2 года назад
Нету коментариев

Отвечая на поставленный нами вопрос, думают ли жи­вотные, можно сослаться на стадии, предшествующие мышлению, на его элементы, которые встречаются во всех мыслительных процессах человека. Не все совершаемое нами в повседневной жизни требует применения наших высших мыслительных процессов. Часто наше поведение определяют сравнительно простые процессы, которые встречаются и у животных. Отсюда и заблуждение многих любителей животных, которые считают, что собака или коза, слон или косуля могут думать.

В отдельных разделах этой книги были подробно рас­смотрены стадии психической деятельности, предшест­вующие нашему мышлению, которые могут быть опреде­лены и объяснены только с помощью очень сложного ана­лиза поведения различных животных. Теперь мы кратко сформулируем их, чтобы не только напомнить о них чита­телю, но и дать ему общий обзор изложенного.

1.  Любители животных в прошлом столетии нередко были свидетелями совершенно поразительных форм пове­дения животных, после чего они приписывали этим живот­ным слишком большие способности, в том числе и способ­ность мыслить. Примеры поведения животных излагались ими неточно и недостаточно достоверно.

2.  К началу XX столетия было обнаружено, что крыс можно научить ориентироваться в лабиринте. При этом нетрудно  было установить количество ошибок во  время научения и время, необходимое крысе, чтобы выйти из лабиринта. Так был найден первый метод точного иссле­дования поведения животных. Основной итог этих широ­ких исследований в лабиринте сводился к тому, что научение лучше всего идет тогда, когда довольно короткие сроки тренировки прерываются паузами, после которых тренировка и, следовательно, научение продолжается. Способность крыс ориентироваться в лабиринте является интересным примером возможностей животных, которые значительно превосходят человеческие.

3.  Более важными были исследования И. П. Павлова, которому мы обязаны знанием условных рефлексов. Ус­ловные рефлексы необходимо подкреплять, иначе они уга­сают. Поведение животных в природе очень часто пред­ставляет собой проявление простого условного рефлекса. Синицы прилетают зимой к кормушке только в том слу­чае, если они регулярно находили там корм. Этого не бы­вает, если им в течение долгого времени не сыпать корм — условный рефлекс на кормушку исчезнет.

4.  Принято говорить, что комплекс раздражений «об­условливается» накопленным опытом животного. Это от­носится и к упомянутой кормушке. Тут необходимые ус­ловия создает человек, который сыплет корм. Однако жи­вотное может и само создавать условия для определенного поведения. Это происходит, когда собака царапает дверь, встает на задние лапы, случайно нажимает лапой на руч­ку — и дверь открывается. Она запоминает это, ее поведе­ние в этом случае является самостоятельно найденным ус­ловным рефлексом. Ученые называют такое научение жи­вотногооперантным обусловливанием.

5.  В природе   многие  животные   выполняют  сложные действия. Пауки ткут сети, пчелы и муравьи строят жи­лища, птицы, в особенности ткачики, часто строят весьма затейливые гнезда. При этом они проявляют врожденные способности, и их действия инстинктивны.

6.  Врожденные способности  животного часто исполь­зуют при их обучении. Яркий пример этому представляют дельфины. Способность выпрыгивать из воды у них врож­денная. Если перед их прыжком поиграть на флейте, а по­сле прыжка наградить рыбой, то они будут выпрыгивать уже после любого свистка. Обусловленное таким образом поведение чрезвычайно искусно. В управлении своими пла­вательными движениями и в тонкости слуха дельфины на­много превосходят человека.

7.  В мышлении человека очень большую роль играют условные взаимосвязи. Если повернешь выключатель, за­горится электрический свет; если потрешь спичкой о боковую сторону коробка, она загорается. Эти необходимые движения найдены не случайно, как это бывает при опе­рантном обусловливании у животных, а прививаются че­ловеку в молодом возрасте путем примера и обучения. Со­хранение условных взаимосвязей является простым про­цессом, образующим в нашем мышлении подпроцесс. Узнавать и запоминать условные взаимосвязи подобного вида могут и животные.

8.  С помощью слов люди не только называют тот или иной предмет, но и по каким-то, пусть даже частично схо­жим, качествам относят их к определенной группе пред­метов. Как бы ни были различны лампы, они все называ­ются по своему частичному свойству источником света. Поэтому    слово    «лампа»    не    просто   слово,   а   еще   и понятие.

