3 года назад
Нету коментариев

Курс  физической  географии  материков  является  частью системы географических знаний, необходимых будущему учителю географии.  Общеизвестно  и  широко  признано  подразделение всей системы  географических  наук на  географию физическую и географию экономическую, и не вызывает сомнений тесная связь,  существующая  между  ними.  Физическая  география изучает природную среду и природные ресурсы, а экономиче­ская — хозяйственную деятельность людей,  базирующуюся на использовании природных ресурсов и протекающую в той или иной природной среде. Общими для них являются проблемы, связанные с результатами взаимодействия природы и общества, с  рациональным  использованием  природных  ресурсов  и  ох­раной окружающей среды. Как экономическая, так и физиче­ская география представляет собой систему или циклы наук, имеющих  самостоятельные  объекты  и  методы  исследования. Для  системы  физико-географических  наук  объектами  могут быть  или  отдельные  компоненты  природной  среды  (верхние части литосферы, атмосфера, гидросфера, биогенные компонен­ты),  или  целостные  природные  системы.  В  зависимости  от этого  сложились  такие  отрасли  физической  географии,  как геоморфология,  климатология,  гидрология,  география  почв, биогеография.  Являясь науками  географическими,  каждая  из них  в  то  же  время  представляет  собой  самостоятельную отрасль  знаний,  со  своим  объектом  изучения  и  методами исследования. Что касается собственно физической географии, то объектом  ее  изучения  являются  сложные  природные сис­темы,  которые  формируются  на  поверхности  Земли  в  зоне контакта, взаимопроникновения и взаимодействия земной коры, водной  оболочки  и  атмосферы,  содержащие  живое  вещество и населенные живыми организмами.

Система самого высокого глобального ранга охватывает всю планету. Для ее обозначения у географов принят термин «географическая оболочка», синонимами которой можно считать термины «эпигеосфера», «ландшафтная сфера».

Эти термины, особенно «географическая оболочка», вошли в научную и учебную литературу и широко используются в географии. Представителями других наук о Земле, а также в практической деятельности сейчас широко используется термин «биосфера», не в узком смысле, как совокупность живых организмов, а в более широком, как сфера жизни. Учение о био­сфере было разработано в 20-х годах текущего столетия крупнейшим естествоиспытателем и геохимиком В. И. Вернад­ским, а в настоящее время, углубленное и расширенное им самим и его последователями, широко используется учеными всего мира, ведущими исследования в области наук о Земле. В 1983 г. академик А. В. Сидоренко дал следующее опре­деление биосферы: «Под биосферой ныне понимается высоко организованная форма развития материи в пределах планеты Земля. Это многокомпонентная система минерального и живого вещества, в которой в диалектической взаимосвязи и взаимо­обусловленности находятся минералы, горные породы, геологи­ческие формации, атмосфера и гидросфера… Еще более важен органогенный компонент биосферы — живое и органическое вещество… Это наиболее активная часть биосферы, воздей­ствующая в наибольшей степени на минеральную часть планеты». Это определение по существу очень близко определению географической оболочки, хотя внешние границы их не вполне совпадают. Фактически это один объект, называемый разными именами. Термин «биосфера» широко принят, он используется не только в науке, но и в общественной жизни, с ним в наши дни связаны представления о необходимости бережного отно­шения к природе, им оперируют многие организации, как национальные, так и международные, занимающиеся вопро­сами охраны среды. Термины «географическая оболочка» и «биосфера» могли бы употребляться как синонимы, но это обычно встречает возражения со стороны значительной части географов.

Обладая целостностью, обусловленной связями между ее компонентами, географическая оболочка (биосфера) характе­ризуется в то же время неравномерностью развития во времени и неоднородностью в пространстве. Неравномерность развития находит отражение в периодических (ритмичных) и эпизоди­ческих (неритмичных) изменениях, которые претерпевала гео­графическая оболочка в течение 3—4 млрд. лет своего суще­ствования. Неоднородность в пространстве (пространственная дифференциация) отражена в закономерных изменениях при­родных условий от места к месту.

