1 месяц назад
Нету коментариев

Наша страна готова участвовать совместно с другими заинтересованными государствами в решении таких проблем, как сохранение при­родной среды, освоение энергетических и дру­гих природных ресурсов, развитие транспорта и связи, предупреждение и ликвидация наибо­лее опасных распространенных заболеваний, исследование и освоение космоса и Мирового океана.

Л. И. Брежнев

Промышленная революция прошла в Европе уже более полутораста лет назад, и сегодня в большин­стве европейских государств имеются все условия для осуществления научно-технической революции. В европейских странах широко развиты научно-ис­следовательские работы, так что этот континент име­ет все предпосылки для того, чтобы в экономическом развитии мира играть более важную и конструктив­ную роль, чем это было до второй мировой войны.

Социалистические страны во многом определили процесс научно-технической революции, особенно с организационной точки зрения. Уже в 1949 г. возник Совет Экономической Взаимопомощи — СЭВ, при­званный координировать и направлять объективный процесс обмена товарами между социалистическими странами, их взаимное разделение труда и коопера­цию.

В первые годы своей деятельности СЭВ ориенти­ровался главным образом на координацию планов внешней торговли. Очень скоро, однако, началось широкое развитие экономического и научно-техниче­ского сотрудничества, позволившего ускорить инду­стриальное развитие стран — членов СЭВ. С 1955 г, начался новый важный этап деятельности СЭВ — долговременное планирование внешней торговли и долговременная координация производственных пла­нов. С 60-х годов международное разделение труда, координируемое СЭВ, постоянно совершенствуется во всех формах, включая территориальное разделение труда, которое ведет к эффективному и рациональ­ному размещению производительных сил во всей ми­ровой социалистической системе.

Могучим импульсом в этой качественно новой деятельности явилось Совещание представителей коммунистических и рабочих партий стран — членов СЭВ в 1962 г. Совещание приняло программный до­кумент по вопросам развития стран социалистиче­ского сообщества и международного разделения тру­да, по координации народно хозяйственных планов, указав на главные направления рационального раз­деления труда в наиболее важных отраслях промыш­ленности, на эффективность международного разде­ления труда, на комплексное развитие экономики от­дельных социалистических стран, на выравнивание экономического уровня социалистических стран, на разделение труда и обмен товарами между членами СЭВ и т. д.

Основным средством развития и совершенствова­ния всех форм экономического сотрудничества соци­алистических стран и международного социалисти­ческого разделения труда является координация на­роднохозяйственных планов стран — членов СЭВ. В 1966—1970 гг. эта координация включала почти все отрасли промышленности, сельское хозяйство, транспорт, строительство и инвестиционные вопросы, в которых заинтересованы страны СЭВ, а также на­иболее важные научно-исследовательские работы.

На XXIII чрезвычайной сессии СЭВ в 1971 г. бы­ла принята Комплексная программа социалисти­ческой экономической интеграции. Этот совместно разработанный документ поднимает сотрудничество социалистических стран на гораздо более высокую ступень, чем просто развитие торговли. Комплексная программа означает совместное освоение природных ресурсов в общих интересах, строительство круп­ных промышленных комплексов, рассчитанное на удовлетворение нужд всех участников, спланирован­ную на многие годы вперед кооперацию между пред­приятиями и целыми отраслями промышленности.

На этом заседании советская — делегация внесла предложение об охране природы в странах — членах СЭВ на территории от Балтийского до Черного мо­рей. В предложении подчеркивалось, что забота о жизненной среде является неотъемлемой частью ин­теграции экономических усилий стран — членов СЭВ.

В области охраны окружающей среды СЭВ руко­водствуется общей заинтересованностью всех стран-участников. Ведь в каждой стране содружества в большей или меньшей мере проявляются послед­ствия быстрой индустриализации, урбанизации, хими­зации сельского хозяйства, развития транспорта и строительства. Цель стран СЭВ — сообща достигнуть разумного равновесия между репродукционными воз­можностями человека и природной средой.

Для решения каждой конкретной проблемы (кро­ме охраны водных источников, где работу ведет Со­вет ведущих водохозяйственных органов стран — членов СЭВ) организованы центры, которые выпол­няют координационные функции при разработке и претворении в жизнь программ научно-технических исследований в рамках Программы исследований по разработке мер по охране природы. Координацион­ными центрами руководит Совет уполномоченных, в который -входят представители каждой страны. Цент­ры распределены следующим образом.

Гигиенические аспекты воздушной среды и вод, вопросы санитарии в населенных пунктах, борьба с шумом — вот проблемы, которые координирует Ин­ститут общей и коммунальной гигиены Академии ме­дицинских наук СССР в Москве.

