4 недели назад
Нету коментариев

Когда-нибудь человек должен будет бороться с шумом так же, как некогда он боролся с хо­лерой и чумой.

Р. Кох

Жизнь человека сопровождается криком, грохо­том, скрежетом, одним словом — шумом. И этот спутник сопровождает нас буквально от колыбели до гробовой доски. Он с нами в радости и печали, ме­шает нам работать, отвлекает в минуту задумчиво­сти. Он всюду — на земле, в воздухе, под землей, а сегодня даже и под водой. Он является побочным продуктом или, вернее, «отходом» практически лю­бой деятельности человека.

Пострадавших от шума становится все больше и больше. Уже в 1958 г. американцев, нуждавшихся в слуховых аппаратах, насчитывалось 8—9 млн. В Чехословакии нарушения слуха занимают 5—6-е место в списке профессиональных заболеваний и со­ставляют приблизительно 4% от общего числа бо­лезней, возникающих на производстве. Один извест­ный французский специалист утверждает, что на счету у чрезмерного шума до 52% всех нарушений нервной системы, которые проявляются у жителей больших городов.

Факты это подтверждают. Шум становится соци­альной проблемой, которой занимаются органы здра­воохранения, медицина и эргономика. Службы здра­воохранения проблема шума волнует наряду с другими факторами, ухудшающими условия жизни человека. Врачи рассматривают шум как угрозу фи­зическому и душевному здоровью людей. Эргономи­ка — наука о взаимодействии человека с окружающей средой — изучает влияние шума на трудовую де­ятельность человека и меры по улучшению условий труда. Ею уже разработаны конкретные предложе­ния по решению некоторых вопросов в деле общей борьбы с шумом.

И все же физические и физиологические парамет­ры шума во всех крупных европейских городах и больших промышленных центрах, превышают допу­стимый уровень, и порою весьма значительно. Факты говорят о том, что мы находимся перед опасностью, которая становится все более угрожающей, однако не всегда мы придаем ей должное значение. До сих пор можно услышать мнение, что степень шума, вызванного промышленными объектами и транспорт­ными средствами, является показателем экономиче­ского прогресса. Это справедливо лишь в том отно­шении, что развитие цивилизации на самом деле сопровождается повышением шума.

Громкость звука измеряется децибелами — сокра­щенно дБ. Эта размерность получила свое название по имени американского изобретателя, преподава­теля школы для глухонемых Александра Г. Белла, Интенсивность спокойного человеческого голоса до­стигает 10 дБ, раската грома — 70. Обычный улич­ный шум имеет интенсивность 30—40 дБ, шум в крупном машбюро — 60—70 дБ. При работе отбой­ного молотка стрелка измерительного прибора до­стигает 110 дБ, при пушечном выстреле — 220.

Очень трудно, почти невозможно установить об­щие практические границы шума, Мы еще далеки от того, чтобы определить максимальный уровень ин­тенсивности звука, который можно было бы считать опасным.

Максимальный предел вредного шума составляет где-то около 80 дБ, но принятие этой границы не поз­воляет считать, что шум становится вредным, лишь перешагнув через нее. Установлено, что. даже срав­нительно небольшой постоянный шум, например в типографиях, в учреждениях связи, в машинописных бюро и т. д., оказывает раздражающее действие.

При интенсивности 110 дБ звук становится трав­мирующим, на уровне 120 дБ он уже вызывает боль. Звуки, которые нас окружают, распределяются в очень широком диапазоне частот — от 16 до 20 000 Гц. В быту высокие звуки опаснее низких. Они состав­ляют самый распространенный и интенсивный эле­мент акустической среды, хотя наиболее опасными считаются звуки частотой свыше 2000 Гц.

Частота и интенсивность — самые важные пара­метры звука. Они тесно связаны между собой; субъективное слуховое восприятие тоже зависит именно от этих двух параметров.

Детальное изучение отрицательного воздействия звука показало взаимосвязь между длительностью звука и понижением остроты его восприятия. Так, в среде, где интенсивность шума не превышает 85 дБ, человек может работать 240 мин. Однако при ин­тенсивности 117 дБ трудоспособность пропадает че­рез 2 мин.

Вредное и травмирующее действие шума — при одинаковой интенсивности и длительности — зави­сит, естественно, не только от частоты, но и от рас­стояния до источника. Так, например, чистый звук с интенсивностью 95 дБ намного опаснее, чем звук та­кой же интенсивности, но занимающий целую полосу частот. Если мы сравним два звука, всё параметры которых одинаковы, но один из звуков периодически прерывается, а другой непрерывен, то более опасным окажется второй.

