Сначала необходимо уточнить смысл термина «физико-гео­графическое районирование». Ряд авторов называет его природ­ным или ландшафтным или употребляет эти термины как сино­нимы. Мы придаем каждому из них особое значение.

Под природным районированием в соответствии с широким смыслом слова «природный» мы понимаем выделение и опреде­ление таксономического ранга индивидуальных территориальных единиц, сходных по любому природному признаку (признакам). Следовательно, в природное районирование входят как физико-географическое, так и частное районирование в принятом выше значении. Кроме того, в состав природного районирования вклю­чается расчленение территорий по еще более частным призна­кам — отдельным сторонам или свойствам компонентов (напри­мер, лесосеменное районирование — выделение территориальных единиц по урожайности и доброкачественности семян древесных пород). Широкое понимание природного районирования необхо­димо для его противопоставления неприродному, проводимому по тем или иным социально-экономическим признакам.

Ландшафтное районирование, в нашем понимании, представляет собой составную часть физико-географического; это — выделение и определение таксономического ранга ландшафт­ных ГК. Называть ландшафтным выделение любых ГК, в том числе односторонних, существенно отличающихся от ландшафт­ных, едва ли правильно. Кроме ландшафтного, мы рассматриваем как особые виды физико-географического районирования тектогенное и климатогенное; последнее подразделяется на зональное, секторное, барьерное и высотнопоясное.

Вопрос о назначении физико-географического районирования рассматривается раньше, его принципов и методов пото­му, что от назначения райо­нирования зависят не толь­ко некоторые особенности его методики, но даже от­дельные его принципы. По назначению физико-геогра­фическое районирование де­лится на общенаучное и специализирован­ное, или прикладное. Пер­вое не связано с решением какой-либо конкретной прак­тической задачи; второе, на­оборот, выполняется для ре­шения или научного обосно­вания решения именно та­кой задачи.

Общенаучное районирова­ние имеет прежде всего на­учное значение. Это выте­кает уже из того, что ландшафтоведение — наука о ГК, которые выделяются при общенаучном районировании. Но Оно имеет и практическое значение. Ведь каждый ГК, показанный на карте районирования и описанный в текстовой характеристике, обладает особым природным потенциалом. Естественно, что рациональное хозяйственное и всякое иное (например, рекре­ационное) использование естественных ресурсов любой терри­тории невозможно без учета природного потенциала слагающих ее ГК.

Однако результаты общенаучного районирования, т. е. его карта и описание к ней, обычно не могут быть использованы для решения конкретных практических задач непосредственно, так как выделы карт общенаучного и прикладного районирования часто не совпадают друг с другом. Причина в том, что природ­ные сходства и различия, по которым выделяются прикладные единицы и которые являются главными при решении данной практической задачи, не всегда играют ведущую роль при обще­научном районировании.

Все же карты общенаучного районирования могут служить научной основой для прикладного, ибо между ними существует определенная связь: единицы прикладного районирования обыч­но «без остатка» укладываются в единицы общенаучного, причем между этими единицами возможны четыре основных типа соот­ношений (рис. 4): 1) единица прикладного районирования со­стоит из одной единицы общенаучного районирования сопоставимого ранга; 2) прикладная единица также соответствует одной общенаучной, но более низкого ранга; 3) прикладная единица слагается из двух или нескольких общенаучных сопоставимого ранга; 4) прикладная единица состоит из двух или нескольких общенаучных более низкого ранга.

004

Следовательно, на основе материалов общенаучного райониро­вания можно составить карту прикладного районирования. С этой целью необходимо проанализировать общенаучные материалы с точки зрения данной практической задачи и путем объединения общенаучных единиц определенного ранга или их деления на единицы более низкого ранга выделить единицы прикладного рай­онирования. Особенно эффективна эта работа, если она прово­дится соответствующим специалистом совместно с ландшафтоведом. Правда, карта прикладного районирования, составленная на основе общенаучных материалов, обычно носит предварительный характер и требует для своего уточнения специальных камераль­ных или даже полевых исследований. Однако объем этих иссле­дований сравнительно небольшой, так как достаточно выявить то, чего недостает в общенаучных материалах.

