2 года назад
Нету коментариев

Чтобы объяснить, что следует подразумевать под «по­ниманием», рассмотрим два примера из повседневной жизни.

Пишущая машинка внезапно перестала работать. Ма­шинистка стукнула по ней, рванула каретку, и машинка заработала вновь. Каждому ясно, что в данном случае речь идет не о понимании сути дела.

Водитель замечает, что у машины изменился шум дви­гателя. Он ставит машину на тормоз, открывает капот и осматривает мотор. Вскоре он обнаруживает, что оборвался ремень вентилятора и питание поступает к свечам от акку­муляторной батареи, которая больше не подзаряжается от генератора. Водителю стало совершенно ясно, что ехать на машине нельзя — аккумуляторная батарея очень скоро придет в негодность. К счастью, у него был запасной ре­мень, и он надел его. Только вникнув в суть случившегося, водитель мог исправить повреждение.

Из этих двух примеров ясно, в каком смысле мы гово­рим о понимании обстановки применительно к поведению людей. Но как при помощи этого понятия объяснить пове­дение шимпанзе?

Во всех рассмотренных нами случаях речь идет о ре­зультате (или последствии) поведения или какого-нибудь механического процесса. Если две шестеренки находятся в зацеплении и одна из них вращается, то вращается и другая. Вращение второй шестеренки есть следствие вра­щения первой. Такова логика вещей. Тот, кто так думает, поступает осмысленно, то есть с пониманием происходя­щего.

Попытаемся сформулировать, что мы подразумеваем под таким пониманием: способность предвидеть результат вполне определенной деятельности или какого-нибудь кон­кретного события. Эта способность делает ненужной пре­дварительное испробование возможного последствия такой деятельности.

Вспомним водителя. Если бы он не понимал обстановки, он, видимо, попробовал бы добраться до места назначения, не устраняя неисправности. Но опыт очень скоро показал бы ему, что это невозможно. Благоразумный водитель, зная о возможных неприятностях, заранее ограждает себя от них. Разумеется, в неизвестной ситуации предваритель­ные пробы могут оказаться совершенно необходимыми. Мы уже обсуждали такой случай на примере человека с клю­чом.

Ну а теперь пора вернуться к нашим шимпанзе, кото­рых мы снабдили палками. Можно ли их поведение объяс­нить пониманием обстановки? Критически настроенные ученые отвечают па этот вопрос отрицательно. Они выдви­гают два возражения. Во-первых, говорят они, тщетные попытки достать лакомство вытянутой рукой есть не что иное, как пробующее движение. Это соответствует истине. Во-вторых, они спрашивают, а что, собственно, еще мог бы сделать шимпанзе, как не схватите палку и не приблизить ею к себе приманку, вероятно, даже и не предвидя успеш­ного результата своих действий.

Это второе возражение против гипотезы о понимании, по-видимому, следует рассмотреть более внимательно. Вер­немся к фактам — они, а не противоречивые мнения уче­ных будут иметь решающее значение.

Итак, говоря об использовании палок шимпанзе, мы должны считаться с двумя возможными объяснениями. Одни ученые полагают, что без понимания дело не об­ходится. Другие считают, что в данном случае имеет место пробующее движение. Бесспорно, у обезьяны не было вы­бора, ей ничего не оставалось, как только взять палку. Но как объяснить результаты опытов с обходными путями, о которых мы так подробно говорили ранее? Ведь в этих опытах всегда имелся выбор из двух возможных линий по­ведения. Исследуемая собака выбирала, справа или слева обойти препятствие. А в экспериментах с палками и в опы­тах с ящиками у шимпанзе вообще не было выбора между различными линиями поведения.

Однако французские ученые разработали метод иссле­дования, в котором устранен недостаток, вызвавший воз­ражения критиков гипотезы понимания.

Достаточно взглянуть па рис. 38, чтобы сразу попять, как проходит эксперимент, основанный на использовании этой методики. Перед клеткой обезьяны построена из до­сок простая, прямоугольная система ходов. Сверху она от­крыта и по форме немного напоминает подкову со спрямленными углами. Ее концы доходят до решетки клетки, в которой сидит обезьяна.

