Чотири джерела відомостей про Атлантиду
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Открытие А. Эвансом минойской цивилизации, исследование кальдеры Санторина, океанологические работы в Средиземноморье позволили по-иному представить событие, более двух тысячелетий волнующее человечество, и в конце концов найти легендарную Атлантиду, страну с необычайно высокой культурой, которую мы с полным правом можем назвать колыбелью европейской цивилизации.
Мысль о том, что легендарная Атлантида находилась в районе Эгейского моря, не нова. В 1928 г. известный советский географ Л. С. Берг писал: «Я хотел бы обратить внимание на забытую статью нашего соотечественника академика Авраама Сергеевича Норова (1795—1869), дающего, по моему мнению, единственно правильное разъяснение этой загадки, волнующей мыслящих людей уже более двух тысяч лет. Статья академика Норова под заглавием «Исследования об Атлантиде» помещена в Ученых записках второго отделения Академии наук, т. 1, 1854. Он докладывает, что Атлантиду надо искать в восточной части Средиземного моря, что остатком погрузившейся Атлантиды является остров Крит… Норов основывается между прочим на том, что принимаемое им местоположение исчезнувшего острова находится в области развития вулканических сил и указывает также на вулканические явления в области острова Санторин (Тира)». Соображения Норова о местоположении Атлантиды разделял минералог А. И. Карножицкий, опубликовавший в 1897 г. статью «Атлантида». Присоединяется к ним и Л. С. Берг.
К сожалению, эти высказывания остались за рубежом почти незамеченными, и многие до сих пор связывают концепцию о положении Атлантиды в Эгейском море с именами греческих археолога С. Маринатоса и сейсмолога А. Галанопулоса.
В 1939 г. на страницах английского журнала «Антиквити» появилась статья С. Маринатоса с изложением гипотезы, согласно которой первопричиной гибели минойской цивилизации было колоссальное извержение Санторина. Тогда же был разрушен и Крит. Обращалось также внимание на то, что описанная Платоном цивилизация, в которой использовалась бронза, напоминала минойскую цивилизацию, разрушенную за 900 лет до эпохи Солона.
Не за 9 тыс. лет, как писал Платон, а за 900. А. Галанопулос обратил внимание на то, что цифры различаются ровно в 10 раз, и высказал предположение, что Солон, не знавший египетского языка и разговаривавший с египетскими жрецами через переводчика, ошибся и принял египетские обозначения цифры 100 за 1000. Но в таком случае и другие цифры, приведенные в описании Платона об Атлантиде, должны быть преувеличенными в 10 раз? Галанопулос проверил все измерения, приведенные Платоном, и пришел к заключению, что размеры страны, каналы, рвы вокруг замков, число кораблей и все другие упоминаемые в предании предметы были преувеличены в 10 раз. Платон, хорошо зная географию, понимал, что такое большое царство не могло поместиться в Средиземном море, поэтому, считает Галанопулос, он переместил столбы Геракла от Пелопоннеса к Гибралтару, а остров Атлантиду в океан, расположенный за Иберийским полуостровом.
Помещая исчезнувшую страну Платона в район Эгейского моря и связывая ее гибель с извержением Санторина в период расцвета критской цивилизации, мы можем достаточно полно восстановить размеры легендарной Атлантиды, представить существовавший там расцвет культуры и искусства и описать ее трагическую гибель. Для этого в нашем распоряжении имеются сейчас четыре источника: 1) рассказ Платона; 2) исторические сведения (древнегреческие мифы, творения Гомера, сообщения египетских и греческих историков); 3) археологические раскопки на Крите, Санторинском архипелаге, других островах Эгейского моря и на обрамляющих его континентах; 4) результаты геологических исследований на Санторинском вулканическом архипелаге и дне Средиземного моря.
Обратим внимание на те факты, которые одновременно освещаются в двух независимых источниках, относящихся к различным историческим эпохам. Рассказ Платона об Атлантиде относится к IV в. до н. э. Мифологические сведения и исторические сообщения о Минойской державе значительно древнее рассказа Платона. Археологические раскопки и геологические исследования — это уже XX век, т. е. через две тысячи лет после того, как слово «Атлантида» было произнесено.