Координацией вопросов, связанных с охраной экологических систем и среды обитания живых су­ществ, исследованиями по планированию развития окружающей среды и изысканиями оптимальных спо­собов восстановления уже нарушенной природы, за­нимается Институт биологии Словацкой академии наук в Братиславе.

Эффективные методы очистки газообразных отхо­дов, загрязненных двуокисью серы, пути снижения содержания окиси азота в выбросах химического про­изводства и проблемы, связанные с фторсодержащи­ми отходами, исследует и координирует Институт воздушной и холодильной техники в Дрездене.

Важную проблему переработки отходов коорди­нирует Институт экономики и строительства в Буда­пеште. Здесь речь идет главным образом о разработ­ке технологии транспортировки, временного складиро­вания и переработки отходов методами, о которых мы уже упоминали.

В области охраны водных источников разрабаты­ваются предложения по введению новых методов очистки сточных вод и подготавливается унификация специальных методов определения качества воды. В этой связи особую важность имеют разработки по монтажу автоматических станций, которые должны не только постоянно производить оценку качества по­верхностных вод, но и с помощью современной вычислительной техники и коммуникационного обору­дования передавать эти данные в специальные ин­формационные центры. В рамках этой темы исследу­ется и влияние химизации сельского хозяйства на поверхностные и подземные воды и подготавливается внедрение наиболее совершенных методов прогно­зирования качества воды и состояния экологических систем.

К чрезвычайно важной стороне деятельности СЭВ в области охраны окружающей среды относится изу­чение социально-экономических, организационных и правовых аспектов охраны природы, а также ориен­тация на создание совместных образцовых проектов, по которым предложенные мероприятия проверялись бы на практике.

Деятельность СЭВ по охране природной среды — прекрасный пример рождающегося социалистического разделения труда и в этой области. Каждая страна СЭВ может внести в общую социалистическую копил­ку науки и техники то лучшее, что у нее есть, и взять из нее то, что ей необходимо. При этом имеется в виду долговременное сотрудничество. Таким образом, каждая страна может внести вопросы охраны окружаю­щей среды в свои долгосрочные народнохозяйствен­ные планы, что очень важно для профилактических мер в этой области. Сотрудничество социалистических стран служит для всего мира хорошим примером то­го, как можно коллективно разрабатывать и внедрять такие меры, которые не только обеспечивают ста­билизацию положения с загрязнением, но и направ­лены на его постоянное снижение.

В условиях разрядки международной напряжен­ности наряду с торгово-экономическим сотрудниче­ством государств с различным общественно-политиче­ским строем развивается и международное сотрудни­чество в области охраны природной среды. А так как речь идет о проблеме высокогуманной, не удивитель­но, что инициаторами здесь выступают социалисти­ческие государства.

«Наша страна,— сказал Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев с трибуны XXIV съезда Коммунистической партии Советского Сою­за,— готова участвовать совместно с другими заин­тересованными государствами в решении таких про­блем,- как сохранение природной среды, освоение энергетических и других природных ресурсов, разви­тие транспорта и связи, предупреждение и ликвидация наиболее опасных и распространенных заболеваний, исследование и освоение космоса и Мирового океана».

Эти слова находят свое подтверждение в делах, В 1972 г. во время визита в СССР президента США среди ряда важных соглашений было заключено и соглашение о сотрудничестве в области охраны окру­жающей среды.

В Соединенных Штатах Америки загрязнение ок­ружающей среды достигло огромных размеров. Поло­вина отходов, выпускаемых в атмосферу и водоемы промышленностью и сельским хозяйством всего ми­ра, принадлежит этой стране. Поэтому для США со­трудничество в области охраны окружающей среды имеет чрезвычайно важное значение.

В Советском Союзе негативное влияние промыш­ленных отходов гораздо меньше, чем в США и дру­гих промышленно развитых странах. Советское пра­вительство полно решимости любой ценой предотвращать загрязнение среды и в будущем. Поэтому в СССР вопросами охраны окружающей среды зани­маются не только ученые, но и организации, задача которых — «предвидеть и руководить», то есть пар­тийные, правительственные и хозяйственные ор-ганы.

В советско-американском соглашении подчерки­вается, что загрязнение окружающей среды не явля­ется неизбежным. Напротив, обе страны исходят из того, что правильное использование новейших дости­жений науки и техники и методов управления, свя­занных с надежным контролем, открывает широкие перспективы для положительного воздействия чело­века на природу. А поэтому бесспорно, что опыт, на­копленный в этой области многими странами незави­симо от их общественного строя, будет полезен как для СССР, так и для США. Точно так же этот опыт будет полезен и для других стран, с которыми Со­ветский Союз и Соединенные Штаты Америки тесно сотрудничают.

