2 года назад
Нету коментариев

В голове шимпанзе, так же как и у человека, находит­ся мозг. Мозг управляет всеми нашими поступками, хотя мы, люди, и не замечаем этого. По поведению животного можно судить о том, что происходит в его мозге. Опыты с множественным выбором показали, что животное способ­но распознавать и запоминать.

Все, что животное воспринимает и запоминает, совре­менная наука называет информацией, обработанной мозгом животного. Тем самым животное отражает объективную действительность. Но, разумеется, мозг не физическое, а биологическое зеркало. Любое отражение — это не просто восприятие объективных данных, а переработанное содер­жание психики. Убедительным примером тому служит рас­познавание величины и формы рыбами, на что способны, конечно, и шимпанзе.

К сведениям, которые поступают в мозг, относится но только то, что воспринято с помощью, скажем, органов зрения или слуха, но и ощущения собственных движений высших животных. Уже в ранней юности шимпанзе играет со стеблями и палками и таким образом приобретает опыт. Он включает запоминание того, что делала обезья­на, и того, что получилось в результате этой деятельности. Применительно к аппаратам, которые могут сохранять что-то для последующего использования, мы говорим о накоп­лении, сохранении информации. Фотография длительное время сохраняет прошедшую сцену, магнитофонная лен­та — произнесенные фразы.

Юный шимпанзе накапливает данные, которые исхо­дят как от его объективного окружения, так и от форм его движений. Человекообразные обезьяны могут использо­вать накопленную информацию. Например, мы видим, что в случае понимания результат действий шимпанзе в той или иной степени предвиделся заранее. В голове обезьяны взаимосвязаны данные о тех или иных формах ее поведе­ния и о возможных последствиях этих действий. Это такой вид переработки данных, к которому способны только обезьяны. Воспоминание определенной формы поведения можно передать словами «что-то приходит на ум» или, как это делает современная наука, назвать «актуализацией» накопленной информации.

Среди шимпанзе одним решения «приходят на ум» быст­ро, другим — только спустя какое-то время. Вот пример: американский ученый поставил перед шимпанзе двухмет­ровый ящик, открытый с обеих сторон (рис. 47), рядом с ящиком положил трехметровую жердь. На глазах у под­опытного шимпанзе экспериментатор кладет в середину ящика банан и закрывает ящик. Обезьяна должна шестом вытолкнуть плод из ящика. Все до одной обезьяны (а их было 12 особей) через то или иное время справились со своей задачей. Только самка Мамо, казалось, не сумела найти решения. Но на 13-й день проведения опыта она неожиданно схватила жердь, засунула ее внутрь ящика и вытолкнула банан с другого конца. Прошло 13 дней, пре­жде чем шимпанзе «пришло на ум» решение задачи. Лишь тогда в ее голове возникла плодотворная связь между вос­принимаемыми данными, с одной стороны, и накопленной информацией о возможном поведении — с другой.

Шимпанзе выталкивает палкой банан, лежащий в ящике

Шимпанзе выталкивает палкой банан, лежащий в ящике

Некоторые способности шимпанзе можно выявить только в экспериментах с животными, находящимися в нево­ле, так как приходится создавать условия, не встречаю­щиеся в природе. На рис. 48 показан продолговатый ящик. Открыть его можно с помощью дверцы, находящейся со стороны животного. Во время опыта в ящик кладут виш­ню, которую обезьяна должна достать. Открыть дверцу нелегко из-за большого числа всевозможных запорных устройств. Для простоты рассмотрения мы упомянем лишь некоторые из них. Во-первых, с боку дверцы находится крючок, который закладывается в ушко и открывается поднятием вверх. Во-вторых, сверху вставляется штырь, так что дверцу можно открыть, только вытащив его. В-третьих, от дверцы вдоль ящика идет цепочка, которая закручивается на противоположной стороне на закреплен­ном там коротком штырьке. Чтобы получить доступ в ящик, нужно размотать цепь, вытащить штырь и поднять крючок.

Открытие ящика

Открытие ящика

В целом все испытуемые обезьяны справились с этими запорами, безусловно проявив понимание. Справились они и с дальнейшим усложнением задачи. Выражаясь языком современной науки, шимпанзе так первично переработали данные, что определенные действия и результаты этих действий привели к желаемому результату. Вполне воз­можно, что описанные достижения суть проявления мыс­лительного процесса, который представляет собой особый вид переработки информации.

Различных видов и способов переработки информации много. Эта переработка по-разному проходит у живот­ных и человека, и мы вправе называть ее мышлением только при условии, что не будем забывать об огромной разнице между животными и людьми или тем более ис­кать лишь чисто биологического объяснения мышления и вообще поведения человека. Человеческое мышление пред­ставляет собой отражение объективной действительности. С помощью понятий человек проводит различие между об­щим и частным. В этом смысле люди обладают способно­стью, намного превосходящей способность шимпанзе не только распознавать, но и применять в своей деятельности то, что имеет общее значение. Размышления о чем-либо уже имеющемся и его целесообразное использование при­водят к изменению и расширению потребностей, которые играют важную роль в мышлении человека. А вместе с по­требностями меняются и люди.

То, что происходит в голове шимпанзе, значительно проще, чем те сложные процессы, которые протекают в мозге человека. В мышлении всех животных отсутствуют понятия, которые могут образоваться только при наличии языка. У животных имеет место относительно непосред­ственное отражение существующего, как это происходит у шимпанзе в случае с граблями и бананом. Поэтому мы говорим о доязыковом, образном мышлении животных. Их потребности не изменяются от поколения к поколению. Они включают прежде всего пищу, продолжение рода и защиту от различных превратностей жизни. Животные используют природу, но не изменяют ее в соответствии с изменяющимися потребностями. В этом смысле, как и пре­жде, справедливы слова Ф. Энгельса: «Коротко говоря, жи­вотное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; чело­век же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. И это является послед­ним существенным отличием человека от остальных жи­вотных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду» *. Попробуем теперь кратко охарактеризовать мы­шление животных и человека.

Мышление животных образное, доязыковое и не свя­зано с понятиями. Оно служит потребностям, которые остаются в основном без изменений.

В мышлении людей главную роль играют словесно вы­ражаемые понятия. Оно служит потребностям, которые благодаря прогрессу общества постоянно повышаются.

comments powered by HyperComments