В мифе о путешествии Тесея рассказывается, что в столице Критского царя Миноса был огромный дворец — Лабиринт с бесконечным числом комнат и переходов, в котором незнакомец легко мог заблудиться. Лишь благодаря тому, что его возлюбленная дала Тесею клубок ниток, он смог выбраться из него. Мало кто верил в реальность существования Лабиринта. Но вот Эванс раскапывает на Крите дворец, который размерами, числом комнат, переходами удивительно напоминает мифический Лабиринт.
Наше внимание должно привлечь упоминание о сражении Тесея с огромным быком Минотавром. Раскопки Эванса и его последователей на Крите показали, что в Минойском царстве бык играл важную роль в религиозных обрядах и светских празднествах. В сражении с быком юноши демонстрировали свое мужество и силу. И не случайно Тесею, прибывшему на Крит, чтобы доказать свое мужество, необходимо было сразиться с быком. Победа мужественного грека в единоборстве с грозным буйволом нашла отражение в мифе о путешествии Тесея на Крит.
Остановимся на происхождении трезубца Посейдона. Польский ученый Л. Зайдлер, подробно исследовавший этот вопрос, отмечает, что этот атрибут властителя морей брата Зевса сопутствует всем его изображениям и скульптурам: трудно понять, писал он, почему Посейдон постоянно держит эти большие вилы. Л. Зайдлер высказывает мысль, что этот трезубец — трехглавая вершина острова, возвышающегося над водой. Трезубец был виден издалека и был прекрасным ориентиром для судов в океане. Он-то и стал символом Атлантиды. Зайдлер обратил внимание на то, что знак трезубца на многих языках означает гору.
Мнение Зайдлера о том, что издали рельеф острова Атлантиды напоминал торчащий из моря трезубец, очень интересно. Ведь Атлантида располагалась в пределах вулканической кальдеры. От Платона мы знаем, что окружали остров высокие горы с крутыми обрывами, обращенными к морю. Издали контуры этой вулканической постройки выглядели в виде трех торчащих над водой вершин — трезубца.
Упоминания о высокой культуре Крита и его царе Миносе имеются не только в мифах, но и в трудах египетских, греческих и римских историков, в частности у Геродота и Фукидида. Они пишут о Миносе как о мудром правителе, который воздвиг города и создал первые писаные законы.
Писаные законы! Значит, в Минойском государстве уже существовала письменность. Да, раскопки на Крите, в Микенах и в особенности в Пилосе подтверждают сведения историков древности. Минойцы владели письменностью, и, что самое поразительное, это была первая в мире слоговая письменность, пришедшая на смену иероглифам. Но ведь об этом же говорит Платон: «Каждый из десяти царей господствовал в своем уделе… взаимные же их отношения и общение власти определялись предписаниями Посейдона, как их передавал закон и подписи, начертанные еще предками на орихальковом столбе». Значит, диалог Платона и записи историков древности свидетельствуют об одной и той же стране, где существовал мудрый правитель, впервые создавший законы и написавший их на столбе для всеобщего ознакомления.
Связь сказания Платона и результатов недавних археологических открытий налицо. Из описания Платона следует, что Атлантида существовала в период расцвета бронзового века. К этому же времени относится и цивилизация, открытая Эвансом. Описание Платоном созданных атлантами дворцов, например храма Клито и Посейдона, их отделки до деталей напоминает нам откопанные недавно руины Кносского дворца, Микен, Тиринфа и других городов критской цивилизации середины второго тысячелетия, на что обращали внимание многие авторы. Это легкие и изящные дворцы с колоннами из разноцветного (белого, черного, красного) камня, стены, раскрашенные в разные цвета, расцвеченные золотом, статуи богов, жертвенники.
