Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

§ 1. Состав наблюдений

Попавшие в воду нефтепродукты и другие загрязняющие веще­ства с течением времени претерпевают ряд последовательных пре­вращений под воздействием воды, солнечной радиации, ветра, турбулентности вод и других гидрометеорологических и биохими­ческих факторов. При этом они изменяют свои качественные и ко­личественные характеристики.

У различных видов загрязняющих веществ эти превращения обычно имеют свои специфические особенности и для характери­стики их используются особые критерии. В силу этого состав и ме­тодика наблюдений с самолета изменяются в зависимости от вида загрязнений и стадий их превращений.

Загрязнение нефтепродуктами водной поверхности. Пятна пле­нок нефтепродуктов — самый распространенный вид загрязнений водной поверхности. При встрече с ними бортнаблюдатель должен определить:

а) границы зоны их распространения;

б) формы и размеры пятен нефтепродуктов;

в) густоту пятен (степень покрытия пятнами водной поверх­ности);

г) интенсивность пятен;

д) границы зон с различной густотой пятен;

е) границы зон с различной интенсивностью пятен.

Загрязнение водной поверхности полимерными материалами.

При встрече плавающих на поверхности воды пенообразных, комкообразных или кашеобразных видов техногенных загрязнений (в частности, сбрасываемых некоторыми заводами, изготавливаю­щими полимерные материалы) необходимо установить:

а) границы зон их распространения;

б) форму их скоплений;

в) густоту;

г) описать внешний вид и характерные особенности.

Древесные загрязнения. Опилки, стружка, щепа, плавающие на поверхности воды, являются сбросами (отходами) предприятий деревообрабатывающей промышленности. При сплаве и букси­ровке леса плотами нередко потери древесины в виде плавающих или притопленных бревен.

При встрече таких загрязнений бортнаблюдатель должен опре­делить:

а) границы зон их распространения;

б) вид древесных скоплений (щепа, бревна и т. п.);

в) форму и размеры пятен древесных скоплений;

г) густоту пятен;

д) при встрече плавника (бревен) установить степень их пла­вучести (притопленные, вертикально стоящие и т. п.).

Внутримассовые загрязнения. Ряд загрязняющих веществ хо­рошо растворяется в воде. Попадая в воду, такие вещества обра­зуют внутримассовые загрязнения (растворы, взвеси), которые охватывают некоторую толщу воды и придают водной массе спе­цифический цвет и тон.

При встрече таких загрязнений бортнаблюдатель должен уста­новить:

а) границы их распространения;

б) интенсивность внутримассовых загрязнений;

в) границы зон, имеющих различную интенсивность внутримас­совых загрязнений;

г) записать в журнале наблюдений цвет и тон внутримассовых загрязнений и указать, если это возможно, их происхождение (ис­точник).

Загрязнения ледяного покрова. При встрече загрязненных льдов или загрязненного снежного покрова на льду бортнаблюда­тель должен установить:

а) границы распространения загрязненных льдов;

б) степень их загрязненности;

в) густоту и интенсивность пленок нефтепродуктов на участках воды между льдинами.

Скопления фито- и зоопланктона. При встрече скоплений фито-и зоопланктона и поверхностно-активных пленок биологического происхождения бортнаблюдатель фиксирует:

а) границы зон их распространения;

б) формы и размеры пятен;

в) густоту пятен;

г) в журнале наблюдений дается словесная характеристика мощности и характерных особенностей скоплений планктона.

Гидрометеорологические наблюдения. В процессе всего полета ведутся ежечасные гидрометеорологические наблюдения согласно «Инструкции по производству попутных метеорологических на­блюдений с самолета над морем», изд. ГУГМС, 1963 г. При резких изменениях условий погоды проводятся дополнительные наблю­дения.

§ 2. Формы и размеры пятен нефтепродуктов

Под влиянием непостоянных во времени и пространстве турбу­лентных потоков, присущих пограничным средам вода—воздух, пленка нефтепродуктов разрывается, образуя отдельные пятна различных размеров, формы, интенсивности и густоты. Чем больше динамичность этих сред, тем меньше размеры пятен. Наи­большая площадь пятен нефтяной пленки при прочих равных условиях наблюдается при штилях и спокойном состоянии водной поверхности. В таких случаях пленка обычно распространяется почти сплошь по всей площади района.

