4 недели назад
Нету коментариев

Анализ деятельности нервной системы мы начали с про­стого примера — рефлекса, который можно полностью опи­сать, используя термины «раздражение», «нервная актив­ность», «ответ». Нервная деятельность в данном случае за­ключается в непосредственной связи органа чувств с мышцей или железой. У животных с примитивной нервной системой поведение — не что иное, как рефлексы и аналогичные не­посредственные ответы на внешнее раздражение; все их действия определяются окружающими условиями. Даже при­обретая опыт, эти животные почти не способны как-то изме­нить поведение и потому зависят от непосредственных раз­дражителей. Независимость скоропреходящих нервных им­пульсов увеличивается по мере усложнения центральной нервной системы и достигает своего максимума у человека. Это находит свое отражение в рассеянности, всегда сопро­вождающей усиленное внимание к определенной задаче. Только в коре больших полушарий человека около 15 мил­лиардов нервных клеток. Каждая из них связана с множе­ством других клеток, причем связи эти постоянно видоизме­няются. Не удивительно поэтому, что поведение людей часто непредсказуемо.

И тем не менее самые разнообразные формы поведения, свойственные человеку, можно объяснить благодаря такому огромному числу нервных клеток. Возьмем для примера лю­бое сложное действие, скажем чтение нот при игре на форте­пьяно. На первый взгляд может показаться, что, взяв опре­деленный аккорд, пианист тем самым реагирует — пусть не­сколько сложно, но непосредственно — на специфический раздражитель, определенный рисунок знаков на бумаге. Од­нако, поразмыслив, мы вынуждены будем прийти к выводу, что такое предположение ошибочно, и ошибочно по двум причинам. Во-первых, рисунок знаков вовсе не специфиче­ский, или неизменный, раздражитель: аккорд будет сыгран и в том случае, если ноты напечатаны, и в том, если они на­писаны от руки, независимо от размера знаков и расстояния между ними. Эти и другие обстоятельства существенно ви­доизменяют картину, воздействующую на сетчатку глаза и побуждающую пианиста к исполнению определенного ак­корда. Во-вторых, здесь совсем не простая связь раздражи­тель — ответ, ибо ответ может варьировать в деталях: неза­висимо от того, как сыгран аккорд — одной рукой, обеими одновременно или различным сочетанием пальцев, — звук может быть одним и тем же. И конечно же, игра каждого исполнителя одного и того же произведения индивидуальна и неповторима в нюансах.

Связь речи со зрением

Связь речи со зрением

Итак, мы имеем здесь примеры того, что может быть на­звано «равноценным раздражителем» и «равноценным отве­том». В нашей повседневной жизни таких примеров множе­ство. Независимо от того, как исполнен мотив, в до-мажоре или в соль-мажоре, он будет узнан всеми. Пожалуй, еще бо­лее удивительным является тот общеизвестный факт, что мы понимаем слова, произнесенные с самым разным ударением, высоким или низким голосом, громко или тихо, быстро или медленно. Футболист может забить гол ногой или головой, а человек, потерявший обе руки, может писать, держа каран­даш пальцами ног. Эти примеры далеко не исчерпывают всей сложности нашего поведения. Многие формы его «самопроиз­вольны», то есть возникают вследствие внутренних процес­сов, происходящих в нервной системе и других органах, а не в результате непосредственных воздействий специфических внешних раздражителей.

Сейчас для нас более важна та особенность этих дей­ствий, что они выучены, что они являются результатом инди­видуального опыта, длительного процесса приспособления поведения к удовлетворению наших нужд и желаний в раз­нообразных условиях существования. То обстоятельство, что почти все наши действия есть результат научения, часто упу­скают из виду. Поэтому необходимо подробнее остановиться на этом вопросе.

comments powered by HyperComments