4 недели назад
Нету коментариев

Каково же значение этих исследований для человека? Прежде всего генетически фиксированные формы поведения у человека играют подчиненную роль. Строим ли мы дом, общаемся ли со своими друзьями — мы действуем теми спо­собами, которым, сознательно или нет, были обучены. Наш набор невыученных возможностей (чихание, слюноотделение, моргание и т. д.) ограничен рефлекторным уровнем. Сюда же иногда относят и улыбку трех-шестимесячного ребенка, кото­рый таким образом реагирует на окружающих, но ведь ее можно вызвать и простой картонной моделью человеческого лица! Правда, это, как и плач, уже несколько более сложный случай, чем обычный рефлекс. Но все наши сложные дей­ствия — а сюда относятся взаимоотношения влюбленных, вос­питание детей и даже привычка к определенной пище — в огромной степени зависят от индивидуального опыта. Чело­веческие поступки, будучи продуктом общественных и куль­турных условий, в большой степени варьируют от одного сообщества к другому в отличие от довольно однообразных форм поведения всех особей какого-нибудь одного вида, рыб, например, или птиц (брачные игры, гнездостроительство и т. д.).

Преобладание элемента научения в поведении человека, как мы уже видели, связано с огромной массой мозговой ткани, не находящейся под непосредственным влиянием им­пульсов со стороны органов чувств. Эта масса нервных кле­ток в целом не содержит наследственно детерминированных структурных образований, обусловливающих вполне опреде­ленные формы поведения. Каждый нормальный человек об­ладает определенным нервным потенциалом, который позво­ляет ему развить такие сложные формы поведения, как речь. Но только в процессе развития человека формируется харак­тер его поведения как результат постепенных медленных при­способительных изменений. Развитие поведения зависит от того, что ребенок видит, слышит и чувствует, а также от того, насколько активно он сам воздействует на окружение. Для наиболее успешного научения необходимы постоянные дей­ствия, носящие самый разнообразный характер.

Следовательно, стадии развития поведения ребенка не только важны, но и необычайно трудны для изучения. Ни для кого не ново, что на формирование характера и способностей человека особое влияние оказывают ранняя тренировка и опыт. Не секрет, что определенный род занятий доступнее мо­лодым; например, большинство людей легче усваивают ино­странный язык в детстве. Но только недавно исследователям удалось показать, каким образом условия, в которых проте­кало детство ребенка, сказываются на его дальнейшем пове­дении.

Проводились самые различные опыты, среди них — изу­чение способов, при помощи которых люди учатся узнавать предметы по внешнему виду. Такого рода опыты ставились в Германии в 1932 г. Ученые изучали людей слепых от рож­дения, которые после операции обрели зрение. Позднее иссле­дования проводились на лабораторных животных.

Ранее полагали, что люди обладают врожденной способ­ностью к распознаванию по крайней мере простых форм, та­ких, например,- как квадраты или круги, — даже самый ма­ленький ребенок «мгновенно» и без труда определит разницу между ними. Однако это предположение оказалось оши­бочным.

Человек слепой от рождения (из-за врожденной катарак­ты), впервые увидев окружающий его мир предметов и кра­сок, в состоянии сообщить только о смешанной массе света и цветов. Назвать предмет он еще не может, как бы тот ни был знаком ему из прошлого опыта, приобретенного путем осязания, обоняния и т. д. Формы вообще нельзя «узнать»: чтобы отличить квадрат от треугольника или круга, прихо­дится считать углы, и то, что выучено сегодня, назавтра уже забыто. Если подопытному, уже изучившему цвета, показать апельсин, цвет рн, возможно, назовет сразу, а вот определить в этом предмете апельсин он не сможет, пока не потрогает его.

Здоровый человек узнает предметы, которые он видит (или слышит), даже когда их внешний вид меняется в зави­симости от расстояния, угла зрения и т. д. У излеченных боль­ных, которые только-только привыкают видеть, это обобщен­ное восприятие совершенно отсутствует. Известен, например, такой случай: мужчина, уже научившийся определять квад­рат из белого картона, не смог узнать его, когда ему пока­зали другую сторону, выкрашенную в желтый цвет. Объек­ты, названия которых были выучены в одном окружении, не узнаются, стоит выделить их на другом фоне или при другом освещении. Хотя здоровый взрослый человек никогда не сде­лает подобных ошибок, тем не менее и ему свойственны за­блуждения; недаром же мы в начале книги говорили, что есть люди, которые утверждают, будто все китайцы «на одно лицо», до тех пор пока не убедятся, что на деле это совсем не так.

В конечном итоге прозревший человек после долгих и упорных трудов может даже научиться читать, но это мучи­тельный и тяжелый опыт.

В чем же общебиологическое значение приведенных фак­тов. Прежде всего в том, что все поведение человека, даже самые простые его реакции, есть продукт научения: на про­тяжении весьма длительного периода беспомощного младен­чества и еще более длительной детской зависимости в результате приспособительных изменений в гибкой центральной нервной системе устанавливаются все основные формы пове­дения.