Но имеются и более конкретные совпадения. Это описание Платоном игр атлантов с быком и изображение этих игр на одной из стен Кносского дворца. Платон пишет: «Но, приступая к суду, сперва давали они друг другу вот какое заверение. В виду пасущихся на свободе буйволов, они в числе десяти, оставшись одни в капище Посейдона и помолившись богу, чтобы им захватить приятную для них жертву без железа, с одними дубинами и петлями, выходили на ловлю и пойманного буйвола приводили к столбу и закапывали».
А фреска из Кносского дворца передает ту же ритуальную игру. Рисунок критянина откопан спустя двадцать три столетия после смерти Платона. На фреске изображен могучий бык, который мчится нагнув для нападения голову. С ним сражаются невооруженные атлеты. Один, схватив быка за рога, висит на нем, другой проделывает акробатическое упражнение на спине быка, третий стоит наготове, чтобы в удобный момент принять участие в игре.
В «Критии» прямо говорится о том, что буйволы (быки) приносились в жертву богам. Раскопки на Крите дают нам огромное количество доказательств тому, что у древних критян бык играл важную роль в культовых обрядах. Об этом мы можем уверенно судить по многочисленным находкам изображений быков.
В «Критии» Платона говорится о широком развитии земледелия на Атлантическом острове. Раскопки на Крите открыли огромные кладовые, где в сосудах хранилось зерно. Интересен в этой связи сосуд, найденный во дворце в Агии-Триаде (1500 г. до н. э.). На нем изображена процессия крестьян, собирающих оливы.
У Платона упоминается об арсеналах, наполненных триремами и снаряжением для них, об огромном флоте атлантов в 1200 кораблей, а раскопки на островах и берегах Средиземного моря дают нам неоспоримые доказательства морского могущества Минойского государства, установившего торговые связи не только с Египтом, Вавилонией, но и со странами Северного моря, откуда поступали на Крит янтарь и олово.
Описание Платоном рельефа Атлантиды удивительно напоминает строение вулканической кальдеры, обычно представляющей собой кольцо вулканических гор, отделяющих остров от моря. Внутренняя же часть кальдеры — это лагуна, иногда с небольшим вулканическим конусом в центре или же с несколькими вложенными друг в друга вулканическими конусами, как, например, конус Нео-Каймени, возникший в центре кальдеры Санторина в 1927 г. Таковы кальдеры Асо с центральным конусом Накадаке в Японии или депрессия Тосвада в той же стране. Но обратимся к Платону. Он пишет: «Во-первых, вся эта местность была говорят очень высока и крута со стороны моря, вся же равнина около города, обнимающая город и сама, в свою очередь, объятая кругом горами, опускавшимися вплоть до моря, была гладка и плоска». Сходство этого описания с кальдерой поразительно! Ведь расположение горного хребта в виде кольца, да еще окруженного морем, — явление необычайно редкое и характерное главным образом для вулканических кальдер.
Далее Платон пишет, что Атлантида в целом имела продолговатую форму. Такая конфигурация в общем не характерна для кальдер, обычно имеющих округлую форму. Но именно кальдера Санторина, в отличие от большинства других кальдер, как мы уже писали, имеет форму прямоугольника, причем отношение сторон 2:3 полностью совпадает с отношением сторон Атлантиды Платона. Если же уменьшить размеры Платоновской Атлантиды в 10 раз, как считает А. Галанопулос, то его Атлантида оказывается всего лишь в 2 раза больше Санторинского вулканического архипелага.
Обратимся к описанию Платоном внутренней части Атлантиды — города, расположенного в центре этого острова, окруженного горами. «С моря, по направлению к середине, лежала по всему острову равнина, говорят прекраснейшая из всех равнин и достаточно плодородная. При равнине же опять-таки по направлению к середине острова, на расстоянии стадий пятидесяти была гора, небольшая в окружности. Посейдон… крепким ограждением отсек кругом холм, построив одно за другим большие и меньшие кольца поочередно из морских вод и из земли, а именно — два из земли и три из воды, на равном повсюду расстоянии один от другого, словно выкроил их из середины острова, так что холм этот сделался недоступен для людей…»
Концентрическое расположение вулканических конусов — явление достаточно распространенное. Такова, например, упоминавшаяся кальдера Тосвада в Японии и др. Каждый внутренний конус обычно моложе внешнего. Если такие конусы формируются на вулканическом дне и оказываются частично залитыми водой, то они выглядят именно так, как описывает Платон, — концентрические острова-кольца. Показательно, что если следовать описанию Платона, эти кольца не дело рук человека, а «творение бога», т. е. они уже существовали, когда люди поселились на острове.
Что же сделал сам человек? Об этом Платон говорит вполне определенно: «Начиная от моря, вплоть до крайнего внешнего кольца, прокопали они канал… и таким образом открыли доступ к этому кольцу из моря как будто в гавань, а устье расширили настолько, что в него могли входить самые большие корабли. да и земляные валы, которые разделяли кольца моря, разняли они по направлению мостов настолько, чтобы переплывать из одного в другое, и эти проходы покрыли сверху так, чтобы плавание совершалось внизу, ибо прокопы земляных колец имели достаточную высоту поверх моря…» Из описания видно, что атланты не создали эти концентрические острова, а лишь приспособили их к своим нуждам, прорубив проходы, заполнив межкратерные пространства водой (если ее там не было), воздвигли мосты и построили большие стены и башни.
Нетрудно видеть, что рельеф Атлантиды, по описанию Платона, напоминает строение кальдеры Санторина, какой она была, судя по геологическим данным, до минойского извержения. Упоминание Платоном о том, что один из источников на Атлантиде был с теплой водой, подтверждает мнение, что Атлантида была расположена на вулканическом острове.
Мифы Древней Греции и результаты геологических исследований совпадают в отношении характера катастрофы, случившейся в Эгейском море. Оба источника свидетельствуют, что это было вулканическое извержение, сопровождаемое взрывом и пеплопадом (от гор отрывались целые скалы, грохот наполнял воздух… моря кипели, и дым и смрад заволокли все густой пеленой).
Сопоставление археологических и геологических данных интересно потому, что оба эти источника, являющиеся, несомненно, важнейшими, включались в спор об Атлантиде в наши дни. Геологические и археологические раскопки свидетельствуют, что в Восточном Средиземноморье за 1400 лет до н. э. произошло разрушительное извержение вулкана Санторин, засыпавшее пеплом острова в Эгейском море, послужившее одной из причин гибели эгейской цивилизации. Открытие А. Эванса на несколько лет опередило геологические исследования. Подробно о размерах Санторинской катастрофы как геологического явления мы узнали лишь в самое последнее десятилетие. Эванс и его последователи вели свои раскопки в первые три десятилетия нашего века. И тем интереснее звучат их слова о том, что Кносский дворец и другие постройки эгейского Крита погибли в результате какой-то внезапной катастрофы. Катастрофа произошла одновременно и была всеобщей: Кносс, Фест, Агиа-Триада, Гурния, Мохлос, Маллия, Палекастро, Псира и другие селения Крита лежали в развалинах, были покрыты слоем пепла. Эванс и его последователи, отмечая катастрофический характер гибели минойского государства, не знали об извержении Санторина. Они связывали разрушения и пепел с вторжением греков-ахейцев.
Более поздние геологические исследования подтвердили версию археологов о катастрофе, приведшей к гибели эгейской цивилизации. Эта катастрофа была вызвана вулканическим извержением и сопровождавшими его иными природными процессами (пеплопадом, землетрясениями, цунами), а не нашествием ахейцев. Греки, по-видимому, пришли позже, когда критяне, ослабленные природной катастрофой, не могли уже сопротивляться и были порабощены.
Археологические и геологические данные свидетельствуют, что: а) одна из величайших цивилизаций в мире погибла в результате вулканической катастрофы, б) это произошло 3500 лет назад.
Легенда об Атлантиде приобретает реальность, если мы перенесем ее из Атлантического океана в восточное Средиземноморье, из десятого тысячелетия во второе тысячелетие до нашей эры. Основываясь на раскопках А. Эванса и его последователей, мы можем значительно полнее, чем из описаний Платона, представить себе эту легендарную страну и восстановить обстановку в момент ее гибели.