С появлением даже слабого ветра пленка нефтепродуктов раз­рывается на отдельные пятна, которые быстро вытягиваются, при­обретая продолговатые формы. На подветренной стороне таких пятен формируются зазубрины, которые под влиянием ветра бы­стро вытягиваются, разрываются, образуя отдельные полосы неф­тяной пленки. По мере усиления ветра длина этих полос увеличи­вается, а ширина уменьшается.

При ветрах, вызывающих появление гребней волн, нефтяная пленка обволакивает находящиеся в гребнях пузырьки воздуха, образуя миловидную пену. Вначале такая пена появляется на наветренной границе нефтяных пятен, куда накатываются гребни. При усилении волнения формируются более мощные полосы мыловидной пены, вытягивающиеся по направлению ветра. При дли­тельном штормовом волнении и ветре порядка 7—8 баллов нефтя­ная пленка на поверхности воды пропадает: обволакивая пузырьки воздуха, которые массово образуются при интенсивном волнении, она уходит вместе с волновыми потоками в толщу вод. С прекра­щением волнения пузырьки быстро всплывают, лопаются, и нефтя­ная пленка на поверхности воды восстанавливается.

Пленка нефтепродуктов четко выделяется на фоне чистой воды своим сравнительно ярким белесоватым тоном, особенно в ясную маловетреную погоду, если смотреть на пятно пленки с теневого борта самолета под углом зрения от вертикали примерно 30—70° (величина этого угла меняется в зависимости от высоты Солнца). Не менее отчетливо пленка контрастирует с участками чистой воды и при наличии на них ряби. Последняя при слабых ветрах в местах распространения пленки не образуется. При сильных вет­рах рябь появляется и на участках водной поверхности, покрытых пленкой, однако в этом случае наблюдается заметное сглажива­ние волн ряби. Происходит это в результате нарушения молеку­лами маслянистых веществ, содержащихся в пленке, орбитального движения частиц воды в волне. Белесоватый оттенок нефтяных пленок слабой интенсивности объясняется тем, что сглаженная поверхность воды в местах распространения пленки (будь она тех­ногенной или биологической) отражает окраску небосвода в зна­чительно большей степени, чем соседние участки чистой воды, по­крытые несглаженной рябью, крутизна волн которой больше, и потому цвет воды усиливается за счет внутреннего диффузного света.

Благодаря большой крутизне волн ряби, образующейся на уча­стках чистой воды, прямые солнечные лучи отражаются от нее под значительно большим углом к линии горизонта, чем на соседних участках, покрытых нефтяной пленкой. Поэтому в ясную погоду при достаточно большой высоте Солнца отраженные от ряби сол­нечные лучи видны только на небольшом удалении от самолета в виде искрящихся, переливающихся точек. Вдали же участки ряби представляются относительно темными пятнами. Наоборот, участки сглаженной поверхности воды, покрытые пленкой, отра­жают солнечные лучи под меньшим углом к линии горизонта и по­падают в глаз наблюдателя только на значительном удалении от них самолета. Поэтому пятна пленки нефтепродуктов вблизи ка­жутся темными, а вдали более светлыми, чем окружающая их чи­стая вода.

По этим же причинам пятна нефтепродуктов слабой интенсив­ности почти не видны с судна. Глаз наблюдателя на судне нахо­дится сравнительно на небольшой высоте от поверхности воды, и световые лучи, отраженные от пятен нефтепродуктов, могут по­пасть в его глаз только при очень малой высоте Солнца. Под та­ким углом к поверхности моря глаз наблюдателя, находящегося на судне, не в состоянии различить удаленные на значительное расстояние пятна нефтяной пленки. Поэтому при совместных рабо­тах самолета и судна, бортнаблюдателю на самолете приходится наводить судно на пятна нефтепродуктов.

