5 років тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

СБОР МИНЕРАЛОВ

Начинающему любителю камня, пожалуй, лучше всего вступить в минералогический кружок и приоб­ретать опыт сбора минералов в организованных поле­вых походах. В поле есть возможность проводить ши­рокие наблюдения (подобно тому, как это делают изучающие ботанику и другие естественные науки), и часто бывает, что любители обнаруживают место­нахождение того или иного минерала. Очень важно для человека, впервые приступающего к полевым на­блюдениям, почувствовать к ним «вкус». В первую очередь надо четко уяснить себе конкретную цель поиска, напримериметь в виду, что искомый минерал представлен очень мелкими кристаллами в ассоциа­ции с другими, возможно более заметными, разно­видностями. В процессе полевых работ необходимо установить, какую часть исследуемой территории це­лесообразно детально осмотреть. Следует знать, ка­кие минералы могут сопутствовать друг другу и ка­кие сочетания минеральных видов в природе не встре­чаются (так называемые запрещенные ассоциации). Данные о тех или иных локализациях минералов можно получить из публикаций (см. главу 1). Имеет смысл также заняться литературными изысканиями в библиотеках геологических музеев.

Если вы самостоятельно собираетесь осматривать рудные отвалы, вам обязательно нужен спутник. В целях соблюдения правил техники безопасности и чтобы не беспокоить семью, поставьте в известность кого-либо из ваших домашних, где вы находитесь и когда собираетесь вернуться. Пренебрежение правила­ми безопасности может привести к смертельному исхо­ду и, безусловно, доставит массу беспокойства другим людям. Поэтому призадумайтесь, стоит ли рисковать жизнью и спокойствием, чтобы завладеть минерало­гическими образцами. Дайте себе честный ответ на этот вопрос!

Важно обладать достаточными техническими на­выками, чтобы при обнаружении кристаллов освобо­дить их от пустой породы с помощью того или иного инструмента (рис. 1). В большинстве случаев кри­сталлы настолько прочно связаны с вмещающими породами, что нетерпеливый любитель может испортить их при откалывании. В таких ситуациях надо следо­вать простому правилу: лучше оставить образец, чем повредить его. Но если вы сможете отколоть кусок вмещающей породы вместе с «засевшими» там кри­сталлами, сделайте это и постарайтесь разделить их в домашних условиях.

Набор типовых инструментов, необходимых коллекционеру

Набор типовых инструментов, необходимых коллекционеру

Надо откровенно сказать, что всем должно быть знакомо то состояние азарта, которое охватывает самого осторожного минералога, когда он оказывается на месте сбора образцов. Всегда есть вероятность необдуманных, неосторожных действий. Нельзя за­бывать об этом. Многие отвалы высоки и состоят из громадных глыб. При работе в верхней части отвала надо стараться не свалить обломки пород на головы находящихся внизу людей. Нежелательно также за­щемить руку или ногу между глыбами породы. Обя­зательно проверяйте устойчивость каждого обломка, прежде чем ступить или опереться на него. И надо знать, что нельзя рассчитывать на обнаружение об­разцов минералов в любой части отвала. Если хотите понять — почему, взгляните на рис. 2.

Отвалы горных выработок

Отвалы горных выработок

Еще раз напомним, что лучший способ заниматься сборами минералов, это — участвовать в каких-либо экспедициях или походах в качестве члена минерало­гического кружка вместе с опытными специалистами.

 

ОБРАБОТКА И ДЕМОНСТРАЦИЯ ОБРАЗЦОВ

Во многих случаях лучше всего оставлять образцы без какой-либо обработки, но иногда очистка минера­лов от тех или иных загрязнений значительно улуч­шает их внешний вид.

Обработка образцов начинается еще до извлече­ния минералов из материнской породы; это надо де­лать с большим умением и без излишней спешки. Многие минералы находятся в породе, отбить от ко­торой штуф очень трудно, не говоря уже о том, что кристаллы при этом почти наверняка окажутся по­врежденными. В таких случаях лучше всего отколоть нужный минерал с частью вмещающей породы. Мно­гие минералы, несмотря на значительную твердость, достаточно хрупкие. Поэтому как только вы закончи­ли сбор минералов, надо каждый образец завернуть в отдельную бумагу во избежание их трения друг об друга. Иначе мелкие кристаллы могут оказаться выломанными из породы и есть риск повредить их гра­ни. Если же минерал обладает спайностью, то при плохой упаковке вы сможете наглядно убедиться в этом, обнаружив вместо целого кристалла несколько осколков. Для транспортировки образцов лучше всего подходят фруктовые коробки из продовольственных магазинов.

