6 місяців тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Главный признак, с помощью которого мы отличаем животное от растения,— это способ питания.

В самом деле, кто из нас не обращал внимания на эту удивительную способность растений создавать свое тело как будто бы «из ничего», то есть из земли, воды и воздуха, в то время как человек и все другие животные для поддер­жания своей жизни должны уничтожать другие живые су­щества.

Такие животные, как волк, тигр, лисица, лев и другие, не могут жить, не питаясь мясом других животных, а овца, мышка или дикая коза, которыми они питаются, в свою оче­редь должны поедать разные растения (тоже ведь живые существа), листья, плоды или корни. Но что было бы, если бы мы попробовали питать себя или же этих животных землей, воздухом и водой? Конечно, и человек, и все живот­ные быстро погибли бы с голоду.

Животные могут питаться только «органической» пищей, то есть той, которая состоит из живых или убитых частей (органов) живых существ — животных или растений. Если в нашей пище и должны обязательно присутствовать «ми­неральные» или «неорганические» вещества, такие, как соль или вода, то не они составляют главную питательную часть нашей пищи. (Я позволил себе оставить здесь это не вполне точное определение слова «органический», чтобы не вдаваться в длинные подробности и объяснения.) Что же касается воздуха, то ни одно животное неспособно извлечь из него что-либо, кроме кислорода, который, как мы только что выяснили, служит для дыхания, но не для питания.

Но обратимся к растению. Посреди выжженных солнцем пустынь, или на тучных полях, или среди залитых водой болотистых пространств пробиваются из-под земли всевоз­можные растения. Корни их густою сетью оплетают комки земли, а листья выносятся ввысь, в воздушный простор — поближе к солнцу.

Чем питаются они? Во всяком случае не живыми те­лами. В этом нас убеждают повседневные наблюдения земле­дельца, но в еще большей степени научные опыты, которые с некоторых пор научились ставить ботаники (ботаники — ученые, изучающие растения). Эти опыты при известном ин­тересе к науке нетрудно повторить и каждому из нас.

Возьмем большую стеклянную банку с перегнанной (или, как ее иначе называют, дистиллированной) водой, а если такой нет, то просто следует взять хорошо прокипяченную воду, где, следовательно, убито все живое, если оно и было там. Растворим затем в этой воде несколько различных солей так, чтобы на каждый литр (5 стаканов) приходилось следующее их количество:

1,0 грамм азотнокислого калия (калийной селитры),

1,5 грамма хлористого натрия (обыкновенной поваренной соли),

0,5 грамма сернокислого магния,

0,5 грамма фосфорнокислого кальция (в мелком порошке) и следы хлористого железа.

Расщепим вдоль пробку и вырежем в каждой ее поло­винке по желобку так, чтобы в общем получилось круглое отверстие, закрепим с помощью ваты между обеих половинок пробки стебелек проростка какого-либо растения — гречихи, кукурузы, подсолнуха и т. п. и опустим его кореш­ком в воду, а банку обвернем плотной бумагой, чтобы корни растения были в привычной для них темноте.

В таком растворе, если его время от времени заменять све­жим, растение пышно разви­вается, цветет и даже дает пло­ды, совершенно не нуждаясь в каких бы то ни было органиче­ских питательных веществах. Таким образом, подобные и дру­гие опыты, повторенные бесчис­ленное количество раз, пока­зали, что, произрастая на обыч­ной почве, растения питаются исключительно за счет мине­ральных солей.

Можно подумать, что этому противоречит обычная практика, согласно которой почву реко­мендуется удобрять навозом, или перегноем листьев, или же различными минеральными удо­брениями. Однако это совсем не так.

Если мы каждый год будем сеять на одном и том же месте одну и ту же полевую куль­туру, например пшеницу, овес, ячмень, кукурузу, подсолнеч­ник, лен и т. д., то через 2— 3 года наши урожаи начнут снижаться и мы все меньше и меньше станем собирать зерна. Отчего же это происходит?