Долгое время параметры шума удерживались на вполне допустимом уровне. Но последние годы в большинстве стран складывается обстановка, которая заставляет нас серьезно задуматься о формах и мето­дах борьбы со все возрастающим шумом. Неуклонно растет не только число источников так называемого шумового загрязнения окружающей среды, но и рас­ширяется их спектр. Процесс урбанизации ведет к строительству новых зданий, к концентрации про­мышленности во все большие, а потому и более шум­ные центры, ширится транспортная сеть. Число авто­машин в мире достигло 250 млн., а в воздухе постоян­но находится около 3 тыс. самолетов! Но одновременно растут и требования к качеству нашего труда. Реше­ние повседневных задач и перспективных проблем за­ставляет концентрировать людей и технику. А пото­му шум и грохот все больше мешают нам.

Если, например, в 1948 г. в Лондоне шум трево­жил лишь 20% жителей, а 58% не обращали на него внимания, то через 13 лет он беспокоил уже 50% лондонцев и лишь 9% по-прежнему относились к не­му равнодушно. Исследования, проведенные в Вар­шаве, показали, что шум транспорта (трамваев, гру­зовиков, мотоциклов и т. ‘п.) беспокоит примерно 70% опрошенных.

Самый значительный источник шума — и не толь­ко в городах, подобных Кошицам или Братиславе,— это авиация. Существуют авиационные двигатели, интенсивность шума которых достигает 160 дБ! Это значит, что их звук можно услышать за 30 км от места возникновения! Пассажирский самолет типа «Боинг-707» при полной загрузке и без глушителей создает трудно переносимый шум даже в 14 км от места старта. Меньше шума производят самолеты ти­па ДС-8 с глушителями, их двигатели досаждают жи­телям… всего на расстоянии 7 км. Французская «Ка­равелла» благодаря хорошим глушителям распро­страняет неприятный шум в радиусе 3 км от места старта, что в общем приемлемо.

В этой связи напомним известный из печати слу­чай с самолетом Ф-104, который преодолел звуковой барьер сравнительно низко над землей. Материаль­ный ущерб при Этом исчислялся в 100 тыс. долларов. Предполагается, что пассажирские сверхзвуковые лайнеры типа «Конкорд» при переходе звукового барьера будут производить более сильный шум, чем сверхзвуковые истребители.

Прошлое было шумным, настоящее «шумит» еще больше, а будущее, как видите, сулит не менее «громкие» перспективы.

Результаты измерений, проводимых в городах и селах, так же как и анализ шумовых явлений с точки зрения гигиены, показывают, что шум всюду превы­шает стандарты и нормы, допустимые для сохране­ния здоровья. В центре Штутгарта, например, в 1954 г. был зарегистрирован шум в 60—90 дБ; в Афинах этот показатель колеблется между 75 и 95 дБ. В Москве уличный шум за 10 лет повысился на 12—14 дБ, в Нью-Йорке он возрастает примерно на 1 дБ ежегодно. В Праге уровень уличного шума достигает 70 дБ, причем во многих местах он бывает на 10—15 дБ больше. В Братиславе границы улич­ного шума — от 40 до 100 дБ. Иногда жители здесь работают, отдыхают и спят под звук отбойных мо­лотков.

В последнее время звук начинает оказывать на нас вредное воздействие и на рабочих местах, где мы проводим большую часть своей жизни. В США отмечены частые нарушения слуха у трактористов. В Чехословакии в кабинах тяжелых грузовых авто­мобилей зафиксирован уровень шума в 90—110 дБ. На одном из металлургических комбинатов Италии уровень шума в прокатном цехе достигает 92—100 дБ. У людей, проработавших там 5—6 лет, отмечены на­рушения слухового восприятия на всех частотах. В Англии у 12 человек, которые на протяжении двух лет работали рядом с газовой турбиной, создающей шум в 113 дБ, зафиксирована утрата слухового вос­приятия на 10—20 дБ.

От шума страдают не только взрослые и здоро­вые люди, но и больные, и подрастающее поколение. В ФРГ шум мотоциклов беспокоит 865 пациентов, а шум грузовиков — 770 из 2456 стационаров. На од­ном из медицинских конгрессов в ЧССР говорилось 6 том, что в Брно 90% новых школ расположено в чересчур шумных местах. Братиславские больницы построены либо в черте города, либо над транспорт­ными магистралями.