Вследствие пространственной дифференциации географиче­ская оболочка распадается на сложную систему относительно однородных участков, различающихся по внешнему облику и внутренним особенностям,— геосистемы различных рангов. Размеры  их  и степень однородности  могут быть различными. Внутри сложных крупных геосистем, умещающихся только на мелкомасштабных картах, выделяются более мелкие и элемен­тарные, требующие крупномасштабного изучения.

Физическая география, используя данные других наук о Земле, занимается изучением природных систем всех рангов, но тот раздел ее, где речь идет о всей системе в целом, о ее составных частях и особенно об общих, присущих ей свойствах и закономерностях, называют общей физической географией или общим землеведением. Изучение отдельных участков географической оболочки, их индивидуальных особенностей, которые являются проявлением общих свойств и закономер­ностей на конкретных территориях, занимается региональная физическая география (от лат. regio — область, район).

Таким образом, общая и региональная физическая геогра­фия тесно связаны между собой, имеют общий объект иссле­дования и являются разделами одной области знания. Но к этому общему объекту исследования они подходят с разных точек зрения: одна выявляет его общие свойства и закономер­ности, другая анализирует пространственные различия и зани­мается изучением участков, характеризующихся относительным единством и ограниченных природными рубежами.

В системе подготовки учителя географии региональная физическая география представлена двумя курсами: «Физи­ческая география материков» и «Физическая география Совет­ского Союза». Оба эти курса строятся на основании одних и тех же принципов и имеют сходную структуру, но различаются по охвату территории степени и детальности изучения материала. Если курс физической географии СССР знакомит с особен­ностями природы и региональными различиями в рамках одного государства (к нему можно применить наименование «страноведческий»), то курс физической географии материков, глобальный по объему изучаемого материала, является регио­нальным по методу его изложения.

Прежде чем переходить к фактической части курса, необхо­димо определить критерии, которые положены в основу выделения изучаемых регионов. Критерии эти заложены в особенностях пространственной неоднородности природных усло­вий земной поверхности. Известно, что на ней существует чере­дование огромных водных пространств с большими монолит­ными участками суши, т. е. океанов и материков. Известно также, что земная кора, подстилающая большие, центральные части океанов, отличается от земной коры материков и прилегающих к ним окраинных частей Мирового океана, т. е. существует океанская и материковая земная кора. Эти два типа земной коры различаются не только по особенностям внутреннего строения, но и по строению поверхности, по характеру проте­кающих в них процессов как в прошлом Земли, так и в настоя­щее время.

Различное соотношение суши и океана, различия в строении и  особенностях  развития  океанской  и  материковой  коры отражены  в  особенностях  рельефа  земной  поверхности,  рас­члененной  на  горы  и  равнины,  океанские  впадины,  пересе­ченные  срединными  хребтами,  островные  дуги  и  т. д.  Эта неоднородность земной  поверхности  видна  на обычной  физической  карте,  но  она  еще  не  исчерпывает  всех  различий в природе Земли и не дает достаточных данных для подразде­ления ее на регионы.

Существенная роль в пространственной неоднородности географической оболочки принадлежит еще одной закономернос­ти, которая определяется взаимодействием между поверхностью Земли и атмосферой и заключается в неравномерном распре­делении на ней солнечного тепла, а в связи с этим и влаги. Различные соотношения тепла и влаги, получаемые разными частями земной поверхности, порождают закономерность, хорошо известную всем еще из школьного курса географии под назва­нием географической зональности. Она выражается в закономер­ном изменении биоклиматических условий, водного стока и некоторых других особенностей природы от полюсов к экватору и от берегов океанов в глубь континентов. Естественно, что на разных участках земной поверхности (на суше или в океане, на равнинах или в горных районах) зональность проявляется по-разному, и, конечно, только зональность не может дать полного представления о многообразии природных условий и индивидуальных особенностях отдельных участков земной по­верхности. Решая задачу выделения природных регионов, необходимо учитывать все факторы дифференциации природы, т. е. все процессы и явления, создающие ее пространственную неоднородность, как те, которые подчинены закону географи­ческой зональности, так и те, которые зависят от процессов, происходящих в недрах Земли, и связаны с различиями в ее развитии и строении.