И многовековый опыт земле­дельца, и точные исследования науки показали, что возделывание одной и той же сель­скохозяйственной культуры в течение ряда лет на одном и том же месте приводит прежде всего к одностороннему истощению почвы, затем к засорению полей, развитию бо­лезней растений, и, наконец, к распространению сельскохо­зяйственных вредителей, а следовательно, и к снижению урожаев.

Различные растения берут из почвы совсем неодинако­вые количества разнообразных элементов пищи и уносят их в своих урожаях. Оказывается, во время своего роста и развития все колосовые культуры берут из почвы почти равное количество азота и калия, а вот картофель требует калия в два раза больше, чем колосовые культуры, но зато азота ему нужно меньше, чем калия; свекле нужно втрое больше калия, чем колосовым культурам, и т. д. Это гово­рит о том, что корни различных растений обладают далеко не одинаковой способностью усваивать те или иные эле­менты питательных веществ. Но, кроме того, все эти корни в свою очередь берут необходимые им питательные вещества из разных горизонтов почвы. Например, те же колосовые культуры используют главным образом верхние гори­зонты, в то время как корни бобовых растений или корне­плодов получают свою пищу в более глубоких пластах почвы.

Выращивание растения гречихи на "водной культуре" за счет простых солей...

Выращивание растения гречихи на “водной культуре” за счет простых солей…

Наконец, различные культуры сельскохозяйственных растений требуют для своей нормальной жизнедеятельности совсем неодинаковые количества влаги и притом в весьма различные сроки своего роста и развития. Весьма по-раз­ному также способны эти культуры бороться и с сорной растительностью.

Еще во время глубокой древности наблюдения и прак­тический опыт земледелия подсказали, что для получения хороших и устойчивых урожаев необходимо, с одной сто­роны, в какой-то определенной последовательности чере­довать посевы культурных растений (севообороты) на од­ном и том же участке поля, а с другой — обогащать и удоб­рять почву.

Было установлено, в частности, что навоз является наи­более полноценным удобрением полей, потому что в нем содержатся в наилучших сочетаниях и соотношениях все необходимые для питания растений элементы, такие, как азот, фосфорная кислота, окись калия, известь и т. д. Быстро разлагаясь в почвах, навоз образует хорошо усвояемые растениями органические соединения и одно­временно улучшает физические и химические свойства структуры почв.

В дальнейшем наука не только полностью подтвердила все эти наблюдения, но на основе практического опыта и разносторонних научных исследований для различных климатических и природно-почвенных условий были раз­работаны специальные агрономические правила и приемы, соблюдение которых обеспечивает высокие и устойчивые урожаи наших полей.

Однако лишь в условиях социалистической плановой системы сельскохозяйственного производства, когда вместо лоскутных полей мелких крестьянских хозяйств царской России в годы советской власти была создана мощная сеть совхозов, колхозов и машинно-тракторных станций, обес­печенных прочной материально-технической базой и вла­деющих крупнейшими массивами обобществленных полей, оказалось возможным по-настоящему, по-хозяйски исполь­зовать в нашем сельском хозяйстве все лучшие достижения науки и практики для повышения урожайности и прогрес­сивного повышения плодородия почв.

Но всем этим не ограничиваются замечательные особен­ности питания растений. В 1772 году английский ученый Пристлей открыл, что растения способны очищать испор­ченный дыханием и, следовательно, насыщенный углеки­слотой воздух. Через короткое время другой ученый — француз Сенебье показал, что растения, поглощая угле­кислый газ, отдают обратно чистый кислород; углерод же, содержащийся в углекислом газе, остается в их организме. Это разложение углекислого газа есть также один из способов питания растений, так как при этом растения на­капливают в своем организме огромные количества угле­рода, который содержится в составе всех органических веществ.

Чтобы убедиться в этой удивительной способности рас­тений питаться углекислым газом, присутствующим всегда в воздухе (0,03%) и растворенным в воде, лучше всего будет воспользоваться для нашего опыта водяными расте­ниями, например, такими, как элодея (Это растение называют также «водяной чумой» за его способ­ность очень быстро размножаться и заполнять собою ранее чистые пруды и заводи рек), или «водяная за­раза», или же тысячелистником, которые так часто покры­вают густыми зарослями наши пруды.