Многие образцы бывают покрыты землей, которую можно очистить щепкой мягкой древесины. Не реко­мендуется использовать для этой цели металлические предметы. Если вы имеете дело с очень мелкими кри­сталлами, просеивать породу следует над миской, а не над раковиной, где погибла масса прекрасных об­разцов! Приходится проявлять осторожность при уда­лении вмещающей породы, если минералы хрупкие; при этом хотя бы часть породы необходимо оставить в образце. Существуют разнообразные тиски, которые можно использовать для устранения лишнего камен­ного материала сдавливанием, избегая тем самым резкого удара.

Хорошим инструментом при обработке образцов являются иглы. Их следует насаживать на деревян­ные рукоятки остриями внутрь. Совершенно необходи­мы зубила разных размеров и оборудование для шли­фовки минералов. Если один минерал закрыт другим, бывает нужно избавиться от верхнего слоя. Слюду, например на биотитовых сланцах, легко снять жест­кой щеткой. Кальцит можно удалить (хотя бы ча­стично) скалыванием, используя его характерное свойство — совершенную спайность; те остатки, кото­рые нельзя сколоть, удаляют при помощи соляной кислоты. Прибегая к этому способу, следует соблю­дать осторожность, чтобы не испортить скрытый под кальцитом минерал.

Ультразвук лучше не применять, особенно при об­работке хрупких минералов. Например, танзанит — драгоценная разновидность цоизита (голубой прозрачный минерал) — часто разрушается в ультразву­ковой установке. Если вы уже знаете, что минерал от воды не пострадает, используйте ее в качестве мою­щего средства, добавив несколько капель какого-либо растворителя. Помните, однако, что многие минералы растворимы в воде. В таком случае для отмывки об­разца можно пользоваться спиртом, но на значитель­ном удалении от пламени горелки. Иногда рекомен­дуется применять ацетон (СН3СОСН3) с соблюдением тех же мер предосторожности. Образец, промытый в воде, можно высушить, погрузив его в спирт.

 

ХИМИЧЕСКИЕ ОЧИСТИТЕЛИ

При использовании химических реагентов для чи­стки образцов необходимо соблюдать большую осто­рожность. Например, фтористоводородная (плавико­вая) кислота (HF), с помощью которой можно уда­лить наросты полевого шпата с кристаллов берилла и турмалина, очень опасна в обращении, и к работе с ней могут быть допущены только опытные специа­листы. Если плавиковая кислота попадет на кожу, немедленно промойте пораженное место большим ко­личеством проточной воды; не дышите парами этой кислоты. Обращайтесь к врачу при малейшем инци­денте, связанном с плавиковой кислотой, каким бы незначительным он вам ни казался.

Если вы опытный работник, покройте ту часть об­разца, которую хотите предохранить, пчелиным во­ском и обрабатывайте плавиковой кислотой другую его часть. Не оставляйте образец в кислоте на дли­тельное время, так как грани кристалла окажутся разрушенными. Воск можно удалить ацетоном после завершения чистки. Промывка образца должна про­водиться в течение нескольких часов, чтобы пол­ностью удалить малейшие следы кислоты. Использованную кислоту можно нейтрализовать кальцитом, а затем смыть большим количеством воды.

Несколько менее опасен кислый фтористый аммо­ний (NH4HF2), применяемый при чистке силикатов. Но с теплой водой он образует плавиковую кислоту, поэтому, работая с этим реагентом, надо соблюдать все меры предосторожности. Следует также защитить поверхность минерала, не подлежащую обработке.

Другие хорошо известные кислоты: соляную (НС1), азотную (HNO3) и серную (H2SO4), — как правило, не применяют в концентрированном виде. Когда гото­вите разбавленный раствор, имейте в виду, что всегда и во всех случаях кислоту вливают в воду, а не на­оборот! Струйку кислоты при этом надо вливать в воду равномерно; это особенно важно, если имеешь дело с серной кислотой. Соляную кислоту обычно ис­пользуют для чистки карбонатов, так как она раство­ряет корочки кальцита, часто присутствующие на их поверхности. Лучшим для этого является 5—10%-ный раствор. Держать соляную кислоту следует в пласт­массовой либо стеклянной посуде, но никогда — в ме­таллической. Будьте внимательны и к пластмассовым емкостям, поскольку кислота способна просачиваться сквозь стенки микропористых сосудов.

Серная кислота может разрушать водосодержащие минералы, обезвоживая их. Смесь азотной и со­ляной кислот в пропорции 1 : 3 растворяет золото; такая смесь получила название царской водки. Состав из двух частей азотной кислоты и девяти частей соля­ной растворяет платину. Все эти кислоты в чистом виде или в различных сочетаниях друг с другом опас­ны, если их использовать без должной осторожности.

Железистые натеки, часто встречающиеся на по­верхности минералов, представлены лимонитом. Они могут быть удалены щавелевой кислотой (С2Н2О4). Она тоже опасна в обращении, и ее пары не следует вдыхать; особую осторожность надо соблюдать при работе с ее порошковидной формой. Уксусная кислота, тоже небезопасная, может быть использована для растворения кальцитовых корочек.

Ниже приводится классификация природных сое­динений в зависимости от их растворимости, что надо иметь в виду при работе с образцами.

 

Водорастворимые соединения

Нитраты

Некоторые гидроокислы

Хлориды (за исключением хлоридов свинца, серебра и ртути)

Карбонаты аммония, натрия и калия

Бораты, содержащие кристаллизационную воду

Большинство сульфатов (за исключением сульфатов бария, свинца и кальция)

Фосфаты аммония, калия и натрия

Некоторые арсенаты

 

Соединения, растворимые в кислотах

Металлы (например, золото и платина в царской водке)

Сульфаты

Некоторые окислы

Гидроокислы

Фтористые соединения (соли плавиковой кислоты)

Карбонаты

Бораты

Силикаты (большинство силикатов растворяется с трудом в кипящей плавиковой кислоте, однако минералы группы цео­литов растворимы в соляной кислоте)

Сульфаты

Фосфаты

Арсенаты

Ванадаты

Молибдаты

Нитраты

 

ЧИСТКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ МИНЕРАЛОВ

Предлагаем читателю список распространенных минералов, с которыми он, по всей вероятности, будет иметь дело в своей практике, и даем краткие советы, какими способами лучше всего проводить их чистку.

Альбит (полевой шпат). Часто сопровождается на­летами гидроокислов железа, которые могут быть удалены с помощью щавелевой или соляной кислоты. Черные налеты и включения органического вещества удаляются серной кислотой.

Амазонит (зеленая разновидность микроклина). Гидроокислы железа могут быть удалены щавелевой кислотой, включения гематита — теплой концентри­рованной соляной кислотой.

Аурипигмент. Если он покрыт корочками кальци­та, их лучше всего удалить с помощью уксусной кислоты.

Бирюза. Промывают дистиллированной водой. Бирюзу следует держать в изоляции от жирных и за­грязняющих веществ; надо помнить, что бирюза — пористый минерал.

ВанадинитКорочки кальцита с этого минерала могут быть удалены при помощи органических кис­лот.

ВиллемитКислоты применять не следует. Налеты и корочки можно отколоть и счистить.

ГалитОчищают только спиртом (воду применять нельзя).

Гипс. Любые глинистые примазки на кристаллах могут быть отмыты водой.

Гранаты. Многие из них встречаются в слюдистых сланцах. Слюду счищают при помощи жестких щеток и игл. Железистые натеки растворяются в щавелевой кислоте. Разновидность граната андрадита — деман­тоид (Италия) — присутствует в биссолите (группа амфибола), от волокнистой массы которого минерал легко может быть очищен.

Кварц. Пленки гидроокислов железа снимаются щавелевой кислотой, корочки кальцита — соляной. Если кристаллы кварца помещаются в теплые очистительные растворы, следует избегать затем быстрого охлаждения.