В соглашении говорится о том, что экономический прогресс должен охранять интересы будущих поколе­ний на всем земном шаре. Уже поэтому необходимо непрестанно защищать природу, улучшать окружа­ющую человека среду и делать все, чтобы эта среда не была уничтожена непродуманным вторжением в нее промышленности и техники.

Документ отражает конкретные моменты со­трудничества двух стран. Так, например, особое вни­мание уделяется усовершенствованию существующих и разработке новых технологических процессов по профилактической охране среды от загрязнения. Предполагается обмен технологическими достиже­ниями, уже сегодня включенными в производство, а также консультации по экономическим аспектам при­менения новых достижений науки и техники.

Наряду с созданием «чистых» технологических процессов в промышленности и энергетике в согла­шении уделяется большое внимание и предотвраще­нию загрязнения почвы и воды продуктами сельско­хозяйственного производства. В принципе речь идет о том, чтобы найти органичное сочетание объектив­ных потребностей в химизации этой отрасли хозяйства с требованиями сохранения микрофлоры в почве и воде.

Усилиям радикально изменить производственные процессы и принять действенные меры по охране ок­ружающей среды должна предшествовать сознатель­ная оценка деятельности человека. Поэтому соглаше­ние уделяет большое внимание прямому и косвенному воздействию человека на природу, включая разра­ботку принципов управляемого воздействия человека на природу нашей планеты. При этом должны учи­тываться все возможные последствия: биологические, климатические, юридические, гигиенические, а также экономические, эстетические и т. д. В соответствии с соглашением страны должны разработать наилучшие методы последовательного претворения в жизнь этих принципов.

Значение этого соглашения трудно переоценить. Обусловленное им сотрудничество касается всех ос­новных сторон охраны окружающей среды, включая технические и технологические вопросы, которые до того в международных соглашениях практически почти не затрагивались. Обе страны — СССР и США — располагают сильными научными кадрами и серьезно заинтересованы в ликвидации вредных последствий воздействия человека на окружающую среду. Советским ученым, а вместе с ними и науч­ным работникам всех социалистических стран пред­ставляется богатая возможность для обмена опытом с их коллегами на Западе. А так как главным усло­вием для развития науки является обмен опытом, эта возможность позволит решить многие сложные вопросы в общих интересах.

Соглашение между СССР и США не исключает участия других стран. В нем говорится, что резуль­татами исследований в области охраны природной среды не только можно, но и нужно делиться как можно шире.

И здесь, что очень важно, слова не остались лишь на бумаге. Подтверждением тому служит создание уже упоминавшегося международного института в Вене. Одним из многих членов этой организации яв­ляется и Чехословакия. Наши биологи, юристы, вра­чи, экономисты, инженеры и архитекторы принимают участие в чрезвычайно важных для международного сотрудничества мероприятиях.

Ведь уже первые декреты Советского правитель­ства отражали заботу об общенародной собственно­сти — земле, ее недрах, воде, лесах. Были подписа­ны декреты о лесах, о сроках охоты, об охране па­мятников природы. В 1918 г. при Наркомпросе РСФСР был учрежден Государственный комитет по охране природы. Инициатором и автором этих декре­тов был Владимир Ильич Ленин. Он призывал граж­дан молодой Советской республики развивать произ­водительные силы, непрерывно совершенствовать материальную базу, повышая производительность тру­да на основе новейшей техники и в промышленности, и в сельском хозяйстве. История подтвердила пра­вильность ленинского пути. Ленинскую высокогуман­ную политику необходимо продолжать, развивая про­изводительные силы и приумножая репродукционные способности природы.

Именно из этого исходило чехословацкое прави­тельство на пленуме Европейской экономической ко­миссии ООН в 1965 г., когда выступило с меморан­думом, в котором рекомендовало сосредоточить вни­мание комиссии в первую очередь на изучении воз­можностей дальнейшего развития общеевропейского экономического и научно-технического сотрудниче­ства. По рассматриваемой нами проблеме предлага­лось направить усилия на рациональное исполь­зование природных и энергетических источников в региональных и международных рамках; на общее решение проблемы отрицательного влияния индуст­риальных процессов на окружающую среду, особен­но на загрязнение воздуха и вод, чрезмерный шум в больших городах и т. д., а также на изучение послед­ствий современного научно-технического прогресса и тенденций разделения труда.

Неизбежность общеевропейского сотрудничества в вопросах охраны окружающей среды очевидна. На­до прежде всего стремиться к использованию гиган­тского фонда научно-технической информации, объем которой каждые десять лет увеличивается вдвое. Одновременно следует заботиться о том, чтобы не происходило дублирования в научных исследованиях, в которые каждое государство вкладывает огромные средства. Положительную роль здесь смогли бы сыг­рать национальные информационные центры, тесно сотрудничающие с международными организациями по примеру Исследовательского вычислительного центра ООН в Братиславе. Следовало бы создать международные центры, собирающие и обрабатыва­ющие информацию об энергетических, навигацион­ных, паводковых и других характеристиках рек, про­текающих по территории нескольких государств. По­добным образом можно собирать информацию о крупных курортных центрах, озерах, районах с уни­кальными природными данными. Международный об­мен опытом по охране окружающей среды мог бы содействовать улучшению состояния природы во всей Европе.