Специализированное районирование возможно и без Общена­учной основы. Однако в этом случае ему должно предшествовать изучение природных сходств и различий и связанных с ними ГК. Такие вынужденные исследования, особенно если они проводятся не ландшафтоведами, обычно сильно уступают по своему научно-методическому уровню специальным исследованиям для целей об­щенаучного районирования, отличаются недостаточной полнотой и единообразием. Поэтому их нельзя или очень трудно исполь­зовать для решения научных и прикладных задач. Следователь­но, отсутствие общенаучной основы для специализированного районирования ведет к нерациональной трате времени и средств. (Это выглядит примерно так же, как если бы не существовало государственных топографических карт, имеющих широкое на­значение, и для решения каждой конкретной практической за­дачи по использованию ресурсов территории надо было бы вновь проводить ее топографическую съемку, чтобы изготовить топооснову, необходимую для прикладного исследования.)

Таким образом, общенаучное районирование отвечает на за­просы практики опосредствованно — через специализированное районирование. При этом нередко применяется сокращенный ва­риант рассмотренного способа практического использования ма­териалов общенаучного районирования. Он состоит в том, что ограничиваются только их анализом под углом зрения данной при­кладной задачи и выявлением свойств ГК, благоприятных и не­благоприятных для ее успешного решения. Так поступает, на­пример, В. Б. Сочава (1975), оценивая природные условия по­лосы вдоль Байкало-Амурской магистрали (БАМ) для целей ее экономического освоения. Стало быть, в этом случае производится только первая часть действий, относящихся к данному способу, тогда как вторая часть — составление карты прикладного райони­рования — выпадает. Такой вариант способа применяется, напри­мер, тогда, когда практическая задача может быть решена и без этой карты.

Полностью выполнять функцию научной основы для различ­ных видов прикладного районирования может только серия об­щенаучных карт, на которых выделены ГК всех типов п рангов. Подобные карты должны находиться на современном научно-ме­тодическом уровне. Их необходимо постоянно совершенствовать путем использования результатов новейших отраслевых и комп­лексных исследований. Должны вноситься коррективы п в тек­стовые характеристики ГК; кроме того, эти характеристики до­полняются показателями, нужными для решения новых практи­ческих задач.

Рассмотренные представления о общенаучном и прикладном районировании близки к наиболее распространенным в советской географии. Однако имеются отдельные исследователи, отрицаю­щие общенаучное физико-географическое районирование. К ним принадлежит прежде всего Д. Л. Арманд (1970, 1975). Он фак­тически отрицает существование ГК, ибо признает лишь их «яд­ра типичности», которые, по его мнению, невелики по размерам и не дают представления даже о форме ГК. Эти ядра разделены настолько постепенными переходами, что ГК как бы перелива­ются друг в друга. Несовпадение границ частных регионов в широких переходных полосах между ГК не позволяет однознач­но решить вопрос о том, какую из них принять за границу ГК, если неизвестна цель районирования. А последняя, по мнению Д. Л. Арманда, может иметь место только при прикладном райо­нировании.

Действительно, переходные полосы между соседними ГК иног­да могут занимать значительную часть каждого из них. Однако и в этом случае более или менее типичные участки, относительно которых не возникает сомнений, к какому ГК их отнести, пре­обладают на их площади. Если была бы правильна картина, на­рисованная Д. Л. Армандом, то едва ли могло бы возникнуть са­мо представление о ГК, а их границы не были бы видны ни на аэроснимках (ГК низкого ранга), ни на космических снимках. Но на последних видны границы даже зональных ГК, наиболее расплывчатые из физико-географических границ, вследствие чего по космическим снимкам можно изучать зональность суши (Ви­ноградов, Кондратьев, 1970).

Д. Л. Арманд прав, что сравнимость результатов районирова­ния недостижима, если оно не целенаправленное. Но ведь целе­вое назначение может быть и широкое, что как раз свойственно общенаучному районированию (основа для различных видов при­кладного). Как будет показано ниже, такое широкое назначение физико-географического районирования отнюдь не исключает его сравнимых результатов. (Подробнее см.: Прокаев, 1971.)

В следующих разделах данной главы и главах III—VII об­суждаются вопросы общенаучного физико-географического райо­нирования и близкого к нему районирования для учебных целей, причем для краткости прилагательные «общенаучный», а иногда и «физико-географический» опускаются. Использованию материа­лов районирования для решения практических задач посвящена глава IX.

comments powered by HyperComments