2 года назад
Нету коментариев

В природе животное не всегда может достичь своей цели прямым путем, будь то поиски пищи или бегство. Иногда путь ему преграждают непроходимые заросли, в другом случае — водоем или отвесная стена скалы. Обходя эти препятствия, животное приобретает опыт. Своеобразие этого опыта представляет величайший научный интерес и привлекает внимание многих ученых.

В принципе речь идет о заучивании движений, точнее говоря, форм движений. Сверля в доске отверстие, столяр вращает сверло, и, таким образом, форма обращения с этим инструментом иная, чем с клещами, которыми он выта­скивает гвоздь. Обучаясь письму, мы еще в детстве заучи­ли движения ручкой, которые стали для нас настолько привычными, что мы даже в темноте довольно правильно воспроизводим их.

А собаки, которые без всякого обучения встают перед дверью на задние лапы, нажимают мордой или лапой на ручку двери и выходят из комнаты? Запоминают они при этом две совершенно разные вещи. Во-первых, дверь, ко­торая стала для них привлекательным восприятием. Во-вторых, определенное движение, с помощью которого они достигают желаемого успеха.

Мы уже рассматривали эксперименты, когда животные открывали ящик, крышка которого имеет выступающий край и легко поднимается ими головой.

Эту задачу, которая часто ставится перед самыми раз­ными животными, можно усложнить с помощью защелки, которую необходимо сначала отодвинуть; только после это­го можно приподнять крышку. На рис. 28 показан енот, уже научившийся поднимать крышку ящика без защелки. Когда же к ящику прикрепили защелку, которую, чтобы открыть ящик, необходимо отодвинуть вперед, енот сначала попытался поднять крышку силой, но ему это не уда­лось. Тогда енот, которому очень хотелось получить лежа­щий в ящике корм, стал кружить около крышки, царапать ее лапами, пока случайно не отодвинул защелку и таким образом не открыл крышки. Поэтому защелка его скоро заинтересовала.

Енот научился отодвигать защелку на ящике с кормом

Енот научился отодвигать защелку на ящике с кормом

После нескольких успешных упражнений подобного рода енот стал сразу же класть свою левую лапу на защел­ку и пытаться, вначале довольно неловко, одолеть ее. (На рисунке изображен как раз этот этап научения.) Посте­пенно енот нашел наиболее выгодное движение лапой, по­сле чего он легко открывал ящик; прошла неделя трени­ровки, и енот научился выполнять задание быстро и ловко. Он последовательно выполнял два движения: движение лапой — для смещения защелки — и сразу же после этого движение мордой вперед под край крышки. До сих пор еще принято считать, что успех объясняется научением с помощью проб и ошибок. Скоро мы увидим, что при со­временных требованиях, предъявляемых к оценке дости­жений животных, такое простое объяснение явно недоста­точно.

Медвежонок поднимает крышку ящика с кормом

Медвежонок поднимает крышку ящика с кормом

Но прежде упомянем об эксперименте с бурым медве­жонком, который путем проб и ошибок научился подни­мать лапой крышку высокого ящика, становясь перед ним на задние лапы. Эти движения медвежонка очень напоми­нали поведение человека, которому нужно что-то вынуть из ящика. Если хорошо «отрепетированное» поведение медведя видит кто-либо из любителей животных, то не­редко потом от них можно услышать, что оно является доказательством интеллекта, ума и даже мыслительных способностей животного. На самом же деле пока мы мо­жем только сказать, что, прежде чем достичь цели, заин­тересованное животное делает целый ряд движений, пона­чалу в основном безуспешных; но какое-то, может быть, единственное, а может быть, и серия следующих друг за другом движений приносят желаемый результат. Поведе­ние, ведущее к достижению цели, запоминается, а без­успешное забывается.

Мы имеем дело с ситуациями, в которых в отличие от большинства экспериментов, связанных с решением задач на выбор, цель достигается не просто путем приближения, а только после выполнения более или менее сложного дей­ствия. Именно оно и является средством для достижения цели. В простейшем случае, не будучи в состоянии достиг­нуть цели непосредственно, животное (как и человек) при­бегает к обходному пути.

Обходные пути тоже должны быть заучены. Это легко продемонстрировать на поведении щенков собак. Для этого к забору или стене дома приставляют под прямым углом решетку двухметровой длины и на глазах у собаки пере­брасывают через нее приманку, скажем кость. Собака дол­жна быть молодой, в возрасте около трех месяцев. Если подобным образом испытывать собак постарше, то, хотя результат будет примерно таким же, мы не сможем точно сказать, что им не помог накопленный прежде при неиз­вестных обстоятельствах опыт.

На рис. 30 хорошо видно поведение собаки, на глазах у которой в первый раз бросили приманку через решет­ку (I). Обычно она направляется прямо к цели, достигает решетки, там бегает взад-вперед, пока случайно не подбе­жит к концу решетки, и уже тогда мчится к приманке. При второй попытке ее бег туда-сюда вдоль решетки уже короче (II). Если собака легко запоминает, то уже при третьей попытке она сразу же находит правильный обход­ный путь (III), что и повторяется в дальнейшем.

Фазы нахождения обходного пути молодой собакой

Фазы нахождения обходного пути молодой собакой

Простейшие задачи подобного рода показывают, что со­баки чрезвычайно отличаются друг от друга. Некоторые из них уже при второй попытке сразу же бегут по обход­ному пути. Другим необходима более или менее длительная тренировка, прежде чем они освоят кратчайший путь к цели. Встречаются и такие, которые уже при самом пер­вом испытании ведут себя правильно и, кажется, вооб­ще не нуждаются в трени­ровке или научении. В этом случае наверняка исключить случайность мы не можем, равно как не можем сказать, что у данной собаки нет опы­та встречи с заборами, кото­рый она могла бы применить. Кроме того, в подобных ис­пытаниях далеко не безраз­лична длина решетки. Неред­ко после удлинения решетки животное, только что проде­монстрировавшее свою «ин­теллектуальность», ведет себя как и все другие собаки. Ре­шетка должна быть целесооб­разной длины. Это понимает каждый, кто имеет опыт в обращении с собаками. Для овчарок, ротвейлеров и дру­гих крупных собак решетка должна быть больше, чем, на­пример, для фокстерьеров. Наш рисунок представляет собой три упрощенные схе­мы, построенные на основе обработки результатов много­численных испытаний. В практике экспериментирования одно испытание никогда полностью не совпадает с другим. Мы не будем говорить о причинах индивидуальных отли­чий, поскольку нас интересует характерное для всех опы­тов, а оно заключается в средних успехах возможно боль­шего числа животных.

Итак, попытаемся четко представить себе своеобразие опытов, связанных с поиском обходного пути. Их называют еще опытами с препятствиями. Скоро нам придется снова вернуться к ним. Решетки и ящики с открывающимися крышками, а также ящики с защелками служат препят­ствием, которое не позволяет животному непосредственно достичь цели. Во всех примерах можно видеть испробова­ние животным возможных действий, причем успешные за­поминались, а неудачные были забыты. Теперь мы знаем, что в этом и заключается научение животных, то есть мы с полным основанием можем подтвердить старую точку зрения, что оно происходит путем проб и ошибок. Между тем недавно появившаяся наука кибернетика позволяет нам не только по-новому взглянуть на некоторые биоло­гические факты, но и лучше, глубже понять оцениваемое.

comments powered by HyperComments