Для этого берут под водой пучок элодеи и помещают ее под большую воронку, над которой опрокидывают сверху склянку или пробирку, наполненные водой, и выстав­ляют на свет. Предварительно полезно надышать в воду углекислого газа или просто через трубочку из собствен­ных легких, или при помощи обычного приспособления, каким пользуются для получения углекислого газа в лабо­раториях или на фабриках шипучих вод.

Уже через несколько минут после того как мы выставим наше снаряжение с элодеей на свет, можно заметить, что

на ее листочках появляются и по­степенно увеличиваются пузырьки какого-то газа; достигнув извест­ной величины, они отрываются и летят под водой вверх, скользят по стенкам воронки и собираются, наконец, над водой вверху про­бирки.

Выделение пузырьков кислорода элодеей на свету...

Выделение пузырьков кислорода элодеей на свету…

Постепенно газ начинает вытес­нять воду из пробирки все больше и больше и может заполнить, при умелой постановке опыта, к концу солнечного летнего дня 1/4 и даже 1/2 пробирки. Полученный таким образом газ можно взять на испы­тание. Для этого следует закрыть пальцем отверстие пробирки под водой, потом опрокинуть ее дном вниз и тотчас же опустить в нее тлеющую лучинку; лучинка на мгновение вспыхнет ярким пламе­нем: это и есть признак того, что полученный нами в небольшом количестве газ является настоящим кислородом, который поддерживает горение и совершенно необходим для дыхания всем живым существам.

Если наладить тот же прибор с элодеей, но разными способами изгнать из воды углекислый газ, а это можно сделать, если предварительно прокипятить воду или же осадить углекислый газ из воды избыточным количеством известкового молока, то сколько бы растение элодеи мы ни держали на солнце, пузырьков кислорода не получится. Этот простой и убедительный опыт показывает, что кисло­род может быть выделен растением не иначе, как только из углекислого газа.

Но при отсутствии растения из углекислого газа не смог бы выделиться кислород. Оказывается, что это разложение углекислого газа способны производить только растения, да и то далеко не всякие, а только те, которые окрашены в зеле­ный ц в е т. Не окрашенные в зеленый цвет листья, стебли или корни растений и даже целиком такие незеленые расте­ния, как грибы, также не оказывают никакого действия на углекислый газ. Зеленая окраска растений, которая полу­чила особое название «хлорофилл», является совершенно необходимым условием, чтобы растение могло питаться углекислотой воздуха.

Наконец, и зеленые растения не могут разлагать угле­кислый газ при отсутствии света. Но зато на свету они раз­лагают углекислый газ очень быстро: в среднем примерно в 16 раз быстрее, чем они производят обратный процесс дыхания, то есть поглощение кислорода и выделение угле­кислого газа. Вот почему воздух за городом, и особенно в ле­сах, так здоров и полезен для дыхания человека.

На свету нельзя обнаружить дыхания зеленых растений, и поэтому мы в своем опыте с дыханием зеленых побегов держали их в темноте. На свету процесс дыхания был бы скрыт гораздо более энергичным обратным процессом пи­тания растения углекислым газом. Вот почему ночью расте­ния только поглощают из воздуха кислород, и поэтому их не рекомендуют держать помногу в тех комнатах, где обычно спят люди. Не успевшие еще позеленеть прорастающие се­мена растений способны только дышать, поэтому свой опыт над дыханием семян мы могли производить на свету.

Вот, наконец, в чем мы должны видеть главное и основ­ное отличие растения от животного: большинство растений способно питаться неорга­ническими минеральными состав­ными частями почвы; зеленые же растения, сверх того, способны производить процесс, обратный ды­ханию: на свету они питаются углекислым газом, выделяя при этом кислород и накапливая в своем теле другую часть углекислого газа — углерод.