Виконання авіа спостережень та звітність
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
§ 1. Общие рекомендации
Рабочее место в самолете бортнаблюдатель выбирает с таким расчетом, чтобы:
а) стол и рабочие карты имели достаточное естественное освещение;
б) имелся свободный подход к столу;
в) обеспечивался возможно большой обзор окружающей местности.
На разных типах самолетов рабочие места могут находиться в различных частях пассажирского салона. В самолетах типа ИЛ-14 и ЛИ-2 рабочий стол бортнаблюдателя, как правило, устанавливается у окон, расположенных ближе к хвостовой части салона. Отсюда обеспечивается широкий обзор местности и свободный подход к столу.
В любой момент полета бортнаблюдатель должен знать местоположение самолета. Для этого рассчитывается по путевой скорости самолета время очередных поворотов, которое затем сверяется с расчетами штурмана. При полетах вблизи неподвижных объектов местоположение самолета регулярно уточняется по характерным ориентирам на местности, нанесенным на рабочую карту. Бортнаблюдатель ведет также постоянный контроль за режимом полета и прежде всего за постоянством скорости, курсом и высотой полета.
Наблюдения над загрязненностью водных объектов, ширина которых более 2—3 км, ведутся двумя наблюдателями с обоих бортов самолета, при ширине объектов менее 2 км наблюдения ведутся одним наблюдателем.
В зависимости от метеорологических условий наблюдения за пленкой нефтепродуктов имеют свои специфические особенности. Количество и интенсивность пленки на водной поверхности легче всего определять с теневого борта самолета в перспективе под углом 50—70° от линии отвеса (см. раздел V настоящих Методических указаний). При ветре наблюдатель определяет угол между курсом самолета и направлением вытянутых по ветру нефтяных полос. По этому углу он рассчитывает ориентацию полос относительно истинного меридиана. При изменении ветра направление полос определяется вновь.
Перед вылетом часы бортнаблюдателей, командира и штурмана сверяются.
§ 2. Ведение полетной документации
Основными полетными документами бортнаблюдателя являются:
1) полетное (рейсовое) задание;
2) полетная карта с маршрутом полета;
3) набор навигационных и бланковых карт для картирования результатов наблюдений;
4) бортжурнал для записи наблюдений;
5) бортжурнал для производства «Попутных метеорологических наблюдений с самолета над морем»;
6) бланки заявок;
7) акты о полете;
8) дневник полета.
В процессе выполнения авианаблюдений бортнаблюдатели могут использовать также вспомогательные таблицы и графики, которые облегчают картирование элементов загрязнений и ведение счисления пути самолета. Полетное (рейсовое) задание является официальным документом, на основании которого составляется заявка на полет (приложения 1 и 2).
Полетная карта, на которую нанесен маршрут полета, служит для общего ориентирования бортнаблюдателя, для производства контрольных расчетов времени, необходимого для выполнения съемки, для расчета времени поворотов самолета на маршруте и отметок времени их фактического прохождения.
Картирование элементов загрязненности водных бассейнов ведется на навигационных или бланковых картах. Масштаб этих карт для морей и крупных озер должен быть порядка 1 : 200 000 — 1 : 500 000, а для открытых районов моря порядка 1 : 1 000 000. Для проливов и узкостей используются карты-бланки масштабов 1 : 10000 — 1 : 100000. При выполнении авианаблюдений на реках и малых водохранилищах масштаб карт, как правило, должен быть порядка 1 : 25 000 — 1 : 100 000.
Бортовой журнал наблюдений (приложение 3) предназначается для систематической записи результатов наблюдений над загрязненностью водных бассейнов.
Журнал «Попутных метеорологических наблюдений с самолета над морем ведется в соответствии с действующей в ГУГМС «Инструкцией по производству попутных метеорологических наблюдений с самолета над морем» изд. 1963 г.
Акт о полете оформляется по окончании полета и подписывается командиром самолета и старшим бортнаблюдателем (приложение 4). Акт является официальным документом, на основании которого производится оплата фрахта самолета. Он составляется в 3-х экземплярах: один для учреждения, производящего съемку, два других — для авиаотряда, предоставившего самолет.
§ 3. Картирование элементов загрязненности
Результаты авианаблюдений над загрязненностью водного объекта наносятся на рабочую бланковую или навигационную карту и записываются в бортовой журнал наблюдений. В отдельных случаях картирование можно производить путем нанесения результатов наблюдений на абрис. В этом случае оно ведется по времени с подробной записью результатов наблюдений в журнале.
При картировании загрязнения непосредственно на карту-бланк на нее предварительно наносится маршрут полета. Затем каждый галс, в зависимости от путевой скорости самолета, разбивается на равные участки, длина которых соответствует 5—10 км пути самолета. Время прохождения самолета этих участков наносится на карту-бланк. Бортнаблюдатель обязан строго фиксировать время и место поворотов самолета. Если образовалось расхождение между расчетным и фактическим временем поворота, невязка разбрасывается пропорционально всей длине галса.
