Використання повітряного картографування
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Внимание!!! Информация устарела.
При проведении авианаблюдений над загрязненностью, особенно в случаях, когда в полете одновременно выполняются функции надзора за состоянием загрязнения водного объекта, необходимо на борту самолета иметь фотоаппаратуру и запас пленок к ней для эпизодического фотографирования характерных пятен и зон сброса нефтепродуктов и других видов загрязнений. Это дает возможность зафиксировать размеры и специфику загрязнений, а в ряде случаев и документально засвидетельствовать источники (виновников) загрязнений. На правильно выполненных фотоснимках четко распознаются языки стока промышленных вод, распространяющиеся от предприятий, нефтяные пятна, образовавшиеся на поверхности водоема в результате утечки или преднамеренного сброса нефтепродуктов судами (в частности, при промывке танков), границы зон с различной степенью загрязнения и т. п.
Основным демаскирующим признаком нефтяных пятен является их маслянистый блеск, четко видимый только на некотором удалении от самолета. Это расстояние обычно лежит за пределами площади фотографирования, захватываемой плановым снимком. По этой причине пятна нефтепродуктов на плановом снимке или не обнаруживаются вообще или вырисовываются настолько слабо, что по ним затруднительно определить их границы и интенсивность. Это обстоятельство делает использование плановой аэрофотосъемки малоэффективным.
Указанные недостатки аэросъемки устраняются применением перспективного фотографирования. При этом способе фотографирования всегда можно выбрать такой угол перспективы (т. е. угол наклона оптической оси фотоаппарата относительно линии отвеса), который позволит получить на снимке одновременно как бликующие зоны нефтяной пленки, так и смежные с ней небликующие участки чистой воды. Благодаря этому зоны загрязнений и их границы распознаются на перспективных снимках очень четко. Кроме того, перспективные снимки читаются значительно легче, чем плановые, так как человеческий глаз «привык» видеть окружающие предметы в перспективе. Именно поэтому при съемке объектов загрязнений целесообразно использовать способ перспективной съемки.
Фотографирование пятен нефтяных загрязнений малой и средней интенсивности лучше производить на черно-белую фотопленку. В тех случаях, когда объекты загрязнения имеют четко выраженные цветовые различия (например, языки стока промышленных отходов некоторых химических заводов, пятна нефтепродуктов большой интенсивности, скопления планктона и др.) может оказаться эффективным использование цветного фотографирования.
§ 1. Оборудование самолета для фотографирования
Фотографирование пятен загрязнений водных бассейнов удобнее всего производить из тех окон пассажирской кабины самолета, где обеспечивается наибольший обзор местности. В самолетах типа ИЛ-14 и ЛИ-2 такими являются окна, расположенные ближе к хвостовой части самолета.
Из этих окон (по одному с каждого борта) необходимо удалить стекла и вместо их вмонтировать заглушки, легко и быстро снимаемые перед фотографированием. При необходимости перспективное фотографирование можно производить и через блистер или застекленное окно пассажирской кабины, которое перед вылетом должно быть тщательно протерто снаружи и изнутри. Однако в этом случае несколько ослабляется мощность приходящего светового потока и возникает опасность появления на негативе нежелательных бликов от стекол.
§ 2. Фотоаппараты
Для перспективного фотографирования объектов загрязнений могут быть использованы ручной аэрофотоаппарат типа АФА-27Т или любительские фотоаппараты. Из последних успешно могут быть применены малоформатные зеркальные камеры типа «Зенит». Эти камеры просты и надежны в обращении и имеют сменные объективы. Положительные результаты дает использование объективов типа «Индустар-26М», «Вега-1», «Гелиос-44». Изображение картины загрязнений на большом участке водной поверхности можно получить с помощью широкоугольного объектива типа «Мир-1».
Для фотографирования крупным планом (на таких снимках элементы загрязнений видны с большой подробностью) следует использовать телеобъектив типа «Юпитер-11».
§ 3. Светофильтры
Различные цвета действуют на светочувствительный слой фотопленки неодинаково. Наибольшей чувствительностью пленки обладают к синим и голубым лучам. Вследствие этого на черно-белом фотонегативе синевато-серая поверхность воды будет очень слабо отличаться от сине-белесоватого пятна нефтепродуктов малой интенсивности. Чтобы усилить это различие, необходимо уменьшить количество падающих на пленку синих и голубых лучей. Этого можно добиться путем применения желтых или желто-зеленых светофильтров различной плотности. Практически чаще всего для этой цели используются светофильтры ЖС-12 и ЖС-17.