Именно поэтому в настоящем курсе за основную единицу пространственной дифференциации принята целостная, геогра­фически обособленная территория (или акватория с бстровами, или часть океана), характеризующаяся единством геоструктуры (т. е. принадлежащая к одному орогенному поясу, системе островных дуг, континентальной плите и т. д.) и лежащая основной своей частью в пределах одного климатического пояса (т. е. характеризующаяся единством радиационных усло­вий, циркуляционных процессов и структуры зональности). В нашей стране для обозначения природных систем такого уровня принят термин «физико-географическая страна». Но он, безусловно, применим только к геосистемам суши, а также по понятным причинам не может использоваться в школьном преподавании, поэтому в настоящем курсе наряду с ним употреб­ляется  более  общий  термин  «природный,  или  физико-географический, регион 1-го ранга», а так как выделение единиц более низких рангов в рамках курса физической географии материков не производится, то можно говорить просто о физико-географических (природных) регионах.

Сходные регионы объединены в соответствии с общностью географического положения, палеогеографического развития и наиболее ярких черт природы в субконтиненты (если речь идет о регионах в пределах суши) или в группы регионов (если речь идет о территориях и акваториях).

Очевидно, на основании вышеизложенного можно произвести районирование (т. е. подразделение на природные регионы) всей поверхности Земли, т. е. и материков, и океанов. Но в настоящем курсе рассматриваются регионы в пределах матери­ков, а также островные регионы вместе с окраинными морями, т. е. те части земной поверхности, где живут люди, откуда они берут основную часть ресурсов и где в наибольшей сте­пени проявляются взаимосвязи человеческого общества и приро­ды. А так как особенности отдельных регионов всегда в большей или меньшей степени зависят от общих особенностей того материка, в пределах которого они находятся, то их обзору предшествует общий обзор материка, выявляющий его индиви­дуальные особенности. Океаны рассматриваются только с точки зрения их влияния на природу и жизнь населения того или иного материка.

Важное значение для понимания особенностей материка и отдельных его регионов имеет глава «Основные этапы форми­рования природы», на основе содержания которой анализируются затем компоненты природы материка в целом.

Характеристика регионов не должна строиться по стандарт­ному плану. Ее задача — показ региона как единой системы взаимодействующих компонентов, обладающей чертами индиви­дуальности, неповторимости и своеобразия. В то же время каждый регион — это среда существования человеческого обще­ства, обладающая определенным комплексом природных ресурсов и определенными особенностями, вносимыми в его природу взаимодействием с человеческим обществом; эти особенности могут зависеть не только от природы, но и от уровня раз­вития и структуры самого общества.

Мы подошли к очень важному вопросу о месте, которое в данном курсе должно быть уделено человеку и человеческому обществу как важнейшей силе, влияющей на природу и изме­няющей ее и в то же время в той или иной степени испыты­вающей на себе ее воздействие.

Все, что сказано выше, касается только природы, присущих ей закономерностей и различий. Но нельзя говорить о природе, игнорируя воздействие на нее человека, так же как нельзя говорить о человеке, не учитывая влияния на него окружающей природной среды. Как только появился на Земле человек, а тем более возникло человеческое общество, они начали воздейство­вать друг на друга. В зависимости от степени развития общества, от того, к какой социально-экономической формации оно принадлежит, насколько густо населена исследуемая тер­ритория, изменение природных систем человеком может иметь различный характер и, конечно, по-разному проявляется зависи­мость его от природы.

Взаимоотношения человеческого общества и природы вступи­ли в новый период. Небывалое развитие производительных сил, рост науки и техники дают человечеству огромные возможности в овладении богатствами природы и использовании их в своих интересах, но в то же время и повышают опасность истощения природных ресурсов и нарушения природного равно- весия не только в отдельных регионах, но и в глобальном масштабе. Эта проблема еще более усиливается неравномер­ностью развития стран и социальным неравенством.