В зависимости от размеров выделяют следующие формы пятен нефтепродуктов на поверхности воды:

а) малые пятна нефтепродуктов — пятна, наибольшие размеры которых в поперечнике не превышают 100 м:

б) средние пятна нефтепродуктов — пятна с наибольшими раз­мерами в поперечнике от 100 до 1000 м;

в) большие пятна нефтепродуктов — пятна с наибольшими раз­мерами в поперечнике от 1 до 10 км;

г) обширные пятна неф­тепродуктов — пятна с раз­мерами в поперечнике свыше 10 км.

Под воздействием ветра, течений, волнения пятна нефтепродуктов изменяют свои очертания. По конфи­гурации их подразделяют следующим образом:

а) округлое пятно нефте­продуктов — пятно, у кото­рого размеры различных се­чений поперечника примерно одинаковые. Наблюдаются в районах слабых поверхно­стных течений при штиле­вой и маловетреной по­годе;

б) продолговатое пятно нефтепродуктов — пятно, се­чение которого по длине в два-три раза превышает размер сечения по ширине. Наблюдаются при слабых ветрах. Нередко на подветренных участках таких пятен образуются за­зубрины;

в) разорванное пятно нефтепродуктов — пятно с резко очерчен­ными краями. Образуются такие пятна нефтепродуктов обычно при резкой смене направления ветра и сохраняются непродолжи­тельное время.

г) четырехугольное пятно нефтепродуктов — пятно четырех­угольной формы, образующееся при сравнительно кратковремен­ном (но достаточно мощном) сбросе нефтепродуктов движущимся судном и ветре, направленном под некоторым углом к курсу судна (рис. 10). Наибольшая интенсивность пятна наблюдается в навет­ренной его части ( в полосе сброса). Интенсивность пятна посте­пенно уменьшается в направлении его подветренной стороны, на которой часто формируются зазубрины. Подобной формы пятно может образоваться и при штиле, когда направление поверхност­ного течения составляет некоторый угол относительно курса иду­щего судна-загрязнителя. Однако в этом случае острых зазубрин в подветренной части пятна не образуется;

Схема образования пятна нефтепродуктов четырехугольной формы

Схема образования пятна нефтепродуктов четырехугольной формы

д) полосы пленки нефтепродуктов — узкие, сильно вытянутые пятна нефтепродуктов, ориентированные по направлению ветра;

е) шлейф нефтепродуктов на поверхности воды — длинная, не­прерывная, но сравнительно узкая полоса нефтепродуктов, распро­страняющихся в струе течений от продолжительно действующего источника загрязнения. Встречается чаще всего в местах подвод­ной добычи нефти в результате ее утечки из скважин или емкостей. Наблюдается преимущественно при маловетрии.

 

§ 3. Вторичные формы загрязнений нефтепродуктами

В зонах конвергенции водных потоков, а также в центральных участках циклонических циркуляции вод нередко происходит скоп­ление нефтепродуктов. Под воздействием ветра и волнения они сбиваются в комки округлой формы, имеющие обычно грязно-се­рый или серо-коричневый цвет. В местах сброса нефтепродуктов танкерами (в частности, при очистке танков) под влиянием ветра и волнения также образуются комкообразные формы нефтепродук­тов. В их образовании участвуют различные виды эмульсий и син­тетических веществ, используемых при мытье танков. В зависи­мости от этих примесей и состава нефтепродуктов цвет комков может изменяться от серо-коричневого до почти белого, нередко напоминая по внешнему виду куски парафина.

Близкие по форме и виду загрязнения сбрасывают некоторые химические заводы, производящие (на базе нефтепродуктов) пла­стмассы и другие полимерные соединения. В отличие от нефтепро­дуктов синтетические вещества практически не испаряются и не подвержены разлагающему действию бактерий. Поэтому они мо­гут сохраняться в воде в течение многих лет и интенсивно накап­ливаться.

При штормах орбитальные волновые потоки захватывают осев­шие на грунт нефтепродукты, окатывают их и вместе с гребнями волн выбрасывают на пологие участки берега, где они и остаются. При встрече таких загрязнений бортнаблюдатель должен опреде­лить ширину полосы загрязнений побережья и описать его интен­сивность.

Перечень вторичных форм нефтепродуктов, которые должны фиксироваться бортнаблюдателем, приводится в табл. 1. Приводи­мый в ней перечень вторичных форм загрязнений не должен рас­сматриваться как достаточно полный и окончательный. Поэтому во всех случаях встречи новых форм загрязнений наблюдатель должен тщательно описать их, зафиксировать время и место их обнаружения.

T_001

§ 4. Пространственное распределение загрязнений

Отдельные пятна нефтепродуктов встречаются относительно редко. Обычно на водной поверхности наблюдаются их скопления, охватывающие те или иные площади, в которых картина пленоч­ных загрязнений бывает сравнительно однородной. В исследуемом водном объекте может наблюдаться несколько зон таких скопле­ний, отличающихся по размерам занимаемой площади, форме пя­тен нефтепродуктов, их густоте и интенсивности. Внутримассовые загрязнения различаются по площади распространения, интенсив­ности (концентрации) и устойчивости.

В зависимости от размеров занимаемой площади, загрязнения подразделяют на следующие зоны:

малая зона загрязнений — участок акватории, загряз­ненный тем или иным видом инородных веществ, протяженностью менее 1 км;

средняя зона загрязнений — загрязненный участок акватории протяженностью от 1 до 10 км;

большая зона загрязнений — загрязненное водное пространство протяженностью от 10 до 100 км;

обширная зона загрязнений — загрязненное водное пространство протяженностью свыше 100 км.

В практике также используется термин район загрязне­ние— общий термин, применяемый для характеристики загряз­нений обширного географического района, размеры которого могут составлять многие сотни и тысячи километров.

Выделяют также специфические и сравнительно редко встреча­ющиеся пространственные формы распределения нефтепродуктов на поверхности воды:

спиралевидные скопления нефтепродуктов — непрерывные или почти непрерывные полосы пленки, изогнутые в форме сходящихся в одной точке спиралей. Образуются при шти­лях и маловетреной погоде в местах вихреобразных циркуляции вод. При встрече их наблюдатель должен записать в журнале на­блюдений диаметр спирали в километрах и нанести на карту точ­ное местоположение ее центра;

спиралеобразные полосы воды — изогнутые в форме спиралей полосы чистой воды среди сплошной или почти сплош­ной пленки нефтепродуктов. Образуются в результате размыва пленки нефтепродуктов струей течения, распространяющейся по спирали от места подъема глубинных вод. Наблюдаются при шти­лях и спокойном состоянии моря. При встрече таких спиралей не­обходимо записать в журнале наблюдений их диаметр и нанести на карту точное местоположение их центра;

валкообразные скопления нефтепродуктов — система набивных, вытянутых и непересекающихся полос нефте­продуктов, перемежающихся с участками чистой воды или относи­тельно слабого загрязнения. Образуются при штилях в результате вертикальных циркуляции вод, возникающих в зонах гидрологиче­ских фронтов. Довольно часто наблюдаются в зонах встречи реч­ных и морских вод, причем в этом случае валки формируются обычно на участке речных вод, примыкающем к гидрологическому фронту. Линии валков могут несколько изгибаться, следуя гене­ральному направлению линии гидрологического фронта. Расстоя­ние между валками обычно составляет несколько десятков метров. По мере удаления от гидрологического фронта форма валков срав­нительно быстро искажается. Быстро нарушается она также с по­явлением ветра.

Зоны загрязнений в зависимости от их устойчивости подразде­ляются на:

зоны устойчивых загрязнений, формирующиеся не­посредственно ниже мест постоянных и мощных сбросов сточ­ных вод;

зоны неустойчивых (временных) загрязнений, образованные случайными (аварийными) сбросами загрязняющих веществ;

зоны влияния загрязняющих веществ — область водного потока или водоема, в которую попадают загряз­няющие вещества из зоны основного загрязнения, в виде отдель­ных пятен или струй. В этой зоне концентрация загрязняющих веществ в среднем не превышает нормы (по санитарным или дру­гим показателям), а естественный характер биологических процес­сов заметно не нарушается. Турбулентная диффузия и течения ограничивают пределы проникновения струй и пятен загрязнений, попадающих в зону влияния, что позволяет ограничить эту зону определенными границами.

