3 года назад
Нету коментариев

Изучение фактического материала, изложенного в учебнике, а также анализ прилагаемой карты и таблицы физико-геогра­фических регионов суши позволяют сделать некоторые выводы об основных закономерностях пространственной неоднород­ности природы Земли, а также о том, какова роль челове­ческой деятельности в формировании современных природно-территориальных систем.

Земная поверхность, для которой характерно чередова­ние крупных участков суши (материков и островов) с частями Мирового океана (океанами и морями), представляет собой в то же время систему соподчиненных, относительно одно­родных природно-территориальных единиц (геосистем раз­личного ранга). В верхнюю часть этой иерархической системы можно поставить субконтиненты и крупные части океанов, которые подразделяются на природные регионы первого ран­га (физико-географические страны в пределах континентов и соответствующие им по степени природного единства аква­тории с островами). Далее идут регионы более низких ран­гов (физико-географические провинции, области и т.д.), ко­торые в данном курсе не рассматриваются.

Каждый регион, независимо от его сложности и положе­ния в системе таксономических единиц районирования, отве­чает двум основным условиям. Во-первых, он обладает чертами географической индивидуальности, неповторимости; во-вто­рых, заключает в себе черты сходства с другими природно-территориальными единицами, формирующимися в аналогич­ных условиях, т. е. принадлежит к тому или иному типу регионов. При этом типологические черты создаются при условии, что территориально разобщенные регионы занимают сходное поло­жение по отношению к радиационным и циркулярным фак­торам климата и находятся в пределах, сходных по гене­зису участков земной коры. Географическая индивидуальность определяется тем, что земная кора и земная атмосфера хотя и находятся в тесном взаимодействии, все же развиваются по различным законам. Распределение тех или иных типов земной поверхности, их размеры и географическое положение не находятся в прямой взаимозависимости с распределением зонально-климатических условий. Но даже в тех случаях, ког­да сходные геоструктурные элементы располагаются в пре­делах одних и тех же климатических поясов и характери­зуются, следовательно, аналогичной структурой зональности, полного сходства между ними быть не может. Черты инди­видуальности неизбежны при различиях в размерах и очерта­ниях аналогичных по генезису участков, различном соотно­шении суши и водных бассейнов, расположении орографических элементов и, наконец, различном составе органического мира, что всегда наблюдается на разобщенных территориях даже при полном сходстве экологических условий.

Следует также отметить, что чем сложнее тот или иной регион, чем к более высокому рангу в системе таксономи­ческих единиц он принадлежит, тем больше в нем индиви­дуальные особенности преобладают над типологическими, тем меньше возможностей закономерного повторения подобных ус­ловий в других частях Земли.

Некоторые черты сходства существуют даже между различ­ными материками. Например, Северная Америка имеет бес­спорное сходство с Евразией. Оно обусловлено тем, что оба материка лежат в пределах всех поясов северного полушария и, следовательно, в одинаковых условиях в отношении распреде­ления солнечной радиации и циркуляции атмосферы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Оба материка неодно­кратно были связаны между собой в течение геологической истории и имеют большое сходство в распределении и строе­нии некоторых крупных элементов земной коры, типах релье­фа и зональных ландшафтов, а также в видовом составе флоры и фауны.

Индивидуальные черты каждого из этих материков оп­ределяются различиями в конфигурации и размерах (Евра­зия примерно вдвое больше Северной Америки), в прос­тирании как самих материков, так и основных элементов их орографии (преимущественно субширотном в Евразии и субмеридиональном в Северной Америке).

Вторую группу родственных по природным условиям мате­риков составляют Африка, Южная Америка и Австралия, у которых черты сходства обусловлены принадлежностью к древ­ней Гондване и положением основных частей между тропика­ми.

Принадлежность к единому праматерику обусловила общ­ность домезозойских, а частично и мезозойских геологических комплексов и связанных с ними полезных ископаемых и типов морфоструктуры основных частей Южной Америки, Аф­рики и Австралии. Положением в пределах тропико-экваториального пространства определяется распространение экваториального, субэкваториального и тропических клима­тов и соответствующих типов зональных ландшафтов почти на всей территории Африки и Австралии и на большей части Южной Америки. Индивидуальные черты природы южных материков зависят от различий в их размерах, очертаниях и рельефе, окончательно сложившихся в постмезозойское время. На каждом из них уже после распадения Гондваны возникли самостоятельные центры видообразования и сложи­лись своеобразные по видовому составу типы органического мира.

Выделяемые в пределах каждого материка субконтиненты также характеризуются ярко выраженной географической ин­дивидуальностью. Прежде всего каждый из них неповторим в пределах данного материка, и на этом основании он и выде­ляется. Центральная или Восточная Азия, Кордильерский За­пад Северной Америки и т. д. выделяются прежде всего по их ярко выраженным особенностям и отличию от других частей данного материка. Трудно говорить о типологическом повторе­нии таких обширных и сложных территорий на других мате­риках. Но все же возможно сопоставление Кордильерского Запада Северной и Андийского Запада Южной Америки, Юж­ной Африки и Австралии, Центральной Америки и Юго-Восточной Азии и т. д.