В настоящее время нет ни одного участка на Земле, который бы в той или иной степени, прямо или косвенно не испытал на себе влияние человеческой деятельности. В одних случаях это влияние настолько сильно и длительно, что приводит к глубоким, часто необратимым и опасным изменениям природных условий. Например, в регионах с высоким уровнем развития промышленности и скоплением городов или регионах с тысяче­летней земледельческой культурой происходят необратимые изменения природы и нарушения природного равновесия, иногда ведущие к полной деградации природной среды. Но даже и там, где систематическая человеческая деятельность отсутствует, как, например, в центральных частях океанов или в нижних слоях атмосферы, косвенное влияние человека все же так или иначе проявляется. Известно, что даже регулярно курсирующие современные суда или самолеты вызывают опре­деленные изменения окружающей среды.

Все более острыми становятся проблемы, связанные с истреб­лением лесов, деградацией почв, загрязнением водоемов и воз­духа. Все эти и многие другие проблемы называют «экологи­ческими», так как они связаны с взаимоотношениями между человеком и окружающей его природной средой и проявляются как в рамках отдельных регионов, так и в глобальном масштабе. Taк или иначе они в очень большой степени являются геогра­фическими проблемами, поскольку география изучает и природ­ную среду, и хозяйственную деятельность человека, исполь­зующую природу и влияющую на нее.

Поэтому естественно, что в постановлении партии и прави­тельства об основных направлениях реформы общеобразова­тельной и профессиональной школы именно на географию как школьный предмет возложена обязанность экологического воспитания молодого поколения. Курсу физической географии материков, рассматривающему природу не изолированно, а во взаимодействии с человеком, должна принадлежать значитель­ная роль в подготовке учителя к выполнению этой нелегкой и очень ответственной задачи

Осуществление этой задачи возможно только при комплекс­ном подходе к изучению природной среды, с учетом конкретных особенностей отдельных регионов, обладающих индивидуаль­ными ресурсными комплексами и чертами природы, различий реагирующими на те или иные антропогенные воздействия. Необходимость комплексного изучения природы и учета местных особенностей при хозяйственном освоении регионов подчеркивается в материалах XXVII съезда КПСС, в частно­сти в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года», где говорится о задаче науки «комплексно исследовать строе­ние и эволюцию земной коры, биосферы, Мирового океана…», а также в разделе, посвященном размещению производительных сил, развитию хозяйства союзных республик, указывается на необходимость «осуществить дальнейшие прогрессивные сдвиги в размещении производительных сил, более полно учитывающие территориальные особенности в экономических, социальных и природных условиях».

Обзор материков начинается с Евразии — наибольшего по ве­личине и наиболее сложного из всех материков Земли. В пре­делах Евразии лежит наша Родина, занимающая почти половину его поверхности. Многие особенности природы СССР опреде­ляются общими особенностями Евразии в целом, как единого материка. Поэтому общий обзор Евразии в курсе физической географии материков должен служить базой для изучения курса физической географии СССР.

Вслед за Евразией рассматривается Северная Америка. Оба материка в течение большого отрезка геологической истории представляли собой одно целое, они занимают сходное геогра­фическое положение, и в их природе существует большое сход­ство. Затем рассматриваются также родственные по происхожде­нию и особенностям природы Южная Америка, Африка и Австра­лия. Обзор материков завершает характеристика Антарктиды. В список литературы к учебнику включены книги и периоди­ческие издания, знакомство с которыми необходимо учителю географии для расширения кругозора и формирования геогра­фического мышления, для углубленного изучения тех или иных регионов, для работы над курсовыми и дипломными работами. Издания, вышедшие до 1970 г., как в той или иной степени устаревшие, в список не включены. В необходимых случаях они могут быть рекомендованы студентам преподавателями, ведущими данный курс.

comments powered by HyperComments