Що говорять нам міфи та історичні перекази
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
После открытия древней Трои известным археологом немцем Г. Шлиманом, поверившим в реальность событий, описанных Гомером, мало кто сомневается, что в основе народных преданий и легенд лежат реально происходившие события. Грандиозная катастрофа в Восточном Средиземноморье, случившаяся в XV в. до н. э., не могла не найти отражения в народных преданиях. И действительно, в мифах и легендах Древней Греции и Египта и других стран Средиземноморья упоминается о событии, напоминающем катастрофическое извержение Санторина.
Вот греческий миф о борьбе богов-олимпийцев с титанами, один из наиболее ранних греческих мифов. «…Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. Ужасна и упорна была эта борьба… Могучи и грозны были их противники — титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступали к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнял воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой. Наконец, могучие титаны дрогнули. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны».
Сопоставим это предание с платоновским описанием гибели Атлантиды: «На этом Атлантическом острове сложилась великая и грозная держава царей, власть которых простиралась на весь остров, на многие иные острова и на некоторые части материка… Вся эта держава собравшись в одно, вознамерилась в вашу страну, и нашу и все по сю сторону устья пространство земли поработить одним ударом. Тогда-то Солон воинство вашего города доблестью и твердостью прославилось перед всеми людьми. Город ваш то воевал во главе эллинов, то когда другие отступались, противостоял по необходимости один и подвергал себя крайним опасностям. Но, наконец, одолев наступающих врагов, торжествовал победу над ними… Впоследствии же времени, когда происходили страшные землетрясения, потопы в один день и бедственную ночь, вся ваша воинская сила разом провалилась в землю, да и остров Атлантида исчез, погрузившись в море…»
То, что в обеих легендах описывается одно и то же событие, изложенное в платоновском варианте четко и ясно, а в греческом облеченное в форму мифа, на наш взгляд, очень вероятно.
В каждом из приведенных описаний излагаются два самостоятельных события, происшедших одно за другим: 1) многолетняя война греков с властителями мира и 2) геологическая катастрофа. Маловероятно, что такое двойное совпадение явилось случайностью. Обратим внимание, что из обоих описаний следует, что геологическая катастрофа представляла собой не что иное, как вулканический взрыв гигантской силы. В древнегреческих мифах рассказывается о том же событии, что и в диалогах Платона. Это служит еще одним доказательством того, что Атлантида находилась в непосредственной близости от Греции.
Считается, что наиболее древним является потоп при царе Беотии Огигесе. По легенде, передаваемой Филокором и Евсевием, после этого потопа Аттика была необитаема от 190 до 270 лет. Римский же писатель Варрон (116—27 гг. до н. э.) сообщает, что во время этого потопа планета Венера изменила цвет и величину, в течение девяти месяцев царила ночь, и в это время действовали все вулканы Эгейского моря. Связь потопа с вулканическим извержением здесь очевидна. Сведения, имеющиеся в мифах и сказаниях об Огигесовом потопе, напоминают минойское извержение Санторина — действовали все вулканы Эгейского моря; пепловая туча надолго (на девять месяцев) превратила день в ночь. Аттика могла стать необитаемой вследствие того, что поля и луга ее были покрыты пеплом в результате вулканической катастрофы. Указанием на то, что в мифе об этом потопе идет речь о минойском извержении Санторина, служит одновременность наступления волн Эгейского моря, вулканических извержений и пеплопада.
Упомянем об острове Схерия, на который попал Одиссей. По Гомеру, это был остров с крутыми скалистыми берегами, окруженными утесами. Вблизи столицы Схерии бог Посейдон воздвиг высокую гору. Появление скалы около столицы, а также образование новых скал у берегов — это явное указание на недавние вулканические извержения. Именно в области древней кальдеры, какой является Санторинский архипелаг, возможно возникновение высоких новых вулканических гор. Упоминаемый Гомером остров, окруженный утесами с крутыми скалистыми берегами, напоминает кальдеру Санторина.
В латинских мифах есть упоминание о стране Ликтории, уничтоженной в гневе Посейдоном. В одной из афинских песен аргонавт сообщает, что Посейдон рассердился на отца Кроноса и раздробил Ликторию ударом золотого трезубца. Греческие и латинские мифы связывают с именем Кроноса (римское название Сатурн) большой остров в море. Некоторые исследователи связывают предание о Ликтории с Атлантидой.
Иудейский историк I в. н. э. И. Флавий писал о потомках египетских богов, что они жили счастливо и много занимались наукой о небесных телах. Чтобы люди не забывали об их достижениях в этой области, они воздвигли две колонны, одну из кирпича, другую каменную. Стояли же эти колонны в стране Сириат. В этой стране якобы существовал город над морем, а по соседству находились два действующих вулкана. Сказанное о стране Сириат очень напоминает Атлантиду на Санторине, а упоминание о колонне с надписями перекликается с текстом Платона.
Большое сходство культуры атлантов, описанной Платоном, и критской заметили многие. Французский исследователь А. Риво отметил, что храм Посейдона напоминает греческие храмы, а описание статуи Посейдона похоже на статую Зевса в Олимпии и т. д.
Заметим, что предания о грандиозной вулканической катастрофе, происшедшей где-то вблизи моря, имеются и у народов, населявших Северную Европу. Наиболее известна из них история Рагнарок, называемая также «Гибель богов». Она воссоздает картину древней катастрофы, от которой погибли приближенные Одина (Вотана). Один был властелином земли и неба, жил в Валгалле, создал письменность, науки и законы и основал могучее государство. После длительной борьбы между богами наступает «конец света». Говорится о жесточайшей зиме, которая продолжалась три года без теплых летних периодов, о землетрясении и связанным с ним падением звезд с неба, о том, что Солнце и Луну поглотил гигантский волк. Последнее можно объяснить сильной засоренностью атмосферы, насыщенной вулканической пылью. Деревья были вырваны с корнями, горы исчезли, а морские волны залили весь мир.
Упоминания о вулканической катастрофе в Средиземном море имеются в Библии, в некоторых сохранившихся Египетских папирусах и других преданиях.