Еще не так давно считалось, что шум угрожает лишь слуху человека. Действительно, наше ухо в данном случае играет роль ахиллесовой пяты, но тесная связь органов слуха со всей нервной систе­мой человека уже давно давала основания предполагать, что различные виды шума в зависимости от их интенсивности, частоты и продолжительно­сти могут оказывать воздействие на ткани и клетки организма, вызывая различные заболевания. Эту ги­потезу современная медицина полностью подтвер­дила.

Длительное действие шума интенсивностью до 90 дБ вызывает повреждения среднего уха, а интен­сивностью более 120 дБ — глухоту. Ухудшение слуха не только ограничивает профессиональные возможно­сти людей, но и вообще понижает их трудоспособ­ность.

Повреждение вегетативной нервной системы, выз­ванное шумом более 60 дБ, проявляется прежде все­го в нарушении теплообмена, в изменении сердечно­го ритма, кровяного давления и т. д. Нарушаются зрительные (расширение зрачков, снижение остроты зрения) и психомоторные функции. Шум вызывает желудочные неврозы и отрицательно действует даже на спящего человека. Люди, живущие на шумных местах, чаще прибегают к снотворному. Это и не удивительно. Ведь один мотоциклист, проехавший по ночному Парижу, способен разбудить 20 тыс. чело­век!

В последнее время много говорится о растущей угрозе так называемого звукового невроза, симптомы которого обнаруживаются при многих психических заболеваниях, включая депрессию. Шум вызывает ощущение страха, дискомфорта, раздражительность, что в свою очередь влияет на взаимоотношения между людьми. У атакованных шумом лиц замед­ляется психическая реакция, рассеивается внима­ние и пропадает уверенность в своих действиях. В результате снижается физическая и умственная работоспособность, появляется рассеянность, а тем самым ухудшается качество работы, учащаются трав­мы и т. п.

Нелегко подсчитать экономические последствия шума, так как к нанесенным им убыткам порою можно отнести и такие, которые не находят денеж­ного выражения. В их «графу» следует включить не только выплату по больничным листам и компенсации потерявшим слух на производстве, но и последствия снижения производительности труда, выплату стра­ховок и т. д.

И все же, несмотря на трудности, попытаемся найти некоторые показатели, характеризующие эту сторону потерь. В специальной литературе, например, приводятся данные о том, что в США ежедневные убытки, причиняемые снижением трудоспособности в результате шума в канцелярских помещениях, еще перед второй мировой войной оценивались в 2 млн. долларов. С тех пор эта цифра увеличилась более чем вдвое. Подсчитано, что сегодня в США около 1 700 тыс. человек в возрасте 50—59 лет имеют гра­ницу слухового восприятия от 15 дБ при частоте 1000 Гц. Предполагается, что около 10% из этих людей могли бы предъявить законные требования на материальную компенсацию за глухоту, полученную на производстве.

Анкета, проведенная лет пятнадцать назад в международном масштабе, показала, что ежегодное количество рабочих часов, потерянных из-за шума, составляет в среднем миллиард, что равняется 125 млн. восьмичасовых рабочих дней. В междуна­родном масштабе шум понижает общее число рабо­тающих примерно на полмиллиона.

Можно ли поэтому удивляться утверждению, сделанному еще в 1961 г., что в промышленности убытки, связанные с утратой остроты слуха из-за сильного шума, превосходят потери, вызываемые ины­ми профессиональными заболеваниями?

На основании этих исследований вполне право­мерно заключить, что шум отрицательно влияет на экономические результаты труда, на его производи­тельность. Это подтверждает и положительный опыт по противошумовой защите. При использовании про­тивошумовых устройств производительность труда ткачей на текстильных предприятиях в Ланкашире повысилась примерно на 12%. Исследования, прове­денные фирмой «Вестерн электрик» (США), показа­ли, что ограничение шума в машинописных бюро по­высило производительность труда машинисток на 7,3%. Улучшение акустической среды на телефонных станциях привело к сокращению ошибочных соеди­нений на 40%. В одном металлообрабатывающем цехе снижение шума на 25 дБ снизило брак в произ­водстве на 50%. Таких положительных примеров можно было бы привести еще множество.