Это относится не только к интеллектуальному развитию, но также к эмоциям и общественному сознанию. Работы Фрейда и его последователей показали, что причины наруше­ния поведения (то есть психических заболеваний) иногда можно проследить вплоть до раннего детства. Мы распола­гаем многочисленными данными, свидетельствующими о влиянии детских впечатлений, связанных с семьей, на психику взрослого человека: отношение ребенка к отцу может в даль­нейшем сказаться на его признании авторитетов вообще, от­ношение мальчика к матери может найти отражение в его взаимоотношениях с женой, ранние впечатления девочки о старшем брате в дальнейшем нередко проявляются в ее от­ношении к мужчинам.

Этой проблемой серьезно занималась Всемирная органи­зация здравоохранения (ВОЗ). Результаты проведенных ис­следований собраны в книге «Материнская забота и ее влия­ние на психику ребенка». Полученные данные позволяют сделать следующий вывод: наиболее важный период в форми­ровании поведения человека — первые пять лет его жизни. Исследования в основном проводились на сиротах.

Установлено, что малыши, по тем или иным причинам на­долго разлученные с матерями и не имеющие тех, кто мог бы заменить им мать, очень скоро теряют аппетит, становятся малоподвижными, меньше шумят и поэтому иногда кажутся «воспитанными». Такие дети обычно отстают как в физиче­ском, так и в интеллектуальном развитии, причем длитель­ные наблюдения показывают, что отставание это может про­являться на протяжении всей жизни. Более того, отмечено, что среди молодых правонарушителей наиболее закоренелые чаще всего в детстве лишены семьи. У них, как правило, «приглушены» все обычные эмоциональные реакции: они рав­нодушны к наказанию, не способны к настоящей дружбе и. почти всегда становятся никудышными родителями.

На первый взгляд, казалось бы, можно сделать самый простой вывод: у этих подростков «плохая наследствен­ность», и независимо от воспитания их поведение так или иначе не было бы нормальным. Однако большинство тща­тельно проверенных наблюдений не дает основания считать, что подобные качества наследуются. Более того, аналогичные эффекты удалось получить экспериментально на животные в условиях, полностью исключающих генетическое влияние. Так, в опытах на однояйцовых близнецах-козлятах одного козленка каждой пары воспитывали обычным способом, а другого отлучали от матери. Отлученные козлята заметно отличались своим поведением: они плохо ели и легко возбуж­дались, стоило поместить их в темное помещение.

Все эти примеры свидетельствуют, сколь разнообразны и сложны пути формирования индивидуального поведения че­ловека. Каждый ребенок рождается с такой организацией нервной системы, которая постоянно изменяется в ответ на различные раздражения, пЬступающие от органов чувств, а определенные виды раздражений, получаемые ребенком извне, длительно, в течение всей жизни воздействуют на его поведение.

Сравнительное изучение различных типов общественной организации, вероятно, подтвердит справедливость этого по­ложения. По-видимому, на индивидуальное поведение людей, помимо семьи, влияет и общество, в котором они воспитаны. В справедливости этого положения мы неоднократно убеж­дались. Известен, например, случай, когда годовалого аме­риканского мальчика усыновила китайская семья, прожи­вающая в Китае. Когда, уже Молодым человеком, он вер­нулся на родину, то обнаружилось, что в его поведении (в отличие от внешнего вида) так много «китайского», что ему пришлось посещать специальные курсы, предназначен­ные для иммигрантов.

В гл. 7 мы еще вернемся к связи между расой и поведе­нием, точнее, к отсутствию таковой. А сейчас рассмотрим данные социальной антропологии, полученные после деталь­ного обследования условий, в которых воспитываются дети в определенных сообществах. Как показали исследования Грегори Бейтсона и Маргарет Мид, проведенные на жителях острова Бали, многие отличительные особенности поведения взрослых балийцев объясняются принятыми с детства обычаями. Так, исследователи установили, что жители остро­ва не испытывают такой быстрой мышечной утомляемости, как население других сообществ. Они склонны объяснять такое явление тем, что ребенка с самого раннего детства обучают в основном с помощью телодвижений или застав­ляют его подражать чему-то с минимумом словесных ука­заний — используются лишь «выразительные восклица­ния».

Отсюда понятно, почему балийские ремесленники при вы­полнении определенной работы напрягают только необходи­мые для этого мышцы: они в высшей степени обладают спо­собностью расслабляться. Балийцы придают также большое значение положению или ориентации тела в пространстве и испытывают особое отвращение к пьянству (хотя и не по соображениям морали).

Итак, в любом сообществе (приведем еще один пример, близкий нашему читателю. Широко рас­пространено мнение о природном чувстве ориентировки в пространстве у коренного населения сибирской тайги. Слава лучших охотников, провод­ников в экспедициях, казалось бы, подкрепляет это мнение. Но выясняет­ся, что дети, живущие и обучающиеся в интернатах, в то время как их родители продолжают работать в тайге, в дальнейшем ориентируются в ней с таким же трудом, как и всякий мало связанный с таежным про­мыслом человек) все стороны поведения ре­бенка — его положение и движения, его образ мыслей и чув­ства — систематически формируются под воздействием впе­чатлений, неосознанно получаемых с момента рождения.

comments powered by HyperComments