1 месяц назад
Нету коментариев

«Краткая энтомология» отнюдь не является учебником и не ставит своей целью изложение сведений по морфологии, анатомии и физиологии насекомых. Её задачи гораздо скромнее: ознако­мить с биологией очень немногих видов насекомых, в основном тех, с которыми учитель может встретиться при прохождении курса зоологии в VII классе средней школы.

Подбор видов для курса зоологии весьма не лёгкая задача: нужно всего на нескольких примерах ознакомить учащихся с исключительным многообразием насекомых. При этом, как тре­бует того программа, отобранные формы должны быть такими, с которыми учащиеся знакомятся не только на уроке, по книге или учебным коллекциям, но легко могут наблюдать их и в при­роде или в уголке живой природы. Больше того, желательно, чтобы эти насекомые были интересны не только «теоретически», но имели бы и то или иное хозяйственное значение. Возможный набор имеющих хозяйственное значение насекомых достаточно велик, но лишь очень немногие виды заслуживают включения в школьный курс. Важно, чтобы учащиеся не только могли увидеть вредителя в природе, но имели бы возможность и понаблюдать его, а с этим связано определённое требование к объекту: доступ­ность его для наблюдений в природе или в садке. Политехнизация обучения требует не просто сообщения учащимся тех или иных сведений, но и выработки у них практических навыков. Очевидно, в данном случае необходимо практическое ознакомление учащихся с наиболее простыми мерами борьбы с теми или иными вреди­телями. Это условие в свою очередь ограничивает возможный набор видов.

В книгу включено очень немного видов, причём подавляющее большинство их — виды, широко распространённые на терри­тории РСФСР. Автор старался подобрать такие виды, которые не только доступны для наблюдений, имеют хозяйственное зна­чение, но и позволяют в ряде случаев постановку тех или иных опытов, иллюстрирующих какие-либо общебиологические явления. В основном взяты виды, которые легко найти в саду, на огороде, почти в любом пруду, в ближайшем лесу. Исключением являются лишь колорадский картофельный жук (его нет в СССР), саранча и клоп черепашка, познакомиться с которыми в природе смогут учащиеся лишь очень немногих школ РСФСР. Но наряду с ними включены кузнечик и рапсовый клоп, виды широко распростра­нённые, и знакомство с прямокрылыми и полужесткокрылыми может быть проведено именно на них.

В книгу не включены медоносная пчела и тутовый, а также так называемый дубовый шелкопряд. Ограниченный размер посо­бия не позволяет уделить пчеле и шелкопряду достаточно места, краткое же изложение было бы лишь напрасной тратой бумаги: основные сведения об этих насекомых можно найти в любом учебнике зоологии, а более подробные — в книгах по пчеловод­ству и шелководству.

Набор видов, приведённых в пособии, позволяет отобрать несколько примеров для курса (сообразно местным условиям), даёт возможность использовать одни виды во время экскурсий, другие для наблюдений при внеклассных занятиях в уголке живой природы или на пришкольном участке.

comments powered by HyperComments