Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

§ 1. Общие рекомендации

Рабочее место в самолете бортнаблюдатель выбирает с таким расчетом, чтобы:

а) стол и рабочие карты имели достаточное естественное осве­щение;

б) имелся свободный подход к столу;

в) обеспечивался возможно большой обзор окружающей мест­ности.

На разных типах самолетов рабочие места могут находиться в различных частях пассажирского салона. В самолетах типа ИЛ-14 и ЛИ-2 рабочий стол бортнаблюдателя, как правило, уста­навливается у окон, расположенных ближе к хвостовой части са­лона. Отсюда обеспечивается широкий обзор местности и свобод­ный подход к столу.

В любой момент полета бортнаблюдатель должен знать место­положение самолета. Для этого рассчитывается по путевой скоро­сти самолета время очередных поворотов, которое затем сверяется с расчетами штурмана. При полетах вблизи неподвижных объек­тов местоположение самолета регулярно уточняется по характер­ным ориентирам на местности, нанесенным на рабочую карту. Бортнаблюдатель ведет также постоянный контроль за режимом полета и прежде всего за постоянством скорости, курсом и высотой полета.

Наблюдения над загрязненностью водных объектов, ширина ко­торых более 2—3 км, ведутся двумя наблюдателями с обоих бортов самолета, при ширине объектов менее 2 км наблюдения ведутся одним наблюдателем.

В зависимости от метеорологических условий наблюдения за пленкой нефтепродуктов имеют свои специфические особенности. Количество и интенсивность пленки на водной поверхности легче всего определять с теневого борта самолета в перспективе под углом 50—70° от линии отвеса (см. раздел V настоящих Методи­ческих указаний). При ветре наблюдатель определяет угол между курсом самолета и направлением вытянутых по ветру нефтяных полос. По этому углу он рассчитывает ориентацию полос относи­тельно истинного меридиана. При изменении ветра направление полос определяется вновь.

Перед вылетом часы бортнаблюдателей, командира и штурмана сверяются.

 

§ 2. Ведение полетной документации

Основными полетными документами бортнаблюдателя явля­ются:

1) полетное (рейсовое) задание;

2) полетная карта с маршрутом полета;

3) набор навигационных и бланковых карт для картирования результатов наблюдений;

4) бортжурнал для записи наблюдений;

5) бортжурнал для производства «Попутных метеорологических наблюдений с самолета над морем»;

6) бланки заявок;

7) акты о полете;

8) дневник полета.

В процессе выполнения авианаблюдений бортнаблюдатели могут использовать также вспомогательные таблицы и графики, которые облегчают картирование элементов загрязнений и ведение счисле­ния пути самолета. Полетное (рейсовое) задание является офици­альным документом, на основании которого составляется заявка на полет (приложения 1 и 2).

Полетная карта, на которую нанесен маршрут полета, служит для общего ориентирования бортнаблюдателя, для производства контрольных расчетов времени, необходимого для выполнения съемки, для расчета времени поворотов самолета на маршруте и отметок времени их фактического прохождения.

Картирование элементов загрязненности водных бассейнов ве­дется на навигационных или бланковых картах. Масштаб этих карт для морей и крупных озер должен быть порядка 1 : 200 000 — 1 : 500 000, а для открытых районов моря порядка 1 : 1 000 000. Для проливов и узкостей используются карты-бланки масштабов 1 : 10000 — 1 : 100000. При выполнении авианаблюдений на реках и малых водохранилищах масштаб карт, как правило, должен быть порядка 1 : 25 000 — 1 : 100 000.

Бортовой журнал наблюдений (приложение 3) предназначается для систематической записи результатов наблюдений над загряз­ненностью водных бассейнов.

Журнал «Попутных метеорологических наблюдений с самолета над морем ведется в соответствии с действующей в ГУГМС «Инст­рукцией по производству попутных метеорологических наблюдений с самолета над морем» изд. 1963 г.

Акт о полете оформляется по окончании полета и подписыва­ется командиром самолета и старшим бортнаблюдателем (прило­жение 4). Акт является официальным документом, на основании которого производится оплата фрахта самолета. Он составляется в 3-х экземплярах: один для учреждения, производящего съемку, два других — для авиаотряда, предоставившего самолет.

 

§ 3. Картирование элементов загрязненности

Результаты авианаблюдений над загрязненностью водного объекта наносятся на рабочую бланковую или навигационную карту и записываются в бортовой журнал наблюдений. В отдель­ных случаях картирование можно производить путем нанесения результатов наблюдений на абрис. В этом случае оно ведется по времени с подробной записью результатов наблюдений в жур­нале.

При картировании загрязнения непосредственно на карту-бланк на нее предварительно наносится маршрут полета. Затем каждый галс, в зависимости от путевой скорости самолета, разбивается на равные участки, длина которых соответствует 5—10 км пути само­лета. Время прохождения самолета этих участков наносится на карту-бланк. Бортнаблюдатель обязан строго фиксировать время и место поворотов самолета. Если образовалось расхождение между расчетным и фактическим временем поворота, невязка разбрасыва­ется пропорционально всей длине галса.