Яблоко в лабиринте

Яблоко в лабиринте

В ходе опыта в поперечную часть системы ходов кла­дут яблоко, до которого обезьяна не может дотянуться. Но она получает палку, и у нее появляется возможность под­катить к себе приманку. При этом ей предстоит сделать выбор, по какому ходу катить яблоко — левому или пра­вому. Один из них перегорожен едва заметной решеточкой из тонкой проволоки. На рис. 38 она размещается в левом ходу (от обезьяны). Все это сооружение назвали «экспери­ментальной установкой с двумя ходами».

Может случиться (и так действительно часто случает­ся), что подопытное животное уже с первой попытки пра­вильно подкатывает яблоко по правому, свободному ходу и затем без труда хватает и съедает его. Но возникает вопрос, а не является ли успех шимпанзе случайным. Для ответа на него решеточку переносят в правый ход. Если обезьяна и теперь изберет правую сторону, то есть повто­рит то действие, которое в прошлом принесло ей успех, яб­лока она не получит. В большинстве случаев обезьяна предвидит это и катит яблоко по свободной стороне, пока оно не окажется в пределах досягаемости. Намного инте­реснее и с научной точки зрения гораздо убедительнее, когда обезьяна начинает неправильно катить яблоко, по очень быстро поправляется. В этом случае шимпанзе неко­торое время подталкивает яблоко в ту сторону, которая перегорожена, но вдруг останавливается, откатывает плод назад, а потом по свободному ходу подкатывает его к своей клетке. Именно прекращение действия, начатого без учета возможности достичь успеха, и делает это поведение столь интересным для исследователя. Вероятно, только в этот момент животное, учитывая последствия своих действий, замечает, что в случае их продолжения оно не сможет по­лучить яблока.

Теперь становится очевидным, что шимпанзе не во всех случаях заранее правильно оценивает последствия своих действий. Действие начинается как бы бездумно. Лишь в ходе его осуществления начинает играть роль предстоящий результат; обезьяна замечает, что с помощью избранного ею поведения она не добьется успеха.

В этом месте моего повествования я слышу реплику чи­тателей, которые говорят или хотя бы думают, что нечто аналогичное случалось и с ними. Мне остается только до­бавить: «И со мной тоже». Начинает вырисовываться нечто сходное между нашим мышлением и тем процессом, кото­рый протекает в голове обезьяны. О том, что разница меж­ду этими процессами не только велика, но и существенна, станет ясно позднее.

А пока вернемся к опыту с двумя ходами. Он вполне отвечает требованиям, предъявляемым к эксперименталь­ному исследованию понимания обезьян. Его результат будет лишь в том случае достоверным, если условия опыта обеспечивают возможность совершения двух различных действий, из которых лишь одно приносит желаемый ре­зультат. Если, несмотря на постоянное изменение условий, животное достаточно часто принимает правильное реше­ние, можно не сомневаться в способности животного пони­мать обстановку.

Эксперименты, подобные тем, что проводились с пал­кой или ящиками, можно считать устаревшими. Сегодня мы предъявляем более высокие требования к выводам, ко­торые можно сделать в результате проведения эксперимен­та. Опыт с двумя ходами в этом отношении выгодно от­личается от ранее описанных. И все же в одном отношении и он еще не удовлетворяет нас.

Исследователи, как правило, не уделяли должного вни­мания количественному анализу наблюдаемых явлений. Для простых задач можно и даже нужно заранее подсчи­тать, какое количество правильных решений может быть сделано случайно. Мы должны не только знать, что невер­ное решение имело место «иногда», а правильное «часто», необходимо располагать как можно более точными сведе­ниями об их числе и распределении во времени. Точно под­считав и измерив все, что делает (или не делает) животное, можно математически обработать полученные данные. При­менение современных статистических методов обработки результатов позволяет намного лучше и полнее объяснить рассматриваемые эксперименты. Кроме того, необходимо охватить исследованием как можно большее число особей и затем провести сравнение полученных результатов.

comments powered by HyperComments