Коллекция, смонтированная на щите, позволяет пока­зать и рассказать гораздо больше, чем коллекция в короб­ке. Щит может быть практически любого размера, его легче красиво оформить. При монтировании на щите можно поместить фотографии, рисунки, помимо сухих экземпляров животных можно воспользоваться влажны­ми препаратами. Все эти преимущества делают такой спо­соб оформления особенно удобным для коллекций тема­тических, т. е. таких, которые посвящены развитию, строению, практическому значению животных.

Щит изготавливают из фанеры или толстого плотного картона. С внутренней стороны фанеру укрепляют рамой из реек, а с лицевой обтягивают холстом или покрывают плотной бумагой.

При оформлении щита следует избегать чересчур яр­ких цветов, так как они могут отвлечь внимание зрителя от главного — от животных, рисунков, фотографий, тек­ста. Яркий фон можно использовать только там, где надо привлечь внимание к мелким маловыразительным живот­ным и небольшим рисункам. Столь же внимательно, как к выбору фона, надо отнестись и к выбору размера над­писей. Шрифт должен соответствовать размерам выстав­ленных объектов — крупные буквы рядом с мелкими жи­вотными пли, наоборот, мелкие буквы рядом с крупными объектами могут испортить всю коллекцию. Для круп­ных надписей лучше всего применять обычный строгий чертежный шрифт, не увлекаясь сложными и замысло­ватыми шрифтами. Мелкие этикетки и надписи к рисун­кам могут быть написаны как чертежным шрифтом, так и обычным каллиграфическим почерком. Во всех случаях надписи делают краской или тушью, но не карандашом.

Перед тем как вы начнете монтировать коллекцию, обязательно сделайте ее эскиз, сперва небольшой, а потом в натуральную величину. Подберите надписи, рисунки, фотографии, этикетки. Решите, каким образом всё это будет укреплено па щите. Проверьте, хорошо ли расположен материал на щите. Если переделать коллекцию в застек­ленной коробке обычно не составляет особого труда, то сделать это на фанерном щите почти невозможно.

Как укрепляют материал на щите?

Рисунки, фотографии, этикетки и надписи (если они не окантованы) приклеивают к холсту, бумаге или кар­тону жидким столярным клеем. Клей наносят на оборот­ную сторону бумаги ровным и тонким слоем. Затем фо­тографию, рисунок кладут на щит, накрывают газетной или любой другой топкой бумагой и прижимают к щиту, с силой проводя по газете верхним ребром гребенки. Иногда приходится дополнительно подклеивать углы и края фотографии или рисунка. Чтобы фотографии при­клеились ровно, не покоробились, у них предварительно слегка смачивают водой эмульсионный слой.

Мелких животных, растения приклеивают прямо к по­верхности щита. Иногда между щитом и объектом поме­щают пропитанную столярным клеем ватку. Это делают в тех случаях, когда форма животного или растения не позволяет наклеить их непосредственно на холст или бу­магу. Способы крепления крупных объектов могут быть очень разнообразны. Иногда их целесообразно приклеить, иной раз укрепить с помощью тонкой проволочки, которая пропущена сквозь лист фанеры и закреплена на тыль­ной стороне щита (рис. 74). Для особенно крупных и тя­желых объектов приходится делать специальные полочки, к которым они прикрепляются тем или иным способом (рис. 75).

Крепление объекта на щите с помощью проволки. Стрелками показана проволка

Крепление объекта на щите с помощью проволки. Стрелками показана проволка

Крепление крупных объектов на щите

Крепление крупных объектов на щите

При монтировании коллекции на щите следует соблю­дать те же правила, что и при монтировании коллекции в коробке. Общий заголовок, как правило, располагают вверху, этикетку с именем автора — в правом нижнем углу. Щит не должен быть особенно перегружен выста­вочным материалом, но и не должен казаться полупустым.

Следует сказать, что монтирование коллекции на щите отнимает много больше времени и стоит большего труда, чем монтирование в застекленной коробке. Зато и выгля­дит такая работа обычно гораздо эффектнее (рис. 76).

Коллекции на щите

Коллекции на щите

comments powered by HyperComments