Шум, как мы уже говорили, сопровождает эконо­мическую активность человека. С ростом этой актив­ности растет и его уровень, особенно тогда, когда мы с ним не боремся. Но уже существуют новые огра­ничивающие шум технологические процессы. Скон­струированы бесшумные пишущие машинки, на дви­гателях автомашин устанавливаются все более со­вершенные глушители, в строительстве применяются звукоизоляционные материалы. Не отстают и градо­строители. Возле заводов, транспортных артерий и жилых кварталов производится посадка зеленых на­саждений, поглощающих звук, разбиваются скверы. Во многих странах, в том числе и в Чехословакии, на этот счет существуют четкие нормы, но их не всегда придерживаются, так же как и разумных предложе­ний архитекторов. Законы гигиены и эстетики иногда еще отступают перед железными законами эффектив­ности и экономической целесообразности. Но не скрывается ли кое-где за подчеркнутым вниманием к эффективности равнодушие к человеку, его здоровью и полному развитию его способностей как творца всех материальных и духовных ценностей на земле? Щедрость и долготерпение природы имеют свои гра­ницы. Она может заставить уважать себя, поставив под угрозу самое дорогое, чем располагает человек,— его здоровье. Стоит ли доводить до этого?

Нет сомнения, что шум становится одной из пер­воочередных проблем, общественным злом, растущим с неудержимой скоростью. Неизбежность проведения профилактических и защитных мер очевидна. С од­ной стороны, она вытекает из классических принци­пов общественного здравоохранения, в соответствии с которыми предупреждение болезней обходится все­гда дешевле, чем их лечение, а с другой — из расту­щих размеров этой проблемы.

Однако где и в какой момент выгоднее всего при­ступить к профилактическим и защитным мерам?

Некоторые специалисты считают здесь решающим критерием степень снижения слухового восприятия и в соответствии с этим предлагают меры, которые следует применять на каждой отдельной ступени снижения слухового восприятия. Они сведены в по­мещенную ниже таблицу.

T_002

Комплексные технологические и медицинские ме­роприятия по профилактике и борьбе с вредным воздействием шума подразделяются следующим об­разом:

а) уменьшение шума в источнике его возникно­вения,

б) снижение интенсивности шума до минимума,

в) акустическая обработка среды.

Самый действенный и рациональный способ борь­бы с шумом — это, бесспорно, уничтожение его в самом источнике. Речь идет о технологической про­блеме, включающей следующие моменты:

борьбу с шумом уже на стадии проектирования независимо от того, проектируется ли помещение или оборудование;

правильный подбор материалов с учетом их назна­чения;

специальное изучение обстановки;

оборудование рабочих мест в соответствии с эрго­номическим анализом конкретного вида труда;

конструирование максимально «безвредных» с точ­ки зрения шума станков;

правильное размещение и содержание станков и оборудования;

доскональное изучение динамических особенно­стей станка как источника шума;

исследование возможности применения различных антивибрационных устройств;

обезвреживание «паразитических» звуков (шу­мов) ;

введение менее шумных технологических опера­ций (например, замена клепки пайкой; применение по возможности вместо металлов материалов из пластмасс; использование давления вместо штам­повки и т. д.).

Снижения интенсивности шума можно добиться мерами по ограничению его распространения или зву­копоглощению. Ограничить распространение шума можно полной изоляцией источника, установкой про­тивозвуковых экранов или двойных дверей, тамбу­ров. Эти меры позволяют снизить уровень шума в не­которых случаях на 40—68 дБ при частоте от 1600 до 6400 Гц.

Распространение шума можно ограничить путем правильного подбора материалов с учетом их физи­ческих свойств, в первую очередь коэффициента по­глощения плотности и т. д.

Акустическая обработка среды подразумевает:

заглушение шума, приходящего извне,

повышение звукопоглощаемости стен,

отражение звука.

Соответственно этому по трем группам подразде­ляются и виды материалов:

пористые материалы (стекловата, пористая рези­на),

резонирующие обивки (металлические обивки из рифленой стали, обшивка полотнищами, полые плит­ки),

полые резонаторы.

В целях борьбы с шумом в населенных пунктах вводятся определенные нормы при планировании за­стройки, проводятся в жизнь мероприятия техниче­ского и организационного характера.

В ЧССР действуют Директивы по охране здо­ровья от отрицательного, воздействия шума. В этом документе приведены максимально допустимые пока­затели шума как на рабочих местах, так и в быту (в населенных пунктах, в жилых помещениях, в шко­лах и т. п.). Гигиенические предписания содержат технические нормы, следование которым является основной предпосылкой действенной борьбы с шумом (например, звукоизоляционные нормы при строи­тельстве и т. д.).

Среди мер по территориальному планированию и градостроительству важную роль играет разделение территории на функциональные зоны. При этом про­изводственная зона отделяется от жилой не только значительным расстоянием, но и барьером зеленых на­саждений. Серьезного внимания требует распределе­ние потоков грузового и междугородного транспорта. Этот транспорт нельзя пускать через населенные кварталы. С распространением шума от таких маги­стралей следует бороться путем создания соответ­ствующих звуковых заслонов — зданий, не требую­щих тишины (складов), густых зеленых насажде­ний и т. д.

На главных городских магистралях рекомендуется строить жилые дома и учреждения, требующие ти­шины (школы, больницы, научные комплексы и т. д.). На оживленных перекрестках необходимо делать подземные тоннели и переходы. Железнодорожные линии, вокзалы и т. п. хорошо локализовать в специальных транспортных зонах вдали от населен­ных кварталов, а вдоль полотна строить акустиче­ские заграждения.

Производственные зоны с промышленными пред­приятиями рекомендуется предпочтительно распола­гать на подветренной стороне населенных пунктов, в достаточной удаленности от жилых кварталов, огора­живать широкой полосой зеленых насаждений.

Из центра города следует удалять такие источни­ки шума, как всякого рода металлоремонтные мастер­ские, мастерские по ремонту автомашин и т. д.

Желательно избавляться от слишком шумных транспортных средств. Необходим постоянный конт­роль за шумом на транспорте, его должны осуще­ствлять специальные инспекторы, снабженные соот­ветствующей измерительной аппаратурой (шумоме­рами).

Важная и действенная форма борьбы с шумом в городах — строительство транспортных центров (внеш­них и внутренних). Это освобождает центр города от движения грузового транспорта, который попадает сюда лишь в случае необходимости (например, при доставке товара в магазины).

Борьбу с шумом нужно вести и на железнодорож­ном транспорте. Следует исключать наиболее шумные транспортные средства, вводить так называемые бес­стыковые рельсы и амортизационные подушки. Шум­ную работу на товарных станциях надо организовы­вать таким образом, чтобы она не производилась ночью и не мешала отдыху жителей окрестных квар­талов.

Специфическая проблема — шум, вызываемый ави­ационным транспортом. Он должен концентриро­ваться на аэродромах, расположенных вдали от на­селенных мест. Специалисты рекомендуют также строить больше взлетных полос и чередовать их использование.

Правительства многих стран, сознавая вредное действие шума на здоровье людей, вводят соответ­ствующие законодательства. В США, например, за­прещено предоставлять кредиты на строительство жи­лых домов вблизи аэродромов. В Японии установле­ны жесткие нормы для возможного шума в жилых и промышленных районах (с 20 часов вечера до 8 ча­сов утра шум в населенных пунктах не должен пре­вышать 50 дБ), нарушение карается штрафом. Во Франции и Греции в общественном транспорте за­прещено использовать транзисторные приемники. В Чехословакии каждый завод, шум которого превы­шает 100 дБ, должен построить защитный пояс ши­риной 500 м. Шум в населенных пунктах не должен превышать 50 дБ днем и 40 дБ ночью.

С источниками шума, как и с другими факторами загрязнения жизненной среды, необходимо бороться. Эта борьба требует не только дорогостоящих иссле­довательских работ, но и твердого соблюдения при­нятых стандартов как в строительстве, так и на про­изводстве. В борьбе с шумом должны принимать активное участие все — и конструкторы, и гигиенисты, и экономисты, и градостроители. Только такое тес­ное сотрудничество может создать в наших городах условия, при которых жители не будут страдать от шума. Человеческое ухо — очень тонкий и нежный инструмент. Природа настроила его так, чтобы он воспринимал красоту звуков, а не их деформирован­ные проявления. В повседневной жизни мы этот тон­кий инструмент постоянно портим уже тем, что за­ставляем себя и своих сограждан слушать шум, кото­рый сами же и создаем.

Акустика имеет свои законы. Наше ухо к ним приспособлено. Однако, если мы приучим его лишь к звукам высокой интенсивности, оно навсегда. пере­станет воспринимать их красоту и нежность.

comments powered by HyperComments