2 года назад
Нету коментариев

Название раздела звучит научно и недоступно. Пусть пока оно так и останется непонятным, поскольку вначале речь пойдет о творческом наследии И. П. Павлова. Труды Павлова получили мировое признание и в 1904 году были отмечены Нобелевской премией, высшей наградой, какую может получить ученый, работающий в области естествен­ных наук и медицины. Разумеется, не обошлось и без кри­тиков. Им казалось сомнительным, чтобы открытия, свя­занные с деятельностью слюнной железы, были справед­ливы и в отношении поведения животных в естественных условиях. Собака может делать многое: прыгать, рыть зем­лю, стоять на задних лапах и т. д. В ряде случаев она дол­жна решить, перепрыгнуть ей через препятствие или обой­ти его. В классическом эксперименте Павлова выбора нет. Животное обладает минимумом степеней свободы дейст­вия. Изучаются только условия, при которых раздражи­тель вызывает слюноотделение. В этой связи был введен термин «обусловливание» реакций животного.

Изобретательный американский психолог Б. Скиннер задался вопросом, можно ли определенные движения или действия обусловить так, чтобы они приносили животному некое вознаграждение. Скажем, мы обусловливаем пове­дение собаки, которая дает нам лапу, вознаграждением, со­стоящим в поглаживании или просто в приветливом слове, звучание которого доставляет собаке удовольствие. Опыт­ные собаководы предлагали вообще говорить не о возна­граждении животного, а лишь об удовольствии, которое оно получает при определенных условиях. В отношении людей под вознаграждением понимается нечто большее, чем просто приятное чувственное раздражение.

Теперь, пожалуй, ясно, что имеется в виду под поня­тием «обусловливание». Скиннер стремился обусловить такое поведение животного, которое оно способно выраба­тывать самостоятельно, а не такое, которое явилось бы ре­зультатом принуждения или дрессировки. Для этой цели он построил ящик, показанный на рис. 9. Сейчас такой ящик известен и широко используется во всем мире под названием «ящик Скиннера». К его узкой стороне крепит­ся на шарнирах горизонтальная дощечка, которая может быть легко опущена вниз, а затем возвращена пружиной в исходное положение. Под дощечкой находится нечто вроде чашки-кормушки. Снаружи за стенкой расположен сложный механизм, функции которого состоят в том, что после каждого нажатия на дощечку в кормушку падает корм в виде шарика. Все сооружение напоминает торго­вый автомат.

Схема ящика Скиннера

Схема ящика Скиннера

Для исследований в ящике Скиннера наиболее пригод­ны крысы. Как только крысу сажают в ящик, она начинает все усердно обнюхивать и карабкаться на стенки. При этом она однажды совершенно случайно нажимает на дощечку, в результате в кормушку падает шарик корма. Обычно жи­вотное этого не замечает. Продолжая обнюхивать все во­круг, крыса находит и пожирает пищу, что доставляет ей удовольствие. Она опять начинает возиться в клетке, вновь случайно нажимает на дощечку и постепенно обнаружи­вает зависимость между определенным движением — на­жатием на дощечку — и результатом этого движения. Как только временная связь между поведением и его резуль­татом закрепится, крыса начинает в быстром темпе нажи­мать на работающую наподобие рычага дощечку и наедает­ся досыта. Решающее движение животного было названо операцией. Оно обусловлено, так как пищу животное по­лучает только при условии совершения «операции».

Интересно отметить такую подробность. Современный ящик Скиннера оборудован автоматическими счетчиками, которые регистрируют каждое нажатие на рычаг. Посколь­ку одновременно записывается и время, результат наблю­дений легко представить в виде кривой. На рис. 10 приве­ден пример такой кривой. Нетрудно заметить, что вначале крыса нажимает на рычаг очень редко, затем число нажа­тий начинает медленно расти. После примерно 140 минут число нажатий вдруг возрастает очень быстро. Очевидно, именно в этот момент окончательно закрепилась временная связь между решающим движением и следующим за ним поощрением в виде выпадения шарика корма. В этом слу­чае уже можно сказать, что операция обусловлена. Теперь, надеюсь, читателю стало понятно название данного разде­ла книги.

