2 месяца назад
Нету коментариев

Один французский философ сказал: «Посмотрите на ба­бочку, и вы поверите, что бог есть». Неизвестно, чего больше в этом утверждении: мистической экзальтации или поэтичес­кой мысли? Но слаженность, стройность, целесообразность и красота всего, чем окружает нас природа, издавна поражали воображение людей, вселяли в них веру в сверхъестественное, «божественное» творение.

Церковники испокон веков твердили верующим: «Огляни­тесь кругом. Поглядите только, как разумно, соразмерно ус­троено все. Как взаимополезны и взаимозависимы все орга­ны нашего тела! Да и мир, окружающий нас, устроен как раз так, чтобы быть наиболее удобным для венца человека! Раз­ве могло обойтись здесь без руки всемогущего?..»

Поэтому не удивительно, что до сих пор многие люди, на­слушавшись россказней религиозных проповедников, думают, что лишь «всевышнее» существо было способно создать мир. где царила бы такая согласованность и порядок.

Известно, что животные и растения в борьбе за существо­вание приобретали такие качества, которые помогали бы им жить и быстрее размножаться. Заяц-беляк, ласка, белая ку­ропатка и многие другие животные становятся зимой белы­ми, чтобы их не заметили на снегу враги. А летом все они приобретают серую или желто-коричневую окраску — под цвет песка, глины, листвы. Это да быстрые ноги или крылья, пожалуй, главная их защита от хищников. Рыба камбала из­меняет свою окраску под цвет грунта, на котором лежит. И если ее поместить на дно, нарочно раскрашенное в черно-бе­лую клетку, то и чешуя ее станет похожа на шахматную доску.

Больше того. Некоторые животные, спасаясь от своих вра­гов, на протяжении многих поколений приобрели отпугиваю­щие окраски. Живет, например, в Бразилии бабочка с экзо­тическим названием каллиго. Жизни ее постоянно угрожают насекомоядные птицы. Но и у них есть враг. Это сумеречная хищная сова. И вот происходит невообразимое. Заметив бабочку, птица бросается на нее. Но тут каллиго переворачи­вается вниз головой и падает на ветви, обратившись к птице изнанкой своих крыльев. И птица вместо бабочки видит пе­ред собой … сову. С двумя выпученными глазищами, острым клювом и точным совиным опереньем. Цепочка голубоватых чешуек в центре крыла бабочки передает даже выпуклость глаз совы. И что интересно еще. Каллиго летают только в су­мерки, как раз в то время, когда просыпаются и вылетают на охоту злейшие враги насекомоядных птиц — совы.

Знай французский философ об удивительной каллиго, он, пожалуй, еще больше уверовал бы в существование бога. Но люди науки, изучающие жизнь природы, не удивляются таким необычным на первый взгляд вещам. Эволюционная теория Ч. Дарвина доказала, что порой неожиданные и каза­лось бы необъяснимые, сверхъестественные особенности жи­вотных и растений появились не по велению бога-творца, а в длительном процессе становления и развития жизни на Зем­ле, в результате борьбы видов за существование и естествен­ного отбора.

На протяжении веков и тысячелетий у отдельных живот­ных и растений возникали небольшие изменения. Изменения эти были подходящие для жизни этих животных и растений в изменившихся условиях. Они помогали в борьбе за сущест­вование. Растения и животные с новоприобретенными приз­наками лучше выживали, скорее размножались. Таким обра­зом, изменения закреплялись за новым видом животных и ра­стений, передавались от поколения к поколению по наследст­ву. Поэтому не удивительно, что заяц-беляк и ласка становят­ся зимой белыми, рыба камбала окрашивается под цвет грун­та, а бразильская бабочка каллиго отпугивает своих врагов, обретая сходство с совой. Их дальние предки, у которых не было таких выгодных изменений и которые не приобрели этих свойств по наследству, просто не могли выжить в постоян­ной борьбе с многочисленными врагами.

Стараясь доказать существование бога-творца, церковни­ки указывают также на кажущуюся разумность некоторых животных. Они стараются подменить учение великого русско­го физиолога И. П. Павлова о высшей нервной деятельности ссылками на божий промысел. Действительно,инкубаторские цыплята, например, без матери, только что вылупившись из яйца, начинают бегать и клевать зерна. Кто мог научить их этому? «Бог», — заявляют проповедники. Наука отвечает на этот вопрос иначе. В результате длительного развития из по­коления в поколение передаются и закрепляются у животных бессознательные, так называемые безусловные рефлексы. В поведении однодневного инкубаторского цыпленка, с точки зрения материалистической науки, нет ничего божественного, данного свыше. Используя павловское учение об условных, приобретенных в процессе жизни и безусловных, врожденных рефлексах, можно научить этого самого цыпленка, чтобы он по звонку или вспышке света бежал в определенное привыч­ное место, где обычно получает корм. Неужели и в этом пове­дении цыпленка церковники видят вмешательство всевышней силы?

Кажущаяся разумность, продуманность поведения живот­ных обманчива. Кто не удивлялся, скажем, наблюдая за жизнью пчел? Какие они замечательные строители! Часто пчел называют даже архитекторами и математиками. Соору­жая соты, например, они строят ячейки так, что при наиболь­шей вместительности меда на них уходит наименьшее коли­чество воска. Можно подумать, что пчела, и вправду, способ­на произвести такой сложной расчет, который под силу толь­ко ученому-математику. Но в действительности пчела дейст­вует инстинктивно, слепо. Столь искусно строит она свои со­ты не потому, что у нее, подобно архитектору, есть свой план. Она просто унаследовала это поведение, которое возникло и развилось у ее далеких предков, потому что оно полезно для пчел. Опыты показали, что когда из ячейки мед уже удалили, пчела все равно заделывает ее, хотя это уже бесполезно.

Или еще пример. Кажется, что черные дятлы, живущие в наших лесах, очень продуманно действуют. Быстро, без ошиб­ки находят они дерево, под корой которого есть насекомые. Но когда ученые перевезли несколько таких черных дятлов в Южную Америку, дятлы повели себя совсем неразумно. Все­возможные съедобные насекомые кишмя кишат на коре тропи­ческих деревьев. А дятлы по-прежнему долбили кору в поис­ках пищи, которой там не было. Долбили, пока не погибли. Вот вам и разумность, продуманность поведения многих жи­вотных. Инстинкт — и не больше.

Разум, способность творчески мыслить присущи только человеку, утверждает материалистическая наука. Только че­ловек, вооруженный знаниями, добытыми в процессе труда, может познать, изучить природу и, познав, преобразовать ее.

comments powered by HyperComments