Животные окружают нас всюду. Нет такого уголка Земли, где не было бы жизни. Вся суша — от тундры до раскаленных пустынь, весь океан — от берега до тысяче­метровых глубин населены множеством больших и ма­лых живых существ. Одни из них знакомы всем, а о су­ществовании большинства других знают лишь немногие специалисты. Одни весят десятки тонн, другие же так малы, что их можно увидеть только в самые сильные ми­кроскопы.

Ученые считают, что на Земле обитает свыше полу­тора миллионов различных видов животных. Сколько их в действительности, мы точно не знаем. До сих пор зооло­ги постоянно находят и описывают новые, неизвестные ранее виды. Если рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, т. е. позвоночные животные, относительно хорошо изучены, то с беспозвоночными де­ло обстоит иначе. Как правило, они значительно мельче, меньше бросаются в глаза, поэтому изучить их значи­тельно сложнее, нежели позвоночных. А знакомство с этими мелкими и часто невзрачными существами особен­но важно.

Но в самом деле, стоит ли заниматься всякой мело­чью? Что с того, что не все еще виды известны человеку? Разве что-нибудь изменится, если, например, мы найдем еще один ранее неизвестный вид насекомых? Будет ли это иметь какое-то значение или нет?

К сожалению, такие вопросы задают не только школь­ники. Нередко приходится слышать их и от взрослых людей.

Что можно им ответить?

Во-первых, так уж устроен человек, что ему всегда хочется знать то, чего он еще не знает. Не всегда наши знания приносят непосредственную пользу сегодня же. Бывает так, что какое-то открытие может пригодиться через десять, двадцать, сто лет. Предусмотреть это зара­нее невозможно. Знание само по себе — величайшая цен­ность, независимо от того, приносит оно непосредствен­ную выгоду или нет.

Во-вторых, мелкие и незаметные животные играют подчас огромную роль в жизни человека, хотя нередко мы этого и не подозреваем, а может быть, просто не за­думываемся над этим. Мы едим мед, который дают нам пчелы. С глубокой древности человек одевается в пре­красную тонкую ткань — шелк; шелк — результат работы гусениц тутового шелкопряда. На доске мы пишем мелом, образовавшимся из известковых раковин давно погибших корненожек — фораминифер.

Многие беспозвоночные животные идут в пищу: ус­трицы, мидии, раки, крабы, креветки. Армии муравьев защищают леса от вредителей. А разве мало у человека грозных врагов, размеры которых не превышают одного-двух сантиметров, а подчас и миллиметров! Известно, что от вредителей и сорняков человечество теряет от 30 до 50% урожая продовольственных культур. Общие ми­ровые потери зерна от вредителей и болезней составля­ют 83 000 000 тонн в год! Этим хлебом можно было бы кормить 400 000 000 человек в течение целого года. А ведь голод до сих пор постоянно грозит почти половине населения нашей планеты.

Чтобы врагов победить, надо как можно лучше их знать. Не зная животного, нельзя сказать, кто это — друг или враг.

В Советском Союзе работает около 4000 зоологов. Их усилия направлены на то, чтобы изучить фауну нашей страны, как можно больше узнать об образе жизни и строении животных, разработать меры борьбы с вреди­телями и меры охраны полезных животных. 4000 зооло­гов — это не мало, но и не много для огромной страны. Всюду им не поспеть. Специалистам-зоологам трудно обойтись без помощи других людей — учителей, агроно­мов, краеведов и любителей природы. И первыми их по­мощниками должны быть юные натуралисты.

Однако для того, чтобы заниматься животными, надо немало знать и немало уметь. Прежде всего, надо на­учиться отличать животных друг от друга, а это не всег­да просто. Вспомните, как часто вы не могли узнать про­летевшую мимо птицу, бабочку, жука. Большинство поз­воночных можно узнать, не обязательно держа их в руках. Напротив, большинство беспозвоночных животных даже специалисты могут определить только в лаборато­рии с помощью лупы, бинокуляра, микроскопа и специ­альных книг, которые так и называются — определители. Вот почему нужно обязательно уметь поймать животное и сохранить в таком виде, чтобы потом его можно было определить. Иными словами, нужно уметь сделать зооло­гическую коллекцию. О том, как делать такие коллекции, и рассказывает эта книга.

Мы намеренно не будем ничего говорить о собирании и способах сохранения позвоночных. Вы не найдете в этой книге ни слова и о том, как надо собирать и хранить морских животных. Для того чтобы обо всем этом расска­зать, понадобилось бы написать не одну, а но крайней мере три книги. Наша задача гораздо уже: мы расска­жем о собирании наземных и пресноводных беспозвоноч­ных, т. е. именно тех животных, с которыми учитель, сту­дент, юннат сталкиваются в природе чаще всего.

Коллекция животных непохожа на любую другую коллекцию. Разница прежде всего вот в чем. Марки или спичечные этикетки, например, вы покупаете в магазине, вымениваете у знакомых. Богатая ли получилась коллек­ция, зависит часто не от самого собирателя, а от того, что есть в продаже, какой суммой денег он располагает. Иное дело коллекция животных. Тут уж всё зависит только от вас, от ваших знаний и умения.

Животных собирают не только потому, что всякое коллекционирование — интересное, увлекательное заня­тие. Конечно, если у коллекционера нет хорошего охот­ничьего азарта, он никогда не соберет богатой интерес­ной коллекции. Следует, однако, помнить, что собирание животных — не только увлекательное, но и очень нуж­ное занятие. Коллекции животных очень нужны в шко­лах, домах пионеров. Не секрет, что редкая школа может похвастать хорошим собранием насекомых или рако­вин моллюсков. А между тем хорошие коллекции — неза­менимое наглядное пособие на уроке, они помогают лучше узнать природу родного края. В любом краеведческом музее непременно есть отдел родной природы. Обычно в этом отделе имеются гербарии растений, чучела птиц и зверей, А вот коллекций насекомых, моллюсков, червей, пауков часто нет. Во многих школах есть свои небольшие музеи. Пусть они невелики, но они служат той же благо­родной цели, что и настоящие музеи.

В Зоологический музей Академии наук и другие музеи страны часто приходят письма от сотрудников краевед­ческих музеев, от учителей биологии и, конечно, чаще всего от школьников. Как собирать животных, как хранить, как подготовить их для показа на стендах му­зея — на такие вопросы сотрудникам музея приходится отвечать чуть ли не ежедневно.

Ответы на некоторые из них вы сможете найти в этой книжке.

Чтобы собранная коллекция имела научную ценность, важно уметь не только собрать животных и оформить сборы, но, самое главное, необходимо правильно докумен­тировать собранный материал. Вот почему прежде всего мы познакомим читателей с правилами ведения дневни­ка наблюдений и этикетирования сборов.

comments powered by HyperComments