Малахит. Вначале отмывают дистиллированной водой с небольшим количеством аммония, затем про­мывают чистой водой и, наконец, погружают в аце­тон. Нельзя использовать этот метод для чистки сме­си азурита с малахитом.

Марказит. Этот сульфид железа быстро разлага­ется, что сопровождается запахом серы. Промойте его в теплой дистиллированной воде, добавив затем не­много аммония. Прополощите чистой водой и пропи­тайте ацетоном перед просушкой.

Пирит. Железистые пленки могут быть удалены щавелевой кислотой, включения кварца — плавико­вой.

ПренитЕсли быстро воздействовать соляной ки­слотой, она ликвидирует корковые образования, прежде чем разрушатся грани кристаллов, на кото­рых появится порошковидный налет. Железистые на­теки между волокнами минерала удалить, по-види­мому, не удастся.

Прустит. Претерпевает поверхностные изменения под воздействием солнечного света. Образовавшаяся побежалость может быть снята протиранием и после­дующей обработкой ультразвуком.

Рутил. Наросты силикатов ликвидируют плавико­вой кислотой.

Слюды. Минералы, относящиеся к группе слюд, состоят из листочков, напоминающих страницы книги. Некоторые листочки слюды можно отделить один от другого при помощи воды. Для их чистки использу­ются кислоты.

Сподумен. Примазки глинистых минералов могут быть удалены с помощью плавиковой кислоты.

Сфалерит (цинковая обманка). Корочки и на­росты кальцита следует быстро удалить, предпочтительно раствором соляной кислоты, прежде чем по­тускнеют грани кристаллов.

Топаз. Налеты гидроокислов железа снимают ща­велевой кислотой, а примазки глин—-плавиковой.

Флюорит. Верхний слой, образованный кальцитом, растворяется под воздействием соляной кислоты.

 

ХРАНЕНИЕ ОБРАЗЦОВ

Образцы минералов надо предохранять от пыли, слишком яркого света и от непосредственного контак­та друг с другом. Следует избегать резких перепадов температуры; поэтому ящик с образцами, прислонен­ный к радиатору или обращенный к окну, — не луч­ший способ для размещения коллекции, которая так или иначе пострадает от этого.

Некоторые минералы восприимчивы к теплу; на­пример, образец самородной серы может растре­скаться, если его какое-то время подержать в руке. Некоторые минералы легко впитывают влагу из воз­духа, и поэтому их приходится хранить в герметич­ных сосудах. К таким минералам относятся сильвин, улексит (боронатрокальцит) и галит. Другие минера­лы имеют свойство рассыхаться; это — торбернит, отенит (урановая слюдка) и некоторые разновидности опала. Досадно, что многие красивые опалы спустя некоторое время после их извлечения из вмещающей породы покрываются сеткой тончайших волосяных трещинок. Этому подвержены не все разновидности опала; к сожалению, нельзя знать заранее, угрожает ли эта опасность именно вашим кристаллам. Пока что не удалось придумать какой-либо эффективный спо­соб, устраняющий этот недостаток.

Минералы, на поверхности которых появляются налеты или побежалость, например серебро, следует держать вдали от сернистых соединений. Пары серы могут содержаться в загрязненной атмосфере, источ­ником их может оказаться также близлежащий пирит. Некоторые минералы нельзя выставлять на яр­кий солнечный свет, под его влиянием они изменяют свой цвет и могут раскрошиться (как, например, ре­альгар и вивианит). Драгоценные камни, имеющие искусственную окраску, полученную в результате по­догрева или облучения, могут поблекнуть и даже обесцветиться на ярком солнечном свету.

 

ДОКУМЕНТАЦИЯ ОБРАЗЦОВ

Когда сбор и чистка минералов закончены, наста­ет время задокументировать их. Временные (полевые) этикетки надо заготавливать в процессе отбора об­разцов. Всем полевикам известно, как просто можно отколоть один минерал, затем поднять другой или сесть завтракать, не записав местонахождение пер­вого образца и сопутствующих ему минералов. Сле­дует взять себе за правило ничего не откладывать «на потом», ибо будет слишком поздно! Каталог об­разцов должен составляться на месте; еще лучше, если вы сразу же и сфотографируете отобранные ми­нералы. По возвращении домой немедленно сделайте описание всего маршрута и ваших находок. Каждый образец должен быть помещен в коробочку и снаб­жен этикеткой. Если нет под рукой коробок, все ми­нералы должны быть тщательно заэтикетированы; на этикетке надо проставить номер или название мине­рала. Лучше давать номера, которые впоследствии можно использовать в качестве инвентарных при со­ставлении каталога коллекции.

Когда обработка образцов закончена и проведена достаточно квалифицированная диагностика минера­лов, все детали должны быть отражены в инвентар­ных списках. Даже если с вашей точки зрения со­бранная коллекция не имеет особой ценности, она, как любая другая, имеет познавательное значение и может представить определенный научный интерес, особенно если вы посещали место, где до вас побы­вало не так много коллекционеров.

Детальная характеристика образца включает в себя следующие основные пункты:

1) регистрационный номер;

2) наименование образца (с описанием результа­тов проведенной диагностики, если это необходимо);

3) место находки образца и сопутствующие мине­ралы (если возможно, с обзорной картой);

4) размеры образца (в миллиметрах);

5) индивидуальные особенности минерала (цвет, форма и облик кристаллов, включения и т. д.);

6) ссылка на литературные источники (преиму­щественно на журналы);

7) дата отбора образца.

 

ФОТОГРАФИРОВАНИЕ МИНЕРАЛОВ

Многие любители камня хотят иметь фотоснимки минералов своей коллекции, стремясь лучше ее систе­матизировать, просто получить удовольствие, а также с научной целью или для отсылки другим коллекцио­нерам в надежде на обмен. Хотя сфотографировать образец — дело в общем не сложное, но для получе­ния высококачественного снимка приходится затра­тить немало времени и усилий. При этом надо пом­нить, что выбор фона и освещение объекта съемки столь же важны, как тип и возможности применяе­мого фотоаппарата.

Если говорить о фоне, то самое важное — добиться нужного цветового контраста между фоном и мине­ралом. Следует помнить, что яркое на ярком режет глаз; раздражает также и слишком грубая фактура фона. Когда готовилась к печати моя предыдущая книга, помню, с какими трудностями мне пришлось столкнуться при выборе подходящего фона для груп­пы различно окрашенных драгоценных камней. В конце концов, я остановился на выкрашенной в черный цвет бальзовой древесине. Некоторые фотографы предпочитают бархат, однако почти полная невоз­можность избавиться от случайно приставших к нему волосков и пылинок (которые прекрасно видны на снимках небольших по размеру драгоценных камней) заставила меня отказаться от такого фона. В тех слу­чаях, когда фотографируют обычные (как правило, большего размера) минералы, можно давать менее крупный план и не обращать внимания на эти мел­кие погрешности. Если вы все-таки захотите выбрать в качестве фона бархат, особенно черный, единствен­ная возможность избежать пятнышек на снимках — это протереть бархат липким пластырем.

После того как выбран надлежащий фон, остается расположить минералы таким образом, чтобы они от­четливо на нем выделялись. Ткань может быть наки­нута на книги или ящик, чтобы она висела, свободно драпируясь; концы ткани должны быть закреплены. Хорошего эффекта удается достичь, если поместить образец на зеркало. Разумеется, это делается только в тех случаях, когда имеет смысл показать на сним­ке не только переднюю, но и тыльную сторону образ­ца. Именно так следует фотографировать ограненные самоцветы; эта техника была использована для иллю­страций в целом ряде книг по минералогии.

Большинство образцов не имеют достаточно плос­кого основания, которое могло бы служить для них опорой. Такие образцы приходится закреплять при помощи воска или клейкой ленты. У многих любите­лей есть в коллекции минералы, слишком мелкие для съемки обычной фототехникой. Можно сконструи­ровать специальные насадки для фотографирования с помощью микроскопа (микрофотосъемка). Все, что необходимо иметь для микрофотосъемки, это — фо­тоаппарат, микроскоп и удлиненный тубус-насадку. В некоторых случаях тубус используется для насадки непосредственно на фотоаппарат (без микроскопа).