Аналогичную разбивку галса можно сделать относительно времени полета. В этом случае галс разбивается на участки, соответствующие расстоянию, проходимому самолетом при данной скорости за промежуток времени, равный 2 или 3 мин.
При способе картирования на абрис берутся чистые листы бумаги. По середине каждого листа проводится вертикальная линия, которая разбивается на равные отрезки длиной 0,5—1,0 см. Каждый такой отрезок принимается равным пути самолета, который он проходит за 2 или 3 мин полета. В процессе съемки на границах отрезков проставляется время наблюдений. По этим данным и путевой скорости самолета рассчитываются линейный масштаб абриса и пройденный самолетом путь.
Картирование ведется относительно средней линии абриса подобно тому, как это делается относительно курса самолета на карте-бланке. На листе абриса отмечается время прохождения основных ориентиров. При каждой смене курса самолета переходят на новый лист абриса. Все листы нумеруются по порядку, на каждом из них указывается курс и скорость самолета, дата, время и район съемки. После полета на данном галсе производится перенос маршрута и результатов наблюдений с абриса на карту-бланк.
Авианаблюдения над загрязненностью ведутся обычно первым способом, т. е. результаты наблюдений наносятся непосредственно на карту-бланк. Это вызвано тем, что при авиасъемке (особенно при полетах над реками) самолет делает частые развороты и повороты, которые трудно учесть при переносе маршрута с абриса на карту. Кроме того, сам процесс наноски результатов наблюдений на карту производится более точно, благодаря наличию на карте ориентиров.
При пересечении зон, различающихся по густоте или интенсивности загрязнений, бортнаблюдатель определяет и наносит на карту границы этих зон и оценивает густоту и интенсивность загрязнений в каждой из них.
В процессе съемки бортнаблюдатель должен использовать любую возможность, позволяющую уточнить местоположение самолета, различных зон загрязнений и их границы. В случае обнаружения невязки на конце галса границы зон сдвигаются в соответствии с поправкой, рассчитанной по величине образовавшейся невязки счисления.
При определении местоположения объектов загрязнений используются те же методы, что и при ледовых авиаразведках (см. Методические указания № 14 «Ледовые авиационные наблюдения на морях» изд. 1959 г.).
§ 4. Отчетные документы
После окончания авиасъемки того или иного водного объекта бортнаблюдатель производит окончательное оформление отчетных карт. Они составляются в черно-белом цвете, что позволяет размножать их на множительных аппаратах. В подзаголовке карт указываются вид авиаработ, дата, район авиасъемки, тип самолета, фамилии и инициалы командира самолета, штурмана и бортнаблюдателей. На карту наносится маршрут полета и время поворота самолета на новый галс. Если съемка выполнялась в течение нескольких дней, в точках начала и конца маршрута, выполненного в данный день, проставляется также дата съемки.
Особо следует выделять зоны распространения промышленных сточных вод. В тех случаях, когда масштаб карты и малые размеры зон загрязнений не позволяют их оконтурить, делается специальная врезка-карта более крупного масштаба, на которую и наносятся границы распространения сточных вод.
При вычерчивании карты авиасъемок загрязненности объектов используются условные обозначения, приводимые в приложении 5.
Ценным дополнением к карте авиасъемки является приведение на ней данных по загрязнению, полученных посредством гидрохимических анализов проб воды, взятых гидрометеорологическими станциями и судами. Эти данные наносятся на карту в местах отбора проб.
При комплексных авианаблюдениях, когда одновременно со съемкой загрязненности производится измерение температуры воды с помощью радиационного термометра, результаты этих измерений в виде поля изотерм наносятся на ту же отчетную карту. Если часть исследуемого района покрыта льдом, на карту наносится (с помощью стандартных условных обозначений) соответствующая ледовая обстановка.
К отчетной карте прилагаются журнал наблюдений и пояснительная записка, в которой приводятся:
1) общие сведения о выполненных авиаработах (цели и задачи авиаработ, дата и район обследования, маршрут, высота и продолжительность полета);
2) данные о самолете и личном составе (тип и номер самолета, фамилии и инициалы командира, штурмана и бортнаблюдателей);
3) краткая характеристика метеорологических условий во время полета (общая синоптическая ситуация, данные о фактической погоде во время полета по маршруту);
4) характеристика загрязненности района обследования;
5) дополнительные сведения.
В частности, анализируется соответствие между характеристиками загрязненности, полученными в полете, и результатами гидрохимического анализа проб воды, взятых в период авиасъемки судами и прибрежными станциями, описываются изменения картины загрязнения, происшедшие за период между авиасъемками и др.
Если в полете проводилось измерение температуры воды с помощью радиационного термометра, дается краткая характеристика распределения поверхностных температур.