9.  Животные могут распознавать и запоминать совпа­дающие частичные свойства различных фигур. Если рыбу, например, научить искать корм в большом круге и избе­гать меньший, то она выберет больший объект и в том слу­чае, когда ей предложат два разновеликих треугольника рядом. Она запомнила частичное свойство «относительно больший». Не менее поразительно, что птицы восприни­мают количество предметов и это становится содержанием их памяти. Они запоминают, что, например, при четырех точках корм будет,  а при трех — нет.   Считать   они   не умеют, а запоминают только количество в целом. То, что они  запомнили, является предварительным этапом обра­зования числовых понятий у человека.

10.  В природе у животного часто несколько возможно­стей достичь цели. Собака, стремящаяся попасть в сосед­ний сад, может попытаться перепрыгнуть через забор, мо­жет сделать под ним подкоп или сдвинуть непрочно при­битую планку либо взломать ее. Говоря научным языком, мы бы сказали, что собаке предстоит выбрать тот способ действия, который ей позволит лучше всего добраться до цели. Достаточно простые и ясные эксперименты с обход­ными путями показывают, что собака, как и другие млеко­питающие, сначала путем «проб и ошибок» учится тому, как ей обойти забор. Она еще не «знает» результатов своих действий, но хорошо запоминает все,  с чем познакоми­лась путем накопления опыта. Заучивание форм поведе­ния или движений нужно обязательно отличать от воспо­минаний об их результате.

11.  Формулировка «научение путем проб и ошибок» яв­ляется не совсем удачным научным термином. Многие жи­вотные при выборе способа действий ни в коем случае не руководствуются  только случайностью.  Скорее они  про­буют действие, при котором, согласно прежде приобретен­ному опыту, можно ожидать успеха. То, что происходит при этом в их психике, назвали «животной гипотезой».

12.  В отличие от собак и других млекопитающих обе­зьяны могут заранее оценить результат действия и сразу же делать то, что приносит желаемый успех. Классическим примером является эксперимент с палкой: перед клеткой шимпанзе кладут банан, обезьяна, не дотянувшись до пегорукой, берет палку и пододвигает плод в зону досягаемо­сти. Ее поведение является первичным решением задачи, когда отсутствует фаза испробования, как при вторичном решении задач у обучившихся путем проб и ошибок со­бак. Поэтому   мы   признаем   за   обезьянами   понимание, которое состоит в предвидении результата действия.

13.  На свободе шимпанзе   часто   употребляют   палки, прежде всего как оружие и значительно реже как орудие. В качестве оружия палка служит либо средством угрозы, тогда ею размахивают, сопровождая эти движения гром­кими криками, либо средством борьбы для непосредствен­ного удара по врагу. В этом отношении шимпанзе, живу­щие в различных местностях, отличаются друг от друга.

14.  Понимание у шимпанзе можно рассматривать как узко ограниченное доязыковое мышление. При совершении таких простых действий, как завинчивание авторучки, оно играет роль и в мышлении людей. Между тем все содер­жание своего мышления, мысли, люди выражают в словах, которые они узнают благодаря учебе и воспитанию. По­этому наше мышление является общественно, но не биоло­гически обусловленным. Оно служит труду, а именно об­щественно организованной производительной деятельности, результаты которой должны идти на пользу не отдельным людям, а всем трудящимся.

15.  Эксперименты с животными убедительно показали, что эффективность самого различного вида деятельности может необычайно возрасти в результате тренировки. Это, вероятно, справедливо и по отношению к людям. Чем луч­ше будет учиться молодежь, чем больше она будет упраж­няться, тем лучше разовьются ее способности. Связанные с этим проблемы сейчас тщательно изучаются наукой. При этом необходимо продолжать эксперименты и на живот­ных, что позволит еще лучше изучить их способности я найти возможности для их развития. По примеру И. П. Павлова мы изучаем поведение собак, крыс, уток, певчих птиц, антилоп и других животных не только из любви к животным, не только ради развития биологиче­ской науки, но и для установления некоторых общих зако­номерностей.

comments powered by HyperComments