных районов Черного моря.

Основная часть моря имеет теплую влажную зиму и жаркое сухое лето. На северо-западных и западных берегах — степной климат (холодная зима и жаркое ле­то). На восточном побережье, к югу от Туапсе,— кли­мат влажных субтропиков (жаркое лето и теплая влаж­ная зима). На южном побережье — относительно холод­ная зима и жаркое лето.

Среднегодовая температура воздуха в Одессе 10°С, в Ялте 12°, в Сочи и Гагре 14°С. Средняя температура января в Одессе минус 3°С, в Крыму 4°, в Батуми и Гаг­ре от 6 до 7°С. Средняя температура июля в Одессе 23°С, в Гагре 24°С, то есть почти одинакова на всем по­бережье.

Туманы особенно часто встречаются в северо-запад­ной части моря. Там число дней с туманами составляет четверть года. Влажность воздуха зимой 70—90, летом 60—75 процентов. На юго-восточных берегах моря зи­мой влажность воздуха значительно снижается в резуль­тате действия фенов.

Осадков в северной и западной частях выпадает в год 300—500 миллиметров, в восточной и южной частях 700—800 миллиметров, в юго-восточной части моря — до 2500 миллиметров. Снег выпадает зимой во всех рай­онах моря. Наименьшее количество снега бывает в юго-восточной части. В Сочи и Хосте снег лежит в среднем 8 дней в году.

Сравнивая приведенные выше цифры, мы видим, что наиболее теплый климат имеют районы субтропиков Крыма и Кавказа. Хотя каждое время года отличается своеобразной красотой, но особенно хороша здесь осень, которую по праву называют бархатным сезоном. В это время стоит всегда теплая, но не жаркая погода, нагре­тое за лето море как бы обогревает прибрежные районы. Купальный сезон продолжается в течение всего октября а иногда и в ноябре.

Зимой и весной в районе Сочи — Батуми часто на­блюдается дождливая погода. Многие считают это не­достатком наших курортов. Но дожди — это друзья чело­века. Дожди полезны в санитарном отношении, они смы­вают и уносят возбудителей инфекций, которых так мно­го в теплых районах, они освежают воздух и очищают его от пыли.

comments powered by HyperComments