Физико-географические регионы (страны), положенные в ос­нову районирования материков в настоящем курсе, уже в го­раздо большей степени соединяют в себе черты индивидуаль­ные (региональные) и типологические.

Выделяемые по принципам, изложенным во «Введении», однотипные физико-географические регионы, как это видно из прилагаемой карты и таблицы, почти всегда повторяются в пре­делах различных материков, а в некоторых случаях и в пре­делах одного и того же материка. Последнее имеет место в тех случаях, когда один материк лежит в одинаковых климати­ческих поясах северного и южного полушарий. Рассмотрим не­которые примеры.

Физико-географические страны пустынных тропических плоскогорий существуют в Евразии (Аравийский полуостров), Африке (Сахара и Южно-Африканское плоскогорье), Австра­лии (плоскогорье Западной Австралии), т.е. на материках, где во внутренних и западных частях тропического пояса распо­ложены обширные участки древних плит. Для всех этих регио­нов характерны ярко выраженные типические черты: резкая континентальность и аридность климата, останцово-эрозионные, эоловые и денудационные формы морфоскульптуры, отсутствие или слабое развитие поверхностного стока, бедность органического мира и т. д. И в то же время каждая из них обладает индивидуальными особенностями, не свойственными другим регионам этого типа. К этому следует прибавить, что на материках западного полушария, суженных на юге и открытых с востока доступу влажных воздушных течений, по­хожие регионы вообще отсутствуют.

Другой пример. На всех материках в западном секторе суб­тропического пояса при наличии горного рельефа существуют однотипные условия природы. Наиболее яркого выражения и наиболее широкого распространения, однако, они достигли только на берегах Средиземного моря в Евразии и Африке, где для их формирования существуют исключительно благо-приятные условия. На американских материках, в Австралии и Южной Африке, где субмеридиональное простирание горных хребтов препятствует распространению средиземноморского климата в глубь континентов, соответствующие ландшафты существуют только на узких полосах побережий и на запад­ных склонах гор.

Правильное понимание закономерностей пространственной неоднородности природных условий имеет для будущего учи­теля географии большое познавательное и практическое значе­ние. Оно дает ему возможность в процессе преподавания мак­симально расширять объяснительную сторону, широко1 поль­зоваться приемом сравнения и добиваться усвоения учащими­ся предмета не путем запоминания, а путем понимания.

Изучение природных условий каждого физико-географи­ческого региона является в то же время изучением природ­ной среды, в которой существует, действует и развивается тот или иной народ или группа народов. Размещение различных типов хозяйственной деятельности людей, помимо основных со­циальных законов, зависит также от законов развития природной среды. Каждому типу физико-географических регионов обычно соответствуют определенные комплексы природных ресурсов, способы ведения хозяйства, те или иные культурные расте­ния, типы построек и т. д.

Известно, например, что европейцы завезли и внедрили древ­нейшие культуры Средиземноморья — виноградную лозу, олив­ковое дерево, цитрусовые — именно в те регионы других мате­риков, которые по природным условиям однотипны с Евразий­ским Средиземноморьем: в Капскую область, Южную Австра­лию, Среднее Чили, Калифорнию. Среднегорья в Европе и Аме­рике характеризуются однотипными комплексами ископае­мых: каменным углем — в предгорных прогибах, рудами — в районах выходов кристаллических и вулканических пород и т. д. Эти природные ресурсы послужили базой для развития промышленности в странах Средней Европы и аппалачских районах США.

Из приведенных примеров нельзя делать вывода, что природа того или иного региона предопределяет уровень и ха­рактер развития хозяйства для стран, расположенных в его пре­делах. Такой вывод был бы неверен, так как основой разви­тия хозяйства являются социально-исторические условия. Одна­ко бесспорно, что каждый региональный тип природы пред­ставляет собой в то же время тот или иной тип геогра­фической среды, который Определенным образом влияет на направление хозяйственной деятельности людей.

В настоящее время во многих регионах Земли люди стоят перед необходимостью решения серьезных экологических проб­лем, причиной возникновения которых явилось недостаточно бережное, нерациональное отношение к природе в процессе ис­пользования ее ресурсов, в особенно большой степени прису­щее странам с капиталистическим способом ведения хозяйства. Загрязнение Карибского, Средиземного и других региональных морей, деградация средиземноморских ландшафтов, опустыни­вание, захватившее Сахель и Сахару и начавшее проявляться также в Австралии и других регионах, деградация природы Амазонии в результате неправильного освоения, неумеренное истребление тропических лесов в бассейне Конго, Индонезии и других регионах, обеднение генофонда дикой флоры и фауны, оскудение источников чистой воды — многие из этих тяжелых последствий нерационального природопользования перерас­тают региональные рамки и приобретают глобальное, обще­человеческое значение. Борьба с опустыниванием, деятельность, направленная на сохранение лесов, борьба с загрязнением внутренних морей и другие подобные проблемы требуют уси­лий многих стран и различных международных организаций. Затрагивая в той или иной степени интересы всех стран и народов, экологические проблемы сейчас находятся в сфере вни­мания всего человечества. А решение их требует развития научных знаний, просвещения всего населения и междуна­родного сотрудничества. Географии должна принадлежать в осуществлении этих задач немалая роль, так как этой об­ласти знаний присущ комплексный подход к территориальным природным и хозяйственным объектам и явлениям. И так как физическая география изучает в основном сложные природно-территориальные системы различных рангов, а экономическая география — системы территориально-производственные, то только при тесной интеграции между этими основными от­раслями географической науки она в состоянии оказывать существенное влияние на решение крупных современных эколого-экономических задач.