 

§ 5. Густота пятен нефтепродуктов

При наблюдении с самолета загрязненность нефтепродуктами водной поверхности оценивается по густоте пятен нефтепродуктов и их интенсивности. Первая из этих характеристик определяется по соотношению площадей, занимаемых пятнами нефтепродуктов и участками чистой воды между ними. Для оценки используется десятибалльная шкала густоты (сплоченности) нефтяных пятен (табл. 2). За 0 баллов в этой шкале принимается чистая вода, за 1 балл — случаи, когда пятнами нефтепродуктов покрыто менее 10% обозреваемой водной поверхности, за 2 балла — когда неф­тяными пятнами покрыто до 20% видимой площади и т. д. Оценка 10 баллов дается в тех случаях, когда обозреваемый с самолета участок водной поверхности на 91 —100% покрыт пятнами нефте­продуктов.

T_002

§ 6. Интенсивность пятен (пленок) нефтепродуктов

Сразу же после сброса жидких нефтепродуктов в воду, на ее поверхности образуется пятно нефтяной пленки того или иного размера, имеющее характерный ярко-бурый или буро-фиолетовый цвет с различными оттенками красок. Наличие примесей придает пленке грязноватый или коричневато-бурый оттенок. Природная нефть обычно имеет более яркий оранжево-бурый или даже красно-бурый цвет с различными оттенками в зависимости от состава нефти того или иного месторождения.

Такое пятно гасит или заметно сглаживает волнение и не поз­воляет развиться ряби, благодаря чему поверхность моря приобре­тает сглаженный вид по сравнению с окружающими участками, не покрытыми пленкой нефтепродуктов. При прямом солнечном освещении пятно, если на него смотреть на некотором удале­нии, образует яркий зеркальный блик.

Пятно нефтепродуктов быстро растекается, приобретая фиоле­тово-желто-зеленоватые цвета с характерными радужными пере­ливающимися тонами. В этой стадии растекания пятно также сильно сглаживает волнение и гасит рябь. След судна в нем почти сразу же затягивается пленкой.

На периферии такого пятна образуется пояс более тонкой пленки стального или синевато-стального цвета с сильным масля­нистым оттенком. Этот пояс быстро расширяется, и через некото­рое время пятно приобретает синевато-стальной цвет. В этой ста­дии растекания пятна нефтяная пленка еще заметно сглаживает волнение и не позволяет развиться ряби. Однако при действии даже слабого ветра пленка разрывается, образуя полосы, вытяну­тые по направлению ветра.

В процессе дальнейшего растекания пятна характеристики неф­тяной пленки вновь изменяются. Она утрачивает свою монолитность и в значительной степени теряет яркость. Под действием тур­булентного движения воды и воздуха она разрывается на отдель­ные ячейки или полосы (ленты), причем расстояния между поло­сами обычно в несколько раз меньше, чем ширина самих полос. Цвет пленки переходит в белесовато-серый или грязно-серый, при этом маслянистый отблеск ее еще сохраняется. Она сглаживает волнение и препятствует развитию ряби, хотя и в меньшей степени, чем это наблюдается на более ранних стадиях растекания пятна. Даже при слабых ветрах пятно такой пленки быстро разрывается, образуя полосы, строго ориентированные по ветру. Количество формирующихся при этом полос и их мощность меньше, чем в слу­чае их образования при тех же ветрах, но на более ранних стадиях размывания пленки.

При достаточно длительном воздействии ветра и турбулентных потоков воды пленка нефтепродуктов переходит в последнюю (раз­личаемую человеческим глазом) стадию своего существования. Цвет ее становится бледно-белесоватым, хотя слабый маслянистый блеск еще сохраняется. Она также частично гасит рябь и несколько сглаживает волнение. При ветре она образует полосы, ширина ко­торых по мере усиления ветра уменьшается, а длина увеличива­ется. Количество этих полос и их мощность заметно меньше, чем в тех случаях, когда они образуются при той же скорости ветра на предшествующих стадиях растекания пятна нефтепродуктов.

