1 месяц назад
Нету коментариев

Общеизвестно, что результаты экзаменов, которые сдают дети, например при получении свидетельства об образовании, крайне ненадежны. Это объясняется не только тем, что экза­менаторы ставят самые различные оценки за один и тот же ответ. Так, иногда во время экзаменов по такому предмету, как английский язык, оценки за примерно одинаковые от­веты колебались от «неудовлетворительно» до «отлично». По­этому были предложены специальные тесты на проверку интеллектуальности, которые должны были служить объек­тивными и надежными показателями умственных способно­стей ребенка.

Разумеется, валено выяснить, насколько достоверны ре­зультаты таких тестов. Для этого необходимо, чтобы резуль­таты испытания с помощью этих тестов одного и того же ребенка были одинаковы на протяжении нескольких лет. Из­вестно, что средние результаты тестов группы людей с го­дами почти не изменяются. Это дало нам основание пользо­ваться средними групповыми данными в предыдущей главе. Однако постоянная групповая средняя не позволяет просле­дить за значительными расхождениями ответов индивиду­умов — мы имеем в виду случаи, когда одни улучшали, а другие, напротив, ухудшали свои результаты.

Чтобы выяснить надежность тестов, проводимых для опре­деления коэффициента интеллектуальности, необходимо пре­жде всего установить корреляцию теста с повторным тестом. В идеале повторный тест, проведенный вскоре после первого теста, должен дать аналогичный результат; в таком случае корреляция будет равна 1,0. Фактически она обычно равна примерно 0,9. Это значит, что из десяти детей, набравших 100 очков в первом тесте, у одного ребенка количество очков в повторном тесте колеблется от 112 до 88 (выше или ниже). Такое расхождение вряд ли может нас удовлетворить, осо­бенно если принять во внимание, что определенные выводы в отношении будущего детей делаются на оснований го­раздо меньшей разницы в отметках. Но уже совсем плохо, что при повторном проведении тестов с интервалом в не­сколько лет корреляция еще ниже.

Установлено, что тесты на интеллектуальность бессмыс­ленно проводить для детей, скажем, пяти-шестилетнего воз­раста из-за ничтожно малой корреляции с последующими тестами. Совершенно ясно, что интеллектуальное развитие детей различно: одни быстрее развиваются в раннем дет­стве, а потом их развитие замедляется, другие — наоборот; фактически КИ у нормального ребенка в течение нескольких лет может колебаться в пределах до 50 очков. Эти данные имеют большое практическое значение. Во многих английских начальных школах детей восьмилетнего возраста на основа­нии тестов делят на три потока; поток, состоящий из учени­ков с наивысшими показателями, готовят для поступления в среднюю классическую школу, остальных детей обучают с меньшей нагрузкой — предполагают, что они будут посту­пать в технические школы и школы, где не преподают клас­сические языки. В Шотландии примерно так же поступают с пятилетними детьми.

Не удивительно, что подобная система не позволяет де­тям в полной мере проявить свои способности. Специалисты пытаются исправить положение: они предлагают организо­вать «всеобщие» школы второй ступени, которые принимали бы всех детей старше одиннадцати-двенадцати лет незави­симо от их предполагаемых, способностей. Тогда среднее об­разование любого типа будет доступно каждому ребенку.

Что касается детей старшего возраста, то, возможно, тесты на интеллектуальность и имеют для них некоторую ценность, хотя, повторяем, они дают лишь чрезвычайно приближенное представление о способностях того или иного ребенка. Сле­дует помнить, что тесты состоят из вопросов, разработанных психологами, которые зачастую имеют предвзятое представ­ление о том, что может знать ребенок. Удивительно ли, что одни тесты больше подходят городским детям, чем сельским, а другие — детям обеспеченных родителей.

comments powered by HyperComments