У европейских стран много общих интересов в де­ле охраны окружающей среды. Прежде всего это ох­рана водных источников и воздушного пространства от загрязнения и восстановление уже загрязненного земельного фонда, определение принципов новой ин­вестиционной политики, вызванной созданием новых отраслей производства с точки зрения охраны приро­ды. К слову, запасы чистой воды, например в подзем­ных бассейнах Житного острова под Братиславой, оцениваются в 10 млрд. куб. м. Их питает Дунай, поэтому они, будучи практически неисчерпаемыми, яв­ляются хорошей водной кладовой не только для Че­хословакии, но, возможно, и для соседних стран. Поэтому новые промышленные предприятия на Жит­ном острове должны строиться весьма осмотрительно, с учетом интересов Чехословакии и других приду­найских стран.

Не только этот пример доказывает, что для борь­бы с загрязнением окружающей среды сегодня уже недостаточно национальных средств. Массы воздуха, отравленные дымом и ядовитыми газами в промыш­ленных областях ФРГ, Англии, Бельгии и Голлан­дии, переносятся на восток и северо-восток в отно­сительно чистые районы Скандинавии и Восточной Европы. Шведские и финские ученые бьют тревогу, потому что, по их подсчетам, эти чужеродные приме­си в воздухе, выносимые из атмосферы с дождем и снегом, за несколько десятилетий отравят реки и озе­ра Скандинавии.

Загрязняющие вещества, спускаемые в моря про­мышленными предприятиями Англии и Франции, пере­носятся морскими течениями в северную часть Ат­лантического океана и в Баренцево море. В резуль­тате происходит массовое отравление рыбы, которую вылавливают в этих районах.

Так как загрязнение окружающей среды несет в себе всеобщую опасность, было бы неправильно бо­роться с ним средствами лишь одной какой-либо страны. Бывший генеральный секретарь ООН У Тан в своем выступлении на юбилейной XXV сессии Ге­неральной Ассамблеи ООН поднял вопрос о загряз­нении окружающей среды и отнес его к проблемам, которые надо решать на международной арене. Если каждый вечер мы будем смотреть на закат солнца через завесу смогов, говорил он, то в один пре­красный день историк с какой-нибудь планеты напи­шет о нас: «Вопреки их гению, науке и прозорливо­сти у них иссякли продукты, вода, воздух и добрые мысли». Так нас могли бы расценивать наблюдатели с других планет. И если уж ООН ничего не смогла сделать, то пусть хотя бы ее голос прозвучит сигна­лом тревоги.

Нельзя сказать, чтобы ООН до сих пор ничего не предприняла в вопросах охраны окружающей сре­ды. Известна деятельность ЮНЕСКО в области ис­следований биосферы и взаимоотношений человека и среды. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже много лет занимается созданием междуна­родных стандартов и идентификацией влияния заг­рязнений на здоровье людей. Всемирная организация продовольствия и сельского хозяйства (ФАО) соот­ветственно ведет работы в других экологических сис­темах. Была проведена и международная конферен­ция ООН в Стокгольме по охране природы, которая, увы, из-за непонимания некоторыми правительства­ми поднятых вопросов не стала всемирной. Сегодня от международных форумов ожидается уже большее. Сложившаяся ситуация требует не только созыва конференций, но и принятия определенных решений и мер, которые прямо призывали бы европейские государства использовать общее богатство мировой науки и культуры и не бояться глубже черпать из совмест­но накопленных источников. Каждый народ обогаща­ет мировую сокровищницу общественного и экономи­ческого прогресса. Так и малые народы могут актив­но содействовать ему талантом и трудолюбием своих людей.

Совместное использование энергетических и дру­гих природных источников, развитие общеевропей­ского транспорта и средств связи, профилактика и ликвидация распространенных болезней, сотрудни­чество в исследовании космоса и океанов в будущем качественно повлияют на развитие мира. Ведь они обеспечивают человеку не только большее количест­во необходимых продуктов, но и лучшие условия жизни. От нас зависит, как скоро мы перейдем в этом направлении от слов к делу.

Находчивость современного человека, сила совре­менной науки и техники позволяют нашему поколе­нию поставить перед собой необыкновенно высокие и гуманные цели. А это дает нам право выразить уве­ренность в том, что принципы мирного сосущество­вания и сотрудничества позволят решить их в инте­ресах всех народов мира.

comments powered by HyperComments