1 месяц назад
Нету коментариев

Амебы в книге помещен портрет!

Но не к лицу простейшему гордиться —

Оно умеет есть, ну, и делиться,

А шить, читать и умываться — нет.

Джулиан Хаксли

Биология как наука о живых организмах началась с того момента, когда человек впервые стал отличать полезных жи­вотных и растения от вредных и опасных. Стремление удо­влетворить материальные потребности приводило к возникно­вению той или иной области научного познания; так и био­логия самым тесным образом связана с производством пищи и попытками человека защититься от болезней.

Биологические знания значительно старше цивилизации, но систематическое и всестороннее изучение растений и жи­вотных началось сравнительно недавно. Первые биологи по­явились в Европе около трехсот лет назад (мы не говорим здесь о таких выдающихся ученых, как Аристотель в антич­ный период или Альберт Магнус в средние века). Открытия, сделанные во время далеких путешествий, стимулировали ин­терес к изучению живых организмов. Новые виды деревьев и зверей, новые съедобные растения и новые виды пищи вы­зывали хотя и односторонний, но весьма плодотворный инте­рес к биологии. Чтобы извлечь из этих открытий как можно больше пользы, понадобилась общепринятая классификация и система названий для всех известных к тому времени жи­вых организмов. Поэтому проблема классификации растений и животных в XVIII столетии привлекает внимание многих биологов.

Одним из таких открытий, сделанных в новых странах, было обнаружение там ранее неизвестных типов людей. Тем не менее Карл Линней, создатель системы классификации ра­стительного и животного мира, отнес все человеческие суще­ства к одному виду, названному им Homo sapiens,то есть человек разумный. Вот об этом виде и пойдет речь в нашей книге. Человек будет рассматриваться с точки зрения био­лога, но это совсем не означает, что человеческие нужды и желания останутся вне поля зрения. Биология человека — наука, представляющая практическую ценность для всех людей. Здоровье и болезни, пищевые ресурсы и размер и до­став человеческих популяций, разнообразие типов людей и их способности — во всех этих вопросах не только желательно, но и необходимо разбираться человеку XX столетия.

До XVII века образование было преимущественно гума­нитарным (с тех пор как отвергли прекрасную греческую систему, уделявшую немало внимания физическому, музыкаль­ному и театральному воспитанию). C некоторым опозданием люди теперь начинают понимать, что гуманитарное образова­ние — в лучшем случае половина образования, а полный курс должен включать и представления о методах и результатах самых разных наук, способствуя тем самым развитию науч­ного мышления.

В этой книге сделана попытка связать основные факты биологии человека с проблемами, стоящими перед современ­ным человечеством. Так, в гл. 1 рассматривается один из ос­новных вопросов всей книги — о природе и воспитании (или наследственности и окружающей среде). Можно ли изменить природу человека; что означает подобное высказывание и справедливо ли оно вообще? Более детально некоторые проб­лемы генетики человека анализируются в гл. 2. Последняя глава первой части рассказывает о размножении и развитии человека.

Следующие за ней шесть глав посвящены эволюции чело­века и различиям, существующим в настоящее время между группами людей (или расами), а также между мужчиной и женщиной. Подавляющему большинству людей известно, что человек произошел от обезьяноподобных предков; в гл. 4 в общих чертах обосновывается это положение, а в гл. 5 дается некоторое представление об эволюции самого важного чело­веческого признака — поведения. Людей отличает друг от друга не только внешность и цвет кожи; среди них есть умные, и глупые, добродетельные и преступные. Эти факты ставят перед обществом серьезные вопросы, и биология помогает разрешить некоторые из них.

Ряд глав посвящен различным проблемам человеческих, популяций. Человек, как все живое, чтобы выжить, должен? бороться с голодом и заболеваниями и в то же время размно­жаться. Поэтому в третьей части книги рассматриваются во­просы питания, заболеваний и колебания численности челове­ческих популяций.

Может показаться, что такой биологический подход к изу­чению человека принижает его до ступени «простого живот­ного». На самом деле чтение этой книги позволяет получить достаточно ясное представление об уникальном характере человеческого вида. Поэтому мы и не приносим извинений за объективное рассмотрение проблем, стоящих перед человече­ством. Доктор, просчитывая пульс у пациента, проводит такое же объективное измерение, как и инженер, который наблю­дает за работой двигателя и которого никто за это не крити­кует. Разумеется, человек гораздо сложнее любой машины, но это не должно мешать объективности наших суждений а самих себе.

comments powered by HyperComments