Аналогичную разбивку галса можно сделать относительно вре­мени полета. В этом случае галс разбивается на участки, соответ­ствующие расстоянию, проходимому самолетом при данной скоро­сти за промежуток времени, равный 2 или 3 мин.

При способе картирования на абрис берутся чистые листы бу­маги. По середине каждого листа проводится вертикальная линия, которая разбивается на равные отрезки длиной 0,5—1,0 см. Каж­дый такой отрезок принимается равным пути самолета, который он проходит за 2 или 3 мин полета. В процессе съемки на грани­цах отрезков проставляется время наблюдений. По этим данным и путевой скорости самолета рассчитываются линейный масштаб абриса и пройденный самолетом путь.

Картирование ведется относительно средней линии абриса подобно тому, как это делается относительно курса самолета на карте-бланке. На листе абриса отмечается время прохождения ос­новных ориентиров. При каждой смене курса самолета переходят на новый лист абриса. Все листы нумеруются по порядку, на каж­дом из них указывается курс и скорость самолета, дата, время и район съемки. После полета на данном галсе производится перенос маршрута и результатов наблюдений с абриса на карту-бланк.

Авианаблюдения над загрязненностью ведутся обычно первым способом, т. е. результаты наблюдений наносятся непосредственно на карту-бланк. Это вызвано тем, что при авиасъемке (особенно при полетах над реками) самолет делает частые развороты и пово­роты, которые трудно учесть при переносе маршрута с абриса на карту. Кроме того, сам процесс наноски результатов наблюдений на карту производится более точно, благодаря наличию на карте ориентиров.

При пересечении зон, различающихся по густоте или интенсив­ности загрязнений, бортнаблюдатель определяет и наносит на карту границы этих зон и оценивает густоту и интенсивность загрязнений в каждой из них.

В процессе съемки бортнаблюдатель должен использовать лю­бую возможность, позволяющую уточнить местоположение само­лета, различных зон загрязнений и их границы. В случае обнару­жения невязки на конце галса границы зон сдвигаются в соответ­ствии с поправкой, рассчитанной по величине образовавшейся невязки счисления.

При определении местоположения объектов загрязнений исполь­зуются те же методы, что и при ледовых авиаразведках (см. Мето­дические указания № 14 «Ледовые авиационные наблюдения на морях» изд. 1959 г.).

 

§ 4. Отчетные документы

После окончания авиасъемки того или иного водного объекта бортнаблюдатель производит окончательное оформление отчетных карт. Они составляются в черно-белом цвете, что позволяет раз­множать их на множительных аппаратах. В подзаголовке карт указываются вид авиаработ, дата, район авиасъемки, тип само­лета, фамилии и инициалы командира самолета, штурмана и борт­наблюдателей. На карту наносится маршрут полета и время пово­рота самолета на новый галс. Если съемка выполнялась в течение нескольких дней, в точках начала и конца маршрута, выполненного в данный день, проставляется также дата съемки.

Особо следует выделять зоны распространения промышлен­ных сточных вод. В тех случаях, когда масштаб карты и малые размеры зон загрязнений не позволяют их оконтурить, делается специальная врезка-карта более крупного масштаба, на которую и наносятся границы распространения сточных вод.

При вычерчивании карты авиасъемок загрязненности объектов используются условные обозначения, приводимые в приложении 5.

Ценным дополнением к карте авиасъемки является приведение на ней данных по загрязнению, полученных посредством гидро­химических анализов проб воды, взятых гидрометеорологическими станциями и судами. Эти данные наносятся на карту в местах от­бора проб.

При комплексных авианаблюдениях, когда одновременно со съемкой загрязненности производится измерение температуры воды с помощью радиационного термометра, результаты этих измере­ний в виде поля изотерм наносятся на ту же отчетную карту. Если часть исследуемого района покрыта льдом, на карту нано­сится (с помощью стандартных условных обозначений) соответст­вующая ледовая обстановка.

К отчетной карте прилагаются журнал наблюдений и поясни­тельная записка, в которой приводятся:

1) общие сведения о выполненных авиаработах (цели и задачи авиаработ, дата и район обследования, маршрут, высота и продол­жительность полета);

2) данные о самолете и личном составе (тип и номер самолета, фамилии и инициалы командира, штурмана и бортнаблюдателей);

3) краткая характеристика метеорологических условий во время полета (общая синоптическая ситуация, данные о фактической погоде во время полета по маршруту);

4) характеристика загрязненности района обследования;

5) дополнительные сведения.

В частности, анализируется соответствие между характеристи­ками загрязненности, полученными в полете, и результатами гидро­химического анализа проб воды, взятых в период авиасъемки судами и прибрежными станциями, описываются изменения кар­тины загрязнения, происшедшие за период между авиасъемками и др.

Если в полете проводилось измерение температуры воды с по­мощью радиационного термометра, дается краткая характеристика распределения поверхностных температур.