4 недели назад
Нету коментариев

Гораздо больше и не столь специальным языком можно сказать о взаимодействии наследственности и среды (или, как мы говорим, природы и воспитания). Определить, какая часть изменчивости данного признака, например роста, объ­ясняется наследственностью, а какая — воздействием окру­жающей среды, — одна из самых серьезных проблем. Лучше всего проследить это на особой группе людей — так назы­ваемых однояйцовых близнецах.

Существует два типа близнецов. У европейцев примерно три четверти близнецов появляются в результате одновре­менного выхода двух яйцеклеток, по одной из каждого яич­ника, в момент введения семени. Обе яйцеклетки оплодотво­ряются и развиваются бок о бок в матке. Небольшие млеко­питающие (кошки, собаки, крысы, кролики) и некоторые крупные млекопитающие (например, свиньи, львы, тигры) производят на свет одновременно нескольких детенышей. У человека такие близнецы называются двуяйцовыми; они могут внешне значительно отличаться друг от друга и, ра­зумеется, иметь разный пол. Близнецы другого типа разви­ваются из одного-единственного оплодотворенного яйца, на раннем этапе развития разделившегося на две самостоятель­ные части — каждая дает начало отдельному индивидууму. Так появляются однояйцовые близнецы. Генетически они од­нотипны, так как хромосомы в ядрах клеток всего организма произошли от одного набора хромосом, первоначально нахо­дившегося в яйцеклетке. Однояйцовые близнецы проявляют подчас поразительное сходство, не только внешнее, но и в эмоциональных особенностях. Они всегда одного пола.

Но, пожалуй, самым важным является то обстоятель­ство, что полностью они никогда не идентичны. Хотя чаще всего они растут вместе и их окружение почти также одина­ково, как и генетические факторы, все же можно заметить известные различия; правда, в среднем их гораздо меньше, чем между обычными братьями и сестрами или двуяйцовыми близнецами. Так, результаты специальной количественной оценки их умственных способностей различаются в среднем примерно на 9 баллов, в то время как у обычных братьев и сестер различие это доходит до 16 баллов.

Проявления заметных различий между однояйцовыми близнецами всегда чрезвычайно сложны. Для иллюстрации приведем такой пример: одна из двух сестер-близнецов ро­дилась с меньшим весом, медленнее росла, постоянно отста­вала в физическом и интеллектуальном развитии и чаще бо­лела различными инфекционными болезнями. Кроме того, на протяжении восьми лет у нее наблюдалась тяжелая форма гипертонии. У ее здоровой сестры кровяное давление было нормальным, но, как показали исследования, потенциально она тоже имела склонность к сужению сосудов; возможно, перенеси она в свое время какое-нибудь серьезное заболева­ние, и у нее развилась бы гипертония, как у сестры. По всей вероятности, такое различие у сестер-близнецов следует объяснить неудачным положением плода в матке; в процессе развития это привело к накоплению неблагоприятных факто­ров для одного близнеца, в результате его развитие, интел­лектуальное, эмоциональное и физическое, протекало по-иному во всех отношениях.

Любопытные исследования проводились с парами близ­нецов, разъединенных в раннем возрасте и выросших в раз­ных семьях и в совершенно непохожих условиях. Нередко приходится слышать, что, несмотря на это, близнецы оста­ются по-прежнему удивительно схожими. И в самом делеобычно это действительно так: известны случаи, когда раз­деленные пары близнецов находили друг друга уже взрос­лыми благодаря тому, что одного из них ошибочно прини­мали за другого. Правда и то, что сходство между однояй­цовыми близнецами, живущими совместно или раздельно, проявляется самым поразительным образом: даже кариесом поражаются часто одни и те же зубы. В отдельных случаях это сходство играет очень важную роль в жизни близне­цов. Сошлемся на такой пример. Два однояйцовых близнеца жили в Оксфорде; один из них умер от неоперабельного рака желудка, у оставшегося в живых рентгенологическое обследование не обнаружило никаких патологических изме­нений. Обследование повторяли каждые три месяца, и че­рез год обнаружилось слабое указание на утолщение в стенке желудка. Одних показаний рентгена было недоста­точно для принятия решения об операции, тем не менее боль­ного оперировали, удалив на ранней стадии раковую опу­холь — такую же, от которой умер первый близнец. Пациент выздоровел.

Но вернемся к близнецам, с детства воспитывающимся в разных условиях. Мы вовсе не всегда констатируем их чрезвычайное сходство между собой. К примеру, двух маль­чиков, уроженцев Глазго, разделили, когда им было три года: один из них остался в рабочем квартале города, дру­гой жил в деревне под Глазго. Когда им исполнилось шест­надцать лет, их сравнили и обнаружили, что умственные способности обоих выше среднего, но юноша, живший в го­роде, набрал 125 баллов, в то время как его брат, живший в сельской местности, — только 106. Оба они оказались хоро­шими футболистами, но у выросшего в деревне физическое развитие было лучше (в частности, он обогнал своего брата в росте на 2,5 сантиметра) и он проявил большую способ­ность к работе с различными механизмами.

Этот пример лишний раз подтверждает влияние окру­жающей среды на интеллектуальное и физическое развитие человека. Среда оказывает влияние и на эмоциональное состояние. В доказательство этого положения приведем та­кой пример. Две американские девушки — однояйцовые близ­нецы — с детства воспитывались в разных условиях. Одна росла в состоятельной семье, была окружена многочислен­ными друзьями и получила хорошее образование. Другая, воспитывавшаяся в бедной среде, не получила законченного образования, мало общалась с людьми. В результате первая в двадцать лет была веселой общительной и жизнерадост­ной девушкой, в то время как у ее сестры настроение то и дело менялось, она была застенчива, нерешительна, выгля­дела подавленной, страдала дефектом речи (шепелявила).

comments powered by HyperComments