График научения крысы в ящике Скиннера

График научения крысы в ящике Скиннера

Мне бы хотелось обратить ваше внимание на характер подъема в конце кривой научения крысы. Животное научается благодаря результатам совершенных им случай­ных действий в ходе обследования клетки. Подобный ха­рактер кривых научения был известен уже давно. Еще тогда ученые обращали внимание на крутой подъем в кон­це кривой. Они связывали начало подъема с тем, что жи­вотное наконец поняло зависимость между движением и его результатом. Таким образом, мы опять встречаемся с проблемой понимания, и это будет повторяться еще не один раз. Люди способны понять значение иностранных слов, найти решение математической задачи или постиг­нуть мораль басни о лисе и вороне. Во всех этих случаях обычно говорят о правильном понимании сути, как если бы речь шла об одинаковых процессах. Однако на самом деле это, разумеется, не так, ссылка на понимание с научной точки зрения недостаточно состоятельна. Но вот для об­условливания (и только для него) можно сказать, в чем, собственно, заключается такое понимание — это временная связь между поведением и его последствием.

В ящике Скиннера крысы могут самостоятельно не только решить, как правильно вести себя, но усвоить, ка­кую пользу приносит такое поведение. На рис. 11 показан ящик, на узкой стороне которого, так же как и в ящике на предыдущем рисунке, имеется дощечка, способная опу­скаться вниз при нажатии на нее. Впрочем, обычно ис­пользуется не дощечка, а тонкий стержень-рычаг, на ко­торый крысе удобно ставить свои передние лапки. Над дощечкой находится излучатель тепла, под действием ко­торого температура в клетке постепенно повышается и животному становится жарко. Если теперь крыса нажмет на рычаг, сработает находящееся снаружи устройство, ко­торое выключает ток, идущий к излучателю тепла. Одно­временно через зарешеченное окошко (на рисунке справа) начинает поступать холодный воздух, от которого крысе вскоре становится не по себе. Если теперь она опять на­жмет на рычаг, поток холодного воздуха прекращается и включается обогреватель. Крыса, заметившая, к чему при­водит нажатие на рычаг, начинает самостоятельно регу­лировать температуру в клетке. Следует также отметить, что для ученого работать с ящиком Скиннера очень удоб­но. Достаточно посадить подопытное животное в клетку, и можно заниматься другой работой. Через несколько часовсчитывают со счетчиков число нажатий на рычаг и пере­носят результаты на график.

Впускание крысой теплого, либо холодного воздуха

Впускание крысой теплого, либо холодного воздуха

У этой установки есть очень важная особенность. В основных экспериментах И. П. Павлова вначале дейст­вовал условный раздражитель (скажем, звук), а затем безусловный (например, вкусовой раздражитель). Экспе­рименты такого типа мы называем классическим обуслов­ливанием. Оперантное обусловливание в одном отношении существенно отличается от него. Нагревание кожи, если оно слишком сильное, во всех случаях для крысы непри­ятно, то есть является безусловным раздражителем. На­против, условным раздражителем является то, к чему при­водит действие с рычагом, так как крыса нажимает на него, только когда ей слишком жарко или, наоборот, слишком холодно. При разработанном Скиннером методе обусловливаниясначала действует безусловный, а затем условный раздражитель.

Суть временных связей и образуемых на их основе условных рефлексов объяснена нами здесь достаточно полно. Под рефлексом понимают реакцию, вызванную ка­ким-либо раздражителем; она может быть такой про­стой, как спугивание мухи со щеки, или такой сложной, как сосание молока новорожденными животными или детьми. Необходимым для этого движениям рта, гортани и грудной клетки не выучиваются — они врожденные. Но вызывающие их раздражители могут действовать на услов­норефлекторной основе, как это уже было показано па примере со щенками. Итак, говоря о поведении животных, следует поставить вопрос, является ли оно врожденным или приобретено в результате научения. С этой проблемой мы познакомимся в следующей главе.

comments powered by HyperComments