Загрязнения, приносимые воздушными потоками (пыль, углево­дороды и другие вещества), попадая в воду, частично захватываются пленкой нефтепродуктов. Приток их несколько увеличивает интенсивность пленочного загрязнения и способствует более дли­тельному его сохранению. Рядом исследователей установлено, что слабые пленки нефтепродуктов, встречающиеся в морях и океанах, состоят на 60% из загрязнений, попавших из воздуха. Особенно много загрязнений выпадает из воздуха при пожарах на нефте­промыслах, нефтехранилищах и танкерах. В таких случаях по пути перемещения дыма (вследствие неполного сгорания нефтепродук­тов) на водной поверхности образуется полоса загрязнения в виде поверхностной нефтяной пленки весьма большой интенсивности.

Как указывалось выше, при наличии гребней волн содержа­щиеся в них пузырьки обволакиваются нефтяной маслянистой пленкой. В таких воздушных пузырьках образуются двойные оболочки — водная и маслянистая, благодаря чему они приобре­тают значительную прочность. Такие пузырьки, соприкасаясь друг с другом, образуют скопления — комки маслянистой мыловидной пены, в которых каждый отдельный пузырек связан со смежными пузырьками посредством спайки из нефтяной пленки. Отдельно плавающие пузырьки, равно как и те, которые включены в комки пены, имеют диаметр до 6—8 см. При этом было замечено (по­средством наблюдений с судна), что продолжительность сохране­ния таких пузырьков зависит от их размеров: чем крупнее отдельно плавающие пузырьки, тем меньше срок их существования. Так, пузырьки, имеющие диаметр свыше 4—5 см, обычно сохраняются не более 1 мин. В комках мыловидной пены пузырьки этого диа­метра прослеживались в течение 10—15 мин. и более.

Цвет пузырьков и мыловидной пены зависит от характера при­месей, которые имелись в пленке нефтепродуктов, и может изме­няться от почти белого до желто-коричневого или грязно-коричне­вого. Последние два оттенка наблюдаются преимущественно в при­брежных районах, где пленки нефтепродуктов обычно содержат много инородных загрязнений.

Количество образующихся маслянистых пузырьков и мыловид­ной пены зависит при прочих равных условиях от интенсивности пленки нефтепродуктов: чем она мощнее, тем больше образуется мыловидной пены.

Характерно, что в районах, расположенных недалеко от под­водных нефтепромыслов, мыловидной пены почти не образуется. Обусловливается это, по-видимому, тем, что в таких районах за­грязнения в основном создаются природной нефтью, содержащей большое количество легких фракций, включая бензин, керосин и др. Последние, как известно, растворяют маслянистые вещества, в том числе и тонкие пленки, образующиеся на воздушных пузырь­ках, не позволяя тем самым сформироваться мыловидной пене.

После прекращения ветра миловидная пена сравнительно быстро исчезает. Растекаются и вытянутые полосы нефтяных пятен, и общая картина пространственного распределения пленки нефте­продуктов восстанавливается, приближаясь к той, которая наблю­далась до воздействия ветра.

Попавшие в воду нефтепродукты, образуют на ее поверхности пленку, которая со временем претерпевает ряд последовательных стадий растекания и размывания. Эти стадии можно свести в шкалу, с помощью которой представляется возможным характе­ризовать интенсивность пятен нефтепродуктов, загрязняющих вод­ную поверхность. Такая шкала приводится в табл. 3. В ней даны прямые и косвенные демаскирующие признаки, с помощью которых нетрудно оценить интенсивность пятен нефтепродуктов на различ­ных стадиях их существования.

Как было показано выше, одной из главных характеристик ин­тенсивности пленок нефтепродуктов является их яркость. Послед­няя может быть замерена с самолета инструментально, и поэтому ее целесообразно использовать в качестве индикатора для инстру­ментальной оценки интенсивности пленок. К сожалению, яркость предметов в сильной степени зависит от освещенности — весьма переменной величины. Поэтому в качестве индикатора лучше ис­пользовать не саму яркость, а яркостный контраст, который обра­зует пятно нефтепродуктов на фоне чистой воды. При расчете его величина освещенности исключается (см. раздел II, гл. IV, § 2-6).

Специально выполненные в Ленинградской ГМО исследования позволили получить зависимость между величиной яркостного кон­траста (в диапазоне длин волн 380—420 нм) и интенсивностью пятен нефтепродуктов, с помощью которой можно определить ин­тенсивность пятен с относительно большой точностью (табл. 3).

T_003

T_003_a

 

§ 7. Загрязнение полимерными веществами

Некоторые химические заводы, в частности, заводы, изготов­ляющие пластмассы и полиэтиленовые пленки, сбрасывают в водоемы или водотоки пенообразные или комкообразные отходы производства различных цветов и оттенков. Эти отходы обычно легче воды и плавают на ее поверхности. Отличительной особен­ностью их является большая стойкость: они почти не подвержены разлагающему воздействию солнца, воды и воздуха, а также раз­рушающему действию бактерий, и поэтому сохраняются в водной среде в течение многих лет. При встрече таких загрязнений борт-наблюдатель должен тщательно определить и нанести на карту границы их распространения, дать оценку густоты их скоплений. В журнале наблюдений необходимо записать их внешний вид, цвет, структуру и характерные особенности.

 

§ 8. Древесные загрязнения

На участках водных объектов, которые расположены вблизи центров деревообрабатывающей промышленности, часто встреча­ются древесные загрязнения в виде щепы, коры, опилок, стружки и т. п., являющихся отходами деревообрабатывающих предприятий. Под действием ветра и течений древесные отходы нередко вы­носятся на значительные расстояния от места сброса, образуя пятна древесных скоплений. Попадая в районы, загрязненные нефтепродуктами, мелкие виды древесных загрязнений обволакива­ются мазутом и слипаются между собой, образуя монолитные пятна сравнительно небольших размеров с довольно четко очер­ченными контурами. Однако монолитность их сохраняется только в штилевую погоду. В пятнах резко выступают древесные включе­ния, цвет которых с течением времени изменяется от светло-серого, с желтоватым оттенком, до темно-серого, с коричневым оттенком.

При сплаве и буксировке лесоматериалов плотами теряется некоторая часть древесины. Свободно плавающие бревна (так на­зываемый плавник) могут выноситься ветрами и течениями в от­крытые районы озер и морей. Его скопления представляют значи­тельную опасность для судоходства, особенно для малотоннажных судов. Отдельные бревна часто застревают па отмелях, участках побережья. При сильных штормах волны выбрасывают плавник на берег, нередко образуя хаотические нагромождения.

При встрече древесных загрязнений бортнаблюдатель должен тщательно определить и нанести на карту границы зон их скопле­ний и зафиксировать в журнале наблюдений их форму, структуру и внешний вид. Места выброса на берег плавника также должны быть нанесены на карту.

 

§ 9. Внутримассовые загрязнения

Промышленные предприятия и населенные пункты сбрасывают в виде отходов много различных неорганических и органических веществ, в той или иной степени растворимых в воде. Попадая в реки, озера и моря, они прослеживаются в виде струй загрязнен­ных вод, четко выделяющихся на фоне окружающей чистой воды. Цвет, размеры и формы этих струй зависят от вида и мощности сбрасываемых загрязнений и гидрометеорологических условий. У больших промышленных центров, расположенных на берегах больших загрязненных рек, ширина и длина таких струй при впа­дении их в море или озеро могут достигать нескольких километров и даже десятков километров. Эти струи под влиянием изменений расхода реки, ветра и течений могут резко менять свои размеры, форму и положение в пространстве.

Источниками загрязнений водоемов являются также участки, отведенные для сброса городского мусора (свалки). Под воздейст­вием волнения и течений сброшенные вещества размываются и ча­стично растворяются, образуя мутные воды, которые подхватыва­ются течением и разносятся в виде мутных струй на значительное удаление от места сброса.