Однако правильное понимание, а, следовательно, и эф­фективное практическое решение тех или иных конкретных экологических проблем возможно только при учете индиви­дуальных, местных особенностей тех или иных территорий или акваторий, в пределах которых они возникают. Один и тот же глобальный процесс может иметь различную сте­пень проявления и различные последствия в зависимости от местных особенностей природы, демографической ситуа­ции, исторических условий территории.

Например, одной из важнейших глобальных экологичес­ких проблем современности является опустынивание. Этот процесс, главной причиной которого является взаимодейст­вие человека и природы в экстремальных условиях легко уязвимых засушливых геосистем, охватил огромные терри­тории на всех материках Земли в пределах умеренных, суб­тропических и тропических климатических поясов. В на­стоящее время он угрожает жизни и благосостоянию пример­но 15% населения планеты. Однако процесс этот протека­ет различно не только в разных климатических поясах, но и на разных материках в пределах одних и тех же поясов. Есть большие различия в масштабе и характере опустыни­вания в Сахаре и Сахеле, с одной стороны, и на Австра­лийском материке — с другой. Имеют значение разная сте­пень аридности тропических пустынь Австралии и Северной Африки, различия в заселенности и освоенности аридных территорий. Эти индивидуальные особенности требуют учета местных условий при разработке комплекса мер борьбы с опустыниванием.

Другой пример. В последние десятилетия одним из про­цессов, вызывающих большую тревогу, стало катастрофичес­ки быстрое истребление влажных тропических лесов. Из­вестно, что обезлесение Амазонии, бассейна Конго и Юго-Восточной Азии ведет не только к деградации природы са­мих этих регионов, но и существенным образом ухудшает состав атмосферы, т. е. имеет глобальные далеко идущие пос­ледствия. Для исправления создавшегося положения уже не­достаточно простого прекращения вырубки лесов (да это и невозможно), а необходим целый комплекс мероприятий по оптимизации использования природных ресурсов легко раз­рушаемых геосистем экваториального пояса. Но при этом необходимо учитывать конкретные индивидуальные особен­ности каждого региона. Амазония с ее уникальными при­родными условиями дольше, чем другие регионы, сохраня­ла нетронутым свой первоначальный облик, но она и особен­но сильно пострадала от активного вторжения человека, имев­шего место в последние десятилетия. Уникальность региона требует индивидуального подхода для решения возникших экологических проблем.

В последние годы страны Северной Америки и Западной Европы страдают от так называемых «кислых» дождей. Это явление — результат переноса западными ветрами токсич­ных веществ, выбрасываемых в атмосферу некоторыми про­мышленными предприятиями. В местах выпадения загрязненных осадков происходит отравление водоемов, нарушение почв и гибель растительности. При этом установлено, что территории, где на поверхность выходят граниты и другие кислые породы, страдают от этого явления больше, чем те, поверхность которых сложена известняками или другими оса­дочными породами. Поэтому в Европе наибольший ущерб от кислых дождей терпят государства, лежащие в преде­лах Фенноскандии, особенно Швеция и Норвегия.

Приведенные примеры говорят о том, что каждая гло­бальная экологическая проблема имеет региональный ас­пект, которого нельзя не учитывать ни в практической, ни в просветительской деятельности. И в этом смысле именно география с ее региональным подходом к изучению приро­ды и хозяйства имеет преимущества перед другими отрас­лями знания.

Правильное отношение к природе и понимание важности проблем взаимоотношения природы и общества должна вос­питывать у всех граждан прежде всего общеобразовательная средняя школа. Очень большая роль в осуществлении этого принадлежит учителю географии, являющемуся в то же время специалистом-географом широкого профиля.

Курс физической географии материков, как показывает само название, входит в число дисциплин физико-географического цикла. Основным объектом изучения в этом курсе являются природно-территориальные системы. Но большое внимание в нем уделено человеку, человеческому обществу как мощному фактору, не просто воздействующему на природу, но и спо­собному в процессе хозяйственной деятельности нарушить или изменить ход природных процессов, а также и тем результа­там, к которым приводит это воздействие. Интеграционный подход, глобальный охват материала и четко выраженная ре­гиональная структура настоящего курса обеспечивают ему су­щественную роль в подготовке современного, экологически мыс­лящего учителя географии.

comments powered by HyperComments