В средней школе термин «физико-географическое райониро­вание» не употребляется. В действующей программе и учебниках для VI и VII классов говорится о делении материков и террито­рии СССР по природным условиям или об их делении на при­родные комплексы. Принципы этого деления не рассматривают­ся, а районирование не увязывается с физико-географическими закономерностями, которым, как мы видели, в настоящее время и в школе уделяется немало внимания.

При обсуждении названной программы (см.: География в школе, 1979, № 1—3) высказывались критические замечания по поводу отражения проблемы районирования в школьной геогра­фии и вносились предложения по устранению существующих не­достатков. То же самое имело место и на специальной секции по проблеме совершенствования преподавания географии в средней и высшей школе, работавшей на VII съезде Географического об­щества СССР. Подводя итоги обсуждения проекта программы, Л. М. Панчешникова (1979, с. 25) называет среди предложений по улучшению программы, которые надо учесть, следующие: 1) «ввести принцип деления материков на природные области» в VI классе, 2) «ввести знания о принципах выделения природных комплексов» в VII классе. Однако реализация этих предложений относится на будущее — до очередного пересмотра типовой про­граммы по географии.

В учебнике для VII класса (Соловьев и др., 1982) для терри­тории СССР принята двухступенная система единиц: крупная природная (или физико-географическая) территория — природ­ный комплекс. Указывается, что крупные территории различают­ся по геологическому строению и рельефу, проявлению широтной зональности (на равнинах) и высотной поясности (в горах). Од­нако не объясняется, что же такое проявление широтной зональ­ности и высотной поясности. Нет ничего об этом и в характери­стике «крупных природных территорий», где только перечисля­ются пересекающие их зоны или высотные пояса.

Из определения «крупной природной территории» следует, что она должна обладать геолого-геоморфологической однородностью й, если учесть размеры единицы, соответствовать физико-геогра­фической стране. Но некоторые крупные территории разнородны даже по основным чертам геологического строения и рельефа. В качестве примера можно указать Казахстан и Среднюю Азию — территорию, объединяющую как равнины, так и высокие горы, причем и равнинный и горный регион соответствуют критерию сложности страны. Одну «крупную природную террито­рию» составляют Кавказ, Крым и Карпаты, хотя последние на карте-схеме районирования в учебнике для VI класса правильно включены в состав Альпийско-Карпатской страны.

Вторая единица системы единиц не определяется и может быть выявлена лишь при изучении карт-схем районирования «круп­ных природных территорий». Правда, еще в начале учебника дается определение природного комплекса, но как общего, таксономически неограниченного понятия, вследствие чего под это определение подходит и «крупная природная территория». Кро­ме того, в учебнике выделены природные комплексы нескольких рангов. Например, «крупная территория» «Казахстан и Средняя Азия» делится на три природных комплекса (с. 201), в том чис­ле и «Горы Средней Азии». Но и они, в свою очередь, делятся на природные комплексы, причем на этом деление часто не за­канчивается. Так, природный комплекс Памир подразделяется на Западный и Восточный. В общем термин «природный комплекс» употребляется и как общее понятие, и как таксономическая еди­нила, подчиненная «крупной природной территории», причем еди­ница неодинакового ранга.

Природный комплекс (как единица районирования) по-раз­ному именуется на разных территориях. Комплексы равнин, пред­ставляющие собой обычно части двух родственных зон внутри «крупной природной территории», названы «зональными природ­ными комплексами», а в горах, где они выделяются по особенно­стям рельефа,—«горными природными комплексами». Однако по­следние выделены только на Урале и в горах Южной Сибири, тогда как горы Кавказа и Средней Азии, гораздо более высокие и расчлененные, делятся просто на «природные комплексы».

В учебнике для VI класса (Коринская и др., 1982) о системе единиц районирования можно судить только по картам-схемам районирования материков. Применяется двухступенная система единиц: материк — область.

Область на разных материках, а иногда в разных частях од­ного и того же материка имеет неодинаковый смысл. Так, в Аф­рике области это подконтиненты (по Т. В. Власовой). В Европе областями названы, например, такие части подконтинента За­падная Европа, как «Область средневысотных гор» и «Альпы и Карпаты с прилегающими равнинами», т. е. единицы, соответст­вующие странам. Правда, на карте районирования и вся Запад­ная Европа показана как область. Просмотр карт районирования и характеристик других материков также свидетельствует о том, что областями считаются единицы двух-трех рангов. Области вы­делены по разным признакам: то по тектонико-геоморфологиче-ским (например, Кордильеры), то по климатогенным геоботани­ческим (Арктический Север и тундрово-таежные равнины Ка­нады).

Для того чтобы убедиться в постепенном повышении уровня решения вопросов районирования в учебниках, сравним, напри­мер, два учебника для VII класса: действующий и К. Ф. Строе­ва (1969). Во втором учебнике территория СССР разделена на «крупные физико-географические области», большая часть кото­рых, однако, не имеет точного физико-географического содержа­ния, например европейская часть СССР. Границы отдельных об­ластей совмещены с политико-административными границами, например северная граница области «Средняя Азия и Казахстан». Нет карты-схемы выделенных областей. Перечень недостатков в этом учебнике, устраненных полностью или частично в дейст­вующем, легко было бы продолжить. Но, отмечая минусы учеб­ника К. Ф. Строева, надо одновременно подчеркнуть, что по во­просам районирования он был значительным шагом вперед по сравнению с ранее изданными школьными учебниками по физи­ческой географии СССР (см.: Прокаев, 1959).

При переработке учебников в будущем, когда, как уже упо­миналось, в средней школе предполагается больше уделять вни­мания физико-географическому районированию, следует учесть критические замечания и в адрес вузовских учебников, естест­венно, принимая во внимание особенности и возможности школь­ной географии.

comments powered by HyperComments