Изложенное о сущности и методике выделения секторов в общем относится и к подсекторам. Это позволяет остановиться на них очень кратко, тем более что деление на подсекторы, по существу, еще не разработано. Подсекторы обособляются внутри секторов в силу их важнейших различий в континентальности климата. По-видимому, каждому подсектору свойствен особый набор подзон (иногда и зон). Подсекторы часто протягиваются не вдоль всего сектора, а только вдоль его части. Роль рельефа в обособлении подсекторов существенно больше, чем секторов, Под воздействием этого фактора секторные единства, ранг кото­рых ниже подсектора, деформируются настолько сильно, что их выделение обычно весьма затруднительно. Поэтому секторные различия рангом ниже подсекторных целесообразно учитывать не непосредственно, а через тектогенные различия территорий; подсекторы же рассматривать как низшие единицы секторного де­ления суши.

В качестве примера подсекторов можно указать Западно- и Восточно-Русский подсекторы умеренно континентального сектора Евразии. Первый располагается в основном в 7-м поясе конти­нентальности Н. Н. Иванова, а второй — в 8-м. Годовые ампли­туды температуры соответственно 20—28°С и 28—33°С. О раз­личиях в зональности подсекторов ограничимся одним приме­ром. Зона широколиственно-хвойных лесов представлена только в Западно-Русском подсекторе, тогда как в Восточно-Русском она сильно суживается, леса теряют ряд своих специфических осо­бенностей и ареал их преобладания переходит на положение под­зоны в рамках зоны тайги. Отметим еще упоминаемый ниже (раздел III, 7) Западно-Сибирский подсектор континентального сектора Евразии.

Секторное районирование океанов разработано еще слабев, чем материков. В Атлантическом, Индийском и Тихом океанах по распределению показателей океаничности — континентальности климата нами выделено три сектора: западный, восточный и внутриокеанический (Прокаев, 1973). Последний выражен главным образом в южной части Тихого океана и в крайне южных час­тях Атлантического и Индийского, где океаны уже не разделены материками и, по существу, представляют собой единое целое — Южный океан (Физическая география Мирового океана, 1980). В. И. Лымарев (1978) выделяет в океанах по два околоматери­ковых и по одному центральному сектору.

Учащиеся средней школы начинают знакомиться с секторностью еще в V классе. Правда, этот термин в курсах школьной географии еще не употребляется. В учебнике для V класса вы­является зависимость климата от близости океанов и некоторых особенностей циркуляции атмосферы (западный перенос воздуха в умеренных широтах, муссоны). Дается представление о мор­ском и континентальном климате с подразделением последнего на умеренно континентальный, континентальный и резко конти­нентальный. Для характеристики континентальности климата при­водятся средние температуры января и июля для пяти пунктов Евразии, лежащих примерно на одной широте. Но не дается пред­ставления о годовой амплитуде температуры воздуха, хотя этот простой показатель континентальности климата доступен для по­нимания учащихся даже V класса. Использование этого показа­теля сделало бы представления учащихся о секторных особенно­стях климата более отчетливыми и конкретными. В VI и VII классах секторные особенности материков и территории СССР используются при их климатическом районировании, правда, толь­ко в тех географических поясах, где секторные различия выра­жены наиболее четко.

Главный недостаток трактовки секторности в средней школе состоит в том, что не дается представления о ней как об одной из важнейших закономерностей дифференциации не только кли­мата, но и других компонентов, выражающейся в наборе и ха­рактере зон. Секторные черты зональности рассматриваются как проявления не секторности, а зональности.

comments powered by HyperComments