В некоторых мелководных прибрежных районах морей и озер мутные воды образуются в результате воздействия на грунты дна штормового волнения, при котором мощные орбитальные движения вод захватывают частицы грунта, уменьшая прозрачность воды. Аналогичный эффект нередко создается приливными волнами, осо­бенно в районах, затопляемых в приливную фазу. В последнем случае в появлении мутных вод наблюдается определенная перио­дичность (рис. 11).

Пояс взмученных вод в прибрежной части моря

Пояс взмученных вод в прибрежной части моря

Загрязнения, несомые речными потоками, также состоят из ра­створенных в воде компонентов и взвешенных частиц органического и неорганического происхождения. Они распределяются в некото­рой толще вод и поэтому являются внутримассовыми (внутриводными). При впадении рек в озеро или море скорость созданных ими струй течений уменьшается, что влечет за собой выпадение взвешенных частиц на дно, в результате чего интенсивность окраски струй уменьшается. Кроме того, в процессе движения та­ких струй происходит постепенное их перемешивание с чистыми водами озер и морей, которое также сопровождается уменьшением их мутности. Вследствие этого интенсивность загрязнения отдель­ных участков струй изменяется. Иногда это различие в тональности окраски выражено настолько четко, что участки с различной интен­сивностью внутримассовых загрязнений можно оконтурить и на­нести на карту.

Для относительной оценки интенсивности (концентрации) внутримассовых загрязнений может быть использована приводимая ниже пятибалльная «шкала интенсивности внутримассовых загряз­нений» (табл. 4). За ноль баллов этой шкалы принимается чистая вода. 1 балл интенсивности соответствует зоне загрязнений слабого тона, слегка выделяющегося на фоне чистой воды. Прозрачность воды в таких зонах, измеренная стандартным белым диском, обычно составляет менее 4—5 м. Подобная степень загрязнения нередко встречается на периферии «языков», распространяющихся от источника загрязнения. Наиболее четко такие зоны просматри­ваются в ясную и маловетреную погоду.

T_004

Зоны с внутримассовой загрязненностью 2 балла выделяются по тону более четко, так как границы их сравнительно резко контрастируют с чистой водой. Прозрачность воды таких зонах обычно составляет не более 2—3 м.

3 балла внутримассовой загрязненности соответствуют зонам, загрязнение которых четко выделяется по своему относительно «гу­стому» тону и достаточно резкому контрасту с окружающей их чис­той водой. Прозрачность воды в таких зонах обычно не превы­шает 1 м.

Зоны внутримассовых загрязнений 4 балла выделяются еще более резко. Вода в них имеет густой серый тон с буроватыми или иными присущими данному виду загрязнений оттенками. Прозрач­ность воды, как правило, меньше 0,5 м. Районы такого загрязнения обычно располагаются недалеко от места сброса загрязнений и имеют небольшую протяженность.

При пятибалльной внутримассовой загрязненности концентра­ция загрязняющих веществ нередко бывает столь велика, что вода теряет свои отличительные признаки, и в ней начинает преобладать цвет, присущий данному виду загрязнения. Зоны с такой интенсив­ностью загрязнения располагаются в непосредственной близости от источника загрязнения. Нередко такие сбросы имеют кашеобраз­ную структуру с оттенками цветов, присущих данному сбросу. Та­кой вид загрязнений встречается иногда в районе сбросов сточных вод целлюлозно-бумажных комбинатов.

При определении степени внутримассовой загрязненности борт-наблюдатель должен иметь при себе подробную крупномасштаб­ную карту района с нанесенными глубинами. С выходом самолета на мелководные районы с характерными изменениями рельефа дна наблюдатель может оценить ту предельную глубину, на кото­рой просматривается дно водоема. Эта глубина может быть ис­пользована в качестве показателя интенсивности внутримассовых загрязнений.

В районах со значительными колебаниями уровня воды наблю­датель должен знать высоту уровня воды в момент наблюдений, чтобы придать соответствующую поправку к нулю глубин карты. Для этого перед взлетом бортнаблюдатель должен получить прог­ноз ожидаемого уровня воды по маршруту полета и определить величину отклонения ожидаемого уровня от нуля глубин карты.

В настоящее время создана аппаратура для определения проз­рачности вод с самолета (см. гл. IV, § 5).