4 недели назад
Нету коментариев

В том же обзоре ФАО приводится таблица мировых по­требностей в продовольствии (данные относятся к 1960 г.). Цифры означают увеличение производства различных видов продовольствия (в %), необходимое для достижения удовле­творительного уровня питания во всем мире. (Расчеты осно­ваны на предположении, что население земного шара увели­чится на одну четверть.)

t_005

К 1960 г. увеличение мирового производства продовольствия превысило скорость прироста населения. Но, несмотря на это, бедность и полуголодное существование по-прежнему процветают во многих странах.

Нормальное питание людей зависит не только от производства, но и от правильного распределения. Сошлемся на пример СССР — перврй страны в мире, где осуществляется плановое производство и распределение продовольствия. Прежде в Советском Союзе основное население составляли крестьяне, которые (за исключением неурожайных лет) име­ли достаточно зерна, но мало мяса, овощей и молочных про­дуктов. Хозяйства были слишком малы для эффективного производства, а методы обработки земли примитивны. К тому же общая площадь обработанных земель была невелика. К 1939 г. 75% всех пригодных для обработки земель сосре­доточилось в колхозах, а большая часть остальной земли ста­ла собственностью совхозов. Посевные площади сильно рас­ширились, а остальные земли использовались под овощные культуры и под пастбища. С 1933 г. поголовье скота значи­тельно увеличилось (особенно крупного рогатого скота)— за пять лет на 646%. К 1935 г. была отменена карточная система на товары потребления. В 1947 г. (в 1941 г. в связи с нападением гитлеровской Германии советское правительство вынуждено было временно ввести карточную систему) она снова была признана ненужной. Но планирование распределения про­довольствия осталось.

В докладе Лиги Наций, опубликованном в 1936 г., осо­бенно отмечалось развитие системы общественного питания; даже в колхозах работали передвижные кухни, привозившие пищу прямо в поле. Особое внимание обращалось на питание детей, в частности на бесплатное питание в школах. Вероят­но, именно поэтому после революции в Советском Союзе на­блюдалось бурное увеличение роста и веса детей. Уже в 1925—1932 гг. ленинградские мальчики (в возрасте 13 лет) в среднем были на 8 сантиметров выше и на 4 килограмма тяжелее своих дореволюционных сверстников, а девочки — соответственно на 4 сантиметра и 3,5 килограмма.

Советский Союз — убедительный пример научного пла­нирования, осуществляемого в огромной стране с некогда почти полностью неграмотным населением; он чрезвычайно поучителен для других крупных аграрных и экономически не­развитых стран.

С другой стороны, на примере Великобритании во время второй мировой войны мы в состоянии проследить, каких успехов можно добиться в густонаселенной промышленной стране. Несмотря на падение импорта продовольствия, кото­рый нельзя было компенсировать производством продуктов питания в самой стране, уровень питания населения в целом повысился. Например, в 1943 г. потребление жиров снизи­лось, зато белков увеличилось; повысилось также потребле­ние витаминов и минеральных веществ, хотя вряд ли коли­чество витаминов A, B1, B2 и С полностью удовлетворяло все потребности.

Улучшение питания было вызвано тремя причинами: ра­ционированием основных продуктов по твердым ценам, нали­чием достаточного количества нерационированного продо­вольствия (хлеба и картофеля) также по твердым ценам, пол­ной занятостью и (как следствие этого) повышением мате­риального уровня неимущих классов. Правда, по окончании войны хлеб и картофель пришлось на некоторое время ра­ционировать, но это было сделано без заметного ущерба для населения. Производство сельскохозяйственных продуктов в стране и ввоз продовольствия определялись в основном из­вестными потребностями населения. Можно усмотреть даже некоторое сходство с программой Советского Союза: в Ве­ликобритании также было организовано общественное пита­ние по низким ценам; дети и матери получали дополнитель­ное питание; для рабочих некоторых специальностей суще­ствовал повышенный паек. Правительство вынуждено было признать, что нормирование продуктов, как и другие меры, будут малоэффективны, если население неправильно их пой­мет или будет нерационально использовать получаемую пищу. Поэтому делалось все возможное, чтобы пропаганди­ровать ценность пищевых продуктов. Людям пришлось в. корне менять свои привычки: ведь такие ценные продукты питания, как яичный порошок или сухое молодо, были ра­нее почти не известны, многие не привыкли есть сыр, а сыр был наиболее ценным из нормированных продуктов. Прихо­дилось разъяснять женщинам, как правильно использовать витамины (витамины выдавались женщинам и детям).

Примеры Советского Союза и Великобритании иллюстри­руют тот комплекс биохимических, экономических и социаль­ных проблем, который затрагивается при разработке продо­вольственной политики нации. Несмотря на трудности, уже сейчас можно с уверенностью указать основные меры, необ­ходимые для развития нормального питания в той или иной стране. Знание этих мер само по себе большое достижение. Правда, сейчас, если рассматривать мир в целом, эти меры еледует применять постепенно, а во многих странах и согла­совывать с развитием производства продовольствия. Тем не менее если оставшуюся часть текущего столетия человече­ство проживет в мире, то мы вправе с полным основанием ожидать решения продовольственной проблемы к концу XX в. Следствием этого явится невиданное ранее улучшение здоровья людей и процветание всех наций.

comments powered by HyperComments