2 года назад
Нету коментариев

В опытах по изучению способности рыб к научению используются небольшие кусочки картона различной фор­мы. В простейшем случае можно взять, например, черный четырехугольник, прикрепить его к проволоке, а перед ним на более топкой проволочке — маленький кусочек мяса. Обе проволочки изгибаются в виде вилки, как это пока­зано на рис. 17. Вилку укрепляют на краю стеклянного аквариума таким образом, чтобы прямоугольный «опозна­вательный знак» пищи находился снаружи, а прикреплен­ный к другому концу вилки кусочек мяса был опущен в воду прямо против него.

"Тренировочная вилка" для опытов с рыбками

«Тренировочная вилка» для опытов с рыбками

Если перед рыбой поставить задачу выбора, то нужен еще один опознавательный знак, так называемый «антизнак», скажем черный треугольник, перед которым укреп­ляют что-нибудь несъедобное, например маленький комо­чек ваты или шарик пластилина. Если оба опознаватель­ных знака показывать подопытному животному достаточ­но часто, оно быстро выучивается сразу обращаться к ука­зателю местонахождения корма, то есть прямоугольнику, и избегать треугольника.

Эксперимент завершается контрольным опытом, в ко­тором оба опознавательных знака выставляются без кор­ма. Если рыбка без колебаний подплывает к подкрепляв­шемуся прежде знаку, можно считать доказанными два момента. Во-первых, животное кое-чему научилось, и, во-вторых, оно способно различать форму предметов.

В этой связи возникает вопрос, способны ли рыбы раз­личать предметы одинаковой формы, но разного размера. Чтобы получить на него ответ, был поставлен опыт, в ко­тором использовали два черных кружка разного размера, причем у большего был прикреплен кусочек пищи. Рыбки справились и с этой задачей: они показали, что могут раз­личать опознавательные знаки или сигналы не только по форме, но и по размеру.

Следующий опыт дал совершенно поразительные ре­зультаты. Взгляните на рис. 18, где средняя пара кружков имеет знаки «+» и «—». Больший кружок указывал на присутствие пищи, и рыбка быстро научилась отличать его от меньшего. Десять раз подряд она выбирала его пра­вильно. Сразу же после этого ей показали верхнюю пару кружков с кормом у меньшего из них. Из десяти восемь раз рыбка подплывала к большему кружку, не обращая внимания на тот, который регулярно выбирала до этого. В третьей серии опытов рыбке, выдрессированной с по­мощью средней пары кружков, показывали меньший кру­жок рядом с еще более маленьким (нижняя пара). Почти во всех опытах рыбки выбирали относительно больший из этой пары кружок, хотя до этого они привыкли его из­бегать.

Сигнальные круги

Сигнальные круги

Итак, во всех случаях для рыбок важнее был не абсо­лютный размер кружков, а относительный. Они видели возбуждающее их нечто целое, одна часть которого была больше другой и поэтому, возможно, просто больше раз­дражала их сетчатку. Подопытное животное постоянно на­правлялось в сторону относительно большей части, около которой всегда находилась пища. Само собой разумеется, что и в этом случае ставились контрольные опыты без ис­пользования приманки.

В аналогичных опытах, но с опознавательными знака­ми другого рода можно было без особых трудностей вы­дрессировать животных реагировать, например, на серый цвет; в этом случае темно-серая пластинка означает при­сутствие пищи, а более светлая представляет собой анти­знак. Если рядом с уже известной животному довольно темной пластинкой поместить другую, еще более темную, почти черную, то оно будет ориентироваться, исходя не из объективной, а из относительной интенсивности окраски.

Эксперименты подобного рода ставились неоднократно. Их результаты не всегда были одинаковыми. Случалось, что испытуемые животные выбирали объекты по их абсо­лютным размерам или признакам. Мы не будем касаться здесь сложных проблем, связанных с получением различ­ных результатов. Одно неоспоримо, что есть животные, и среди них даже рыбы, которые могут выбирать, руковод­ствуясь относительными размерами или признаками объ­ектов. Чтобы объяснить эти способности животных, уче­ным пришлось немало поломать себе голову. И теперь еще они придерживаются по этому вопросу различных мнений. Необходимо, однако, чтобы мы больше внимания уделяли психологическому аспекту столь удивительных успехов внаучении животных.

Для различения признаков обсуждаемого объекта люди пользуются абстрактными понятиями, к которым относят­ся, к примеру, «большой» и «маленький» или «светлый» и «темный».Под абстрактным следует понимать частичное свойство воспринятого, общее по крайней мере для двух объектов, различных по своим другим характерным осо­бенностям, которые во внимание не принимаются. Выра­жение «дерево» является абстрактным в том смысле, что оно не учитывает характерных особенностей дуба, бука, березы, ясеня и т. д. Оно лишь указывает на совпадающие у всех признаки, а именно все они имеют ствол, ветви и листья. В этом отношении все деревья одинаковы, поэтому мы говорим о частичном совпадении различных объектов. В психологическом аспекте исследований следует, во-пер­вых, подмечать или узнавать частично совпадающие при­знаки, как, например, одинаковый цвет различных по фор­ме листьев. Частично совпадающее остается в памяти, там оно накапливается, образуя психическое содержание, ко­торое как бы сохраняется впрок. Во-вторых, мы обозна­чаем это содержание словом, в данном случае «зеленые».

Последнее не может сделать ни одно животное, так как у животных нет описательного языка. Однако они способ­ны распознавать частичное совпадение. Конечно, уверенно говорить об абстрагировании частичного свойства у жи­вотных нельзя; в лучшем случае они могут подмечать или распознавать, например, тот факт, что все округлые фигу­ры, о которых мы только что говорили, делятся на пары, где одна из фигур больше другой. В зоопсихологии мы обозначаем подобные достижения животных как подме­чание, или улавливание, соотношения. Как это объяснить, мы не знаем, но очень скоро увидим, что в подмечании частных совпадений животные способны на большее, чем то, о чем мы говорили до сих пор.

Но прежде мы остановимся на очень важных советских исследованиях, связанных с проблемой улавливания соот­ношений. В отличие от исследователей старшего поколе­ния советские ученые испытывали способности золотых рыбок, голубей и кроликов с помощью одного и того же метода. Они проецировали на боковую стенку аквариума или клетки квадраты различной величины. Во время про­ведения этих интересных экспериментов фигуры выстав­лялись не рядом друг с другом, как было в уже описанных нами опытах, а поочередно. Сначала животные видели больший квадрат и получали корм; реакция на фигуру была (выражаясь языком Павлова) подкреплена. После этого им показывали меньший квадрат, не подкрепляя его. Дрессировка удавалась после 3—13 индивидуально раз­личных подкреплений, а после 8—38 последующих демон­страций она окончательно закреплялась. Кролики и голуби обучались в среднем несколько быстрее, чем золотые рыбки.

Самым интересным результатом исследований было то, что в выборе больших или меньших фигур животные не всегда руководствовались соотношением их величин. Реа­гировали они и на абсолютную величину признаков, при­чем реакция животного зависела от времени между пер­вым сигналом и последующим появлением еще большего, до тех пор не показывавшегося квадрата. Реакции на аб­солютную величину преобладали, если вторая фигура по­являлась уже через полминуты после первой. И наоборот, все животные без исключения реагировали относительно, то есть на относительно больший или меньший квадрат, если видели его только через полторы минуты после пер­вого. При интервале в две минуты приблизительно поло­вина реакций была относительной, а другая половина аб­солютной. Наконец, при интервале в три минуты животные реагировали только на абсолютную величину фигур.

Различие результатов в более ранних исследованиях объясняется, вероятно, тем, что в них не учитывалось вре­мя между отдельными раздражениями. Благодаря дости­жениям советских ученых мы теперь знаем, что контроль­ное испытание для проверки относительного выбора лучше всего проводить через полторы минуты после предшест­вующего показа используемых при дрессировке фигур.

Подмечание частичных совпадений проявляется в еще большей степени, если рядом с небольшим кругом поме­стить сравнительно большой треугольник. Предположим, что подопытное животное отклоняет не подкреплявшийся вознаграждением круг. При появлении рядом с оставшим­ся без изменений треугольником очень большого круга выбирается круг, то есть больший объект, даже при усло­вии, что его форма отличается от формы подкреплявшего­ся до этого объекта. Эти результаты наглядно показаны на рис. 19. Запоминаемое животными частичное совпаде­ние фигур состояло в соотношении их величины, в то вре­мя как второе частичное совпадение, а именно форма (круг или треугольник), роли не играло.

Знаки различной формы и предпочтение их рыбкой

Знаки различной формы и предпочтение их рыбкой

comments powered by HyperComments