1 месяц назад
Нету коментариев

Итак, чтобы объяснить, откуда возникло название этой главы, следует прежде всего подчеркнуть, что мы понимаем под поведением, и затем показать особую связь поведения с мозгом. Термин «поведение» имеет самые разнообразные зна­чения; мы же будем применять его по отношению к любым действиям человека или иного живого организма. Безусловно, помимо чисто автоматических движений, например дыхания, в понятие поведение человека входит речь, ряд сложных дей­ствий, являющихся продуктом сознания, а также секреция желез (например, при плаче или при потении). Следователь­но, под поведением животного мы имеем в виду совокупность деятельности всех его мышц и желез, и в этом смысле оно почти не отличается от других процессов, протекающих в организме. При всестороннем изучении поведения необходимо также учитывать деятельность органов чувств и нервной си­стемы, которая осуществляет связь между органами чувств, с одной стороны, и мышцами и железами — с другой.

Сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что из всех орга­нов, влияющих на поведение, мозг важнейший. Однако к та­кому заключению люди пришли не сразу. (Достаточно вспо­мнить известное выражение «бессердечный».) Чем же руко­водствуются современные ученые, утверждая, что именно мозг играет такую огромную роль в поведении человека? Прежде всего знанием последствий, к которым ведут те или иные травмы мозга. Так, повреждение определенных участков мозга может вызвать полную слепоту или глухоту, то есть не­способность реагировать на зрительные или слуховые воз­действия, а это, безусловно, сказывается на поведении. Из­вестно также, что повреждения мозга приводят к частичному или полному параличу. Но это, так сказать, серьезные по­следствия, а бывают сравнительно небольшие отклонения в поведении, вызываемые удалением или разрушением тех или иных областей мозга: ослабление умственных способностей или эмоциональные «сдвиги». Известен, например, случай, когда через переднюю часть мозга человека прошел желез­ный прут, пострадавший остался жив, но после этого его от­ношение к окружающим резко изменилось.

Ученые проводили многочисленные опыты, связанные с местной стимуляцией мозга. Результаты показали, что сти­муляция одной области мозга вызывает движение руки, дру­гой — раздражение определенного участка кожи.

Помимо непосредственных данных такого рода, общеиз­вестны косвенные, но не менее показательные свидетельства из области сравнительной анатомии. По сравнению с мозгом рыбы относительный размер мозга крысы (имеется в виду отношение веса головного мозга к весу тела) —этого типич­ного млекопитающего — больше. Соответственно и поведение ее неизмеримо сложнее; в частности, в экспериментальных условиях крыса выполняет гораздо более трудные задачи. Еще большее увеличение мозга, как мы уже отмечали в пре­дыдущей главе, наблюдается в последовательном ряду при­матов— от обезьян через человекообразных к человеку. Дей­ствительно, относительный размер мозга человека огромен. В соответствии с этими структурными отличиями возрастает сложность поведения.

Относительный размер почти всех отделов человеческого мозга велик; особенно это заметно на отделах, не связанных непосредственно с органами чувств или мышцами, — на лоб­ных, теменных и височных долях полушарий мозга. Опыты по изучению локализации функций в мозге показали; что эти области связаны с высшими психическими функциями — па­мятью, способностью выполнять очень сложные задания.

Более подробно на этом вопросе мы остановимся позднее, а сейчас, прежде чем перейти к функциям мозга, попытаемся внести ясность в один небольшой вопрос относительно раз­мера мозга. Известно, что размеры мозга отдельных лю­дей самые различные; если средний объем мозговой части мужского черепа колеблется в пределах 1300—1500 кубиче­ских сантиметров, то его нормальный размер у отдельных индивидуумов может быть от 1050 до 1800 кубических сан­тиметров. Казалось бы, эти цифры должны были навести ученых на мысль о возможной связи между размером мозга и умственными способностями (так называемой интеллекту­альностью) внутри человеческого вида. На самом же деле этого нет: в противном случае самые высокие умственные спо­собности были бы у эскимосов, так как, говорят, у них наи­больший размер мозга (более, чем об особенностях целого народа, здесь уместно напомнить об огромных индивидуальных различиях объема и массы мозга среди людей заведомо одаренных. Так, мозг Байрона весил 2238 граммов, Тур­генева — 2012 граммов, Уолта Уитмена—1282 грамма, а Анатоля Фран­са — всего 1017 граммов). Как мы увидим позднее, вопрос об измерении умственных способностей очень спорен, тем не ме­нее изучение объема мозговой части черепа в зависимости от коэффициента интеллектуальности, измеренного в специаль­ных тестах, показало почти полное отсутствие связи между ними. Зарегистрировано немало случаев умственно отста­лых людей с размером мозга выше среднего и людей с выдающимися умственными способностями при сравнительно небольшом мозге. Более того, у неандертальца, создавшего лишь примитивные каменные орудия, средний объем черепа был выше, чем у современного человека. Знай мы внутрен­нее строение его мозга, мы могли бы выяснить, почему же в конце концов неандертальцы были полностью вытеснены современными людьми (мозг неандертальцев, как об этом можно судить по слепкам мозго­вой полости черепа, имел и внешне различимые морфологические особен­ности). Помимо размера, мозг человека имеет чрезвычайно сложную микроскопическую структуру, которая дает широкие возможности для индивидуальной из­менчивости. Выявить ее, изучая только внешнее строение мозга, невозможно.

Относительный размер различных отделов головного мозга

Относительный размер различных отделов головного мозга

comments powered by HyperComments