При съемке удаленных объектов, особенно при наличии воздушной дымки, для повышения контрастности изображения следует применять оранжевые и желтые светофильтры. Таким образом, в комплекте применяемых объективов необходимо иметь оранжевые, желтые и желто-зеленые светофильтры типа ОС-12, ЖС-18, ЖС-17, ЖС-12 и ЖЗС-5.
§ 4. Фотопленки
На борту самолета следует иметь два любительских аппарата, заряженных черно-белыми пленками различной светочувствительности, так как в процессе полета встречаются пятна загрязнений, существенно отличающиеся по своей окраске и тональности. Особенно это характерно для внутримассовых загрязнений в районах сброса промышленных вод, а также для нефтяных пятен различной интенсивности.
Контрастность пятен нефтепродуктов на фоне воды изменяется в зависимости от их интенсивности, цвета воды, прозрачности атмосферы и ряда других факторов. Этот контраст часто бывает настолько незначительным, что получить качественное черно-белое изображение пятен можно только с помощью фотопленок, имеющих большие коэффициенты контрастности (порядка 1,5—3,0 единиц). При работе с аэрофотоаппаратом типа АФА-27Т для этой цели подходят пленки «Панхром» тип 10 и «Изопанхром» тип 13, 17, 18 и 20. Для малогабаритных камер могут быть использованы применяемые для репродуцирования черно-белые фотопленки типа «Микрат-200» с коэффициентом контрастности 3, а в случае очень малых контрастов даже «Микрат-300» с коэффициентом контрастности 4, 5.
Для цветного фотографирования могут быть использованы как негативные, так и позитивные (обращаемые) пленки. Из негативных цветных пленок для фотографирования объектов загрязнений может быть успешно использована пленка «Орвоколор № С-16» (производство ГДР) и отечественная пленка типа «Фото ЦНД-32». Однако последняя имеет несколько меньший коэффициент контрастности и менее точную цветопередачу.
Из позитивных пленок лучшие результаты дает применение пленок типа «Орвоколор ИТ-16» и «Орвохром ИТ-18» (производство ГДР). Отечественные позитивные пленки типа ЦО-22 и ЦО-32Д воспроизводят цвета несколько слабее.
§ 5. Процесс фотографирования
В полете бортнаблюдатель должен постоянно вести наблюдения над загрязненностью не только с обоих бортов самолета, но и вперед по курсу самолета, чтобы до подлета к интересующему его объекту загрязнения успеть подготовиться к съемке, а при необходимости и согласовать с командиром самолета изменение курса, обеспечивающее выход самолета в точку, удобную для фотографирования.
Пятна нефтепродуктов рекомендуется фотографировать с теневого борта самолета. В ветреную погоду фотографирование целесообразно производить в направлении, близком к нормали к фронту волн.
Чтобы избежать вредного влияния вибрации самолета при работе как с ручным АФА, так и с малоформатными любительскими камерами, в процессе фотографирования следует избегать соприкосновения фотоаппарата с корпусом самолета.
Если фотографирование ведется через блистер или застекленное окно, объектив фотоаппарата необходимо располагать как можно ближе к стеклу. В этом случае при установке фокусного расстояния объектива на бесконечность расстояние между стеклом и объективом будет настолько меньше гиперфокального расстояния, что отражающиеся от стекла блики, а также пятна и царапины, имеющиеся на стекле, не смогут практически сказаться на качестве изображения на негативе.
Количество света, попадающего в объектив фотоаппарата при перспективном фотографировании водной поверхности, зависит главным образом от ее освещенности, степени волнения и угла перспективы. Освещенность водной поверхности обычно изменяется в процессе полета в зависимости от времени суток и условий погоды. Поэтому перед началом фотографирования необходимо в каждом случае определять продолжительность экспозиции с помощью фотоэкспонометра.
После того как будет выполнено перспективное фотографирование интересующего объекта загрязнения, в бортжурнале наблюдений необходимо записать время и район съемки, высоту полета, указать в графе «примечание» номера фильма и кадра, фокусное расстояние фотоаппарата, угол наклона его оптической оси относительно линии отвеса, а также дать краткое описание специфических особенностей сфотографированного объекта и метеорологических условий в момент фотографирования.
§ 6. Проявление пленки и печатание снимков
Лабораторная обработка фотопленки и печатание снимков, полученных малоформатными фотоаