1 месяц назад
Нету коментариев

… и будешь питаться полевою тра­вою. В поте лица твоего, будешь есть хлеб…

Бытие

Эта глава является связующей между гл. 4 и 5, где речь шла об эволюции и поведении человека, и четырьмя после­дующими главами, в которых обсуждаются проблемы пита­ния, заболеваний и народонаселения. В ней рассматривается эволюция человеческого общества. В гл. 4 человек был опи­сан как биологическое явление, причем главное внимание обращалось на его связь с другими млекопитающими, осо­бенно с обезьянами. Но, как можно судить на основании 5-й главы, человека отличает и уникальная форма общест­венной организации. Она уникальна потому, что у других животных с высокой «общественной» организацией, таких, как муравьи и пчелы, программа поведения генетически фик­сирована, тогда как отличительной чертой человека является его способность к обучению, особенно в молодости, и как следствие — гибкость поведения. Именно этим объясняется, что один-единственный вид Homo sapiens смог создать раз­личные типы обществ, а в некоторых районах (например, в Западной Европе или в Центральной Азии) смена одного общества другим происходила очень быстро.

Утверждают, будто одни формы существования для чело­века более естественны, чем другие, хотя неясно, что следует понимать под словом «естественны». Иногда состояние «есте­ственного» существования первобытного человека противопо­ставляют «искусственности» современной жизни. При этом подразумевают, что первобытный человек, как и большинство других животных, жил без общественной организации, ору­дий труда и речи. Но это не так. И общественная организа­ция, и орудия труда, и речь, и огонь в придачу существовали еще до появления Homo sapiens. Где бы и когда бы человек ни жил, он извечно объединялся в группы и изменял свою среду с целью удовлетворения собственных потребностей. Именно это и имеют в виду, когда говорят, что человек «со­здает свою собственную среду».

Общественная организация развилась из семейных групп. Стая современных обезьян обычно состоит из одного самца-вожака и нескольких самок с детенышами. Разделения труда между полами не существует, пищу приходится добывать всем. Для первобытного человека типична моногамия. Вклад женщин в добывание пищи сводился к сбору съедобных ра­стений, мужчина же обычно охотился. Кроме того, разделе­ние труда между полами дает матери возможность уделять детям больше внимание, а, как мы знаем, это совершенно не­обходимое условие, ибо общественное поведение человека зависит от постепенного обучения детей соответствующим на­выкам, привычкам и обычаям.

comments powered by HyperComments