7 років тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

После открытия древней Трои из­вестным археологом немцем Г. Шлиманом, поверившим в реальность со­бытий, описанных Гомером, мало кто сомневается, что в основе народных преданий и легенд лежат реально происходившие события. Грандиоз­ная катастрофа в Восточном Среди­земноморье, случившаяся в XV в. до н. э., не могла не найти отраже­ния в народных преданиях. И дей­ствительно, в мифах и легендах Древ­ней Греции и Египта и других стран Средиземноморья упоминается о событии, напоминающем катастро­фическое извержение Санторина.

Вот греческий миф о борьбе богов-олимпийцев с титанами, один из наиболее ранних греческих мифов. «…Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал про­тив своего отца и заставил его вер­нуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрас­ных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. Ужасна и упорна была эта борьба… Могучи и грозны были их противники — титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они вы­ковали ему громы и молнии, их ме­тал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не скло­нялась ни на ту ни на другую сторо­ну. Наконец, решился Зевс освобо­дить из недр земли сторуких велика­нов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу ти­танам, когда они подступали к Олим­пу. Стонала земля, грохот наполнял воздух, все кругом колебалось. Да­же Тартар содрогался от этой борь­бы. Огонь охватил всю землю, мо­ря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой. Наконец, могучие титаны дрогнули. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокру­шимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на сво­боду из Тартара могучие титаны».

Сопоставим это предание с плато­новским описанием гибели Атланти­ды: «На этом Атлантическом острове сложилась великая и грозная держа­ва царей, власть которых простира­лась на весь остров, на многие иные острова и на некоторые части мате­рика… Вся эта держава собравшись в одно, вознамерилась в вашу страну, и нашу и все по сю сторону устья пространство земли поработить од­ним ударом. Тогда-то Солон воинство вашего города доблестью и твердо­стью прославилось перед всеми людьми. Город ваш то воевал во гла­ве эллинов, то когда другие отсту­пались, противостоял по необходимо­сти один и подвергал себя крайним опасностям. Но, наконец, одолев на­ступающих врагов, торжествовал победу над ними… Впоследствии же времени, когда происходили страш­ные землетрясения, потопы в один день и бедственную ночь, вся ваша воинская сила разом провалилась в землю, да и остров Атлантида исчез, погрузившись в море…»

То, что в обеих легендах описы­вается одно и то же событие, из­ложенное в платоновском варианте четко и ясно, а в греческом облечен­ное в форму мифа, на наш взгляд, очень вероятно.

В каждом из приведенных опи­саний излагаются два самостоятель­ных события, происшедших одно за другим: 1) многолетняя война гре­ков с властителями мира и 2) гео­логическая катастрофа. Маловеро­ятно, что такое двойное совпадение явилось случайностью. Обратим вни­мание, что из обоих описаний следу­ет, что геологическая катастрофа представляла собой не что иное, как вулканический взрыв гигантской силы. В древнегреческих мифах рассказывается о том же событии, что и в диалогах Платона. Это слу­жит еще одним доказательством то­го, что Атлантида находилась в не­посредственной близости от Греции.

Считается, что наиболее древним является потоп при царе Беотии Огигесе. По легенде, передаваемой Филокором и Евсевием, после этого потопа Аттика была необитаема от 190 до 270 лет. Римский же писатель Варрон (116—27 гг. до н. э.) сообща­ет, что во время этого потопа планета Венера изменила цвет и величину, в течение девяти месяцев царила ночь, и в это время действовали все вул­каны Эгейского моря. Связь потопа с вулканическим извержением здесь очевидна. Сведения, имеющиеся в мифах и сказаниях об Огигесовом потопе, напоминают минойское извержение Санторина — действова­ли все вулканы Эгейского моря; пепловая туча надолго (на девять меся­цев) превратила день в ночь. Аттика могла стать необитаемой вследствие того, что поля и луга ее были покры­ты пеплом в результате вулканиче­ской катастрофы. Указанием на то, что в мифе об этом потопе идет речь о минойском извержении Санторина, служит одновременность на­ступления волн Эгейского моря, вул­канических извержений и пеплопада.

Упомянем об острове Схерия, на который попал Одиссей. По Го­меру, это был остров с крутыми ска­листыми берегами, окруженными утесами. Вблизи столицы Схерии бог Посейдон воздвиг высокую гору. По­явление скалы около столицы, а так­же образование новых скал у бере­гов — это явное указание на недав­ние вулканические извержения. Имен­но в области древней кальдеры, ка­кой является Санторинский архипелаг, возможно возникновение высоких но­вых вулканических гор. Упоминаемый Гомером остров, окруженный утесами с крутыми скалистыми берегами, на­поминает кальдеру Санторина.

В латинских мифах есть упоминание о стране Ликтории, уничтоженной в гневе Посейдоном. В одной из афин­ских песен аргонавт сообщает, что Посейдон рассердился на отца Кро­носа и раздробил Ликторию ударом золотого трезубца. Греческие и латин­ские мифы связывают с именем Кроноса (римское название Сатурн) боль­шой остров в море. Некоторые иссле­дователи связывают предание о Лик­тории с Атлантидой.

Иудейский историк I в. н. э. И. Фла­вий писал о потомках египетских бо­гов, что они жили счастливо и много занимались наукой о небесных телах. Чтобы люди не забывали об их до­стижениях в этой области, они воз­двигли две колонны, одну из кирпи­ча, другую каменную. Стояли же эти колонны в стране Сириат. В этой стра­не якобы существовал город над мо­рем, а по соседству находились два действующих вулкана. Сказанное о стране Сириат очень напоминает Ат­лантиду на Санторине, а упомина­ние о колонне с надписями перекли­кается с текстом Платона.

Большое сходство культуры атлан­тов, описанной Платоном, и крит­ской заметили многие. Француз­ский исследователь А. Риво отметил, что храм Посейдона напоминает гре­ческие храмы, а описание статуи Посейдона похоже на статую Зевса в Олимпии и т. д.

Заметим, что предания о грандиоз­ной вулканической катастрофе, про­исшедшей где-то вблизи моря, име­ются и у народов, населявших Север­ную Европу. Наиболее известна из них история Рагнарок, называемая также «Гибель богов». Она воссозда­ет картину древней катастрофы, от которой погибли приближенные Одина (Вотана). Один был властелином земли и неба, жил в Валгалле, создал письменность, науки и законы и ос­новал могучее государство. После длительной борьбы между богами наступает «конец света». Говорится о жесточайшей зиме, которая продол­жалась три года без теплых летних периодов, о землетрясении и связан­ным с ним падением звезд с неба, о том, что Солнце и Луну поглотил ги­гантский волк. Последнее можно объ­яснить сильной засоренностью атмо­сферы, насыщенной вулканической пылью. Деревья были вырваны с кор­нями, горы исчезли, а морские волны залили весь мир.

Упоминания о вулканической катастрофе в Средиземном море име­ются в Библии, в некоторых сохранив­шихся Египетских папирусах и дру­гих преданиях.