С помощью объектива 50 мм и тубуса можно де­лать вполне удовлетворительные снимки мелких объектов с 20-кратным увеличением. Картон, окле­енный с одной стороны черным бархатом, сворачи­вают в трубку, которой плотно охватывают кожух объектива. Для получения достаточно резкого снимка объектив не должен находиться ближе 5 см от образ­ца. Это создает трудности с освещением минерала, но если оставить диафрагму открытой и осветить объект съемки с разных сторон лампами-вспышками, мы по­лучим требуемый эффект. Для достижения необходи­мой резкости лучше брать фокусное расстояние f=16. При этом надо давать большую выдержку — вплоть до 16 с. Если вы ведете съемку не в специаль­ном подвале с антивибрационной установкой, то са­мое легкое сотрясение, например чихание, способно смазать резкость.

Надо заметить, что фотоснимки минералов, при­годные для репродуцирования в лучших журналах, могут быть получены только способом макрофото­съемки. Как бы ни были хороши ваше оборудование и техническое оформление съемки, острота углов кристаллов и четкость контуров их граней не могут быть переданы на фотоснимке при фотографировании с помощью аппарата 35 мм. Для стационарной каме­ры следует брать форматную плоскую, а не ролико­вую (катушечную) фотопленку. Это очень большой фотоаппарат по сравнению с 35-миллиметровым. Но объективы, которыми приходится пользоваться, рассчитаны на относительно продолжительную вы­держку, и поэтому в таких случаях надо выбирать линзы с фокусным расстоянием f=64 (обычным ап­паратом 35 мм фотографируют при f=22); благодаря этому достигается большая глубина резкости. Можно получить увеличение до Х24 и более; таким образом, отпадает необходимость в микроскопе и насадках. Обычный формат кадра при этом составляет 4Х5 дюймов (10X12,5 см), но при необходимости мо­гут быть получены кадры 16X20 дюймов (40X50 см) и более. Если иметь в виду четкость изображения, то фотоснимки на форматной плоской пленке в 13 раз более резкие, чем на роликовой пленке (в аппарате 35 мм).

Используя стационарную камеру, мы будем иметь при съемке такие возможности, какие нам не сможет предоставить никакой другой фотоаппарат. Объектив и кассету можно регулировать независимо друг от друга, что невозможно при пользовании камерой 35 мм. Это позволяет получать хорошие снимки даже в тех случаях, когда наиболее эффектная сторона образца находится в невыгодном ракурсе по отноше­нию к объективу.

Общеизвестно, что стационарная камера стоит не­дешево, и большинство читателей располагают, ско­рее всего, однолинзовым зеркальным фотоаппаратом, широко применяемым при обычных фотосъемках. Если вы решили использовать «зеркалку» для круп­номасштабной фотографии, надо иметь съемные объ­ективы; необходимо также привлекать наилучшую оптику и механические приспособления. Зеркало надо обязательно закреплять в верхнем положении, иначе оно может вибрировать в момент экспозиции, и рез­кость снимка будет нарушена.

Подходящее освещение надо выбирать в зависи­мости от «фактуры» поверхности образца; например, металлический блеск минерала будет отражаться в виде блика, и на снимке может выйти белое пятно. Расположение искусственных источников света также должно быть тщательно продумано. Многие фотогра­фы предпочитают пропускать свет от ламп через по­лупрозрачный экран, например пластмассовый. Этим достигается мягкая, равномерная освещенность объ­екта.

Не существует единого мнения о том, как именно должны выглядеть на фотоснимках различные мине­ралы — прозрачные, полупрозрачные, самоцветы и т. д. Некоторые специалисты считают, что примене­ние тщательно выбранной подсветки для того, чтобы минерал сиял в полном блеске, является своего рода фальсификацией природы. Другие предпочитают до­биваться максимально возможных световых эффек­тов. Большинство фотолюбителей готовы удовлетво­риться фотоснимками, как можно более близкими к действительности. А некоторые коллекционеры хотят иметь такие снимки своих минералов, которыми мож­но было бы блеснуть на выставках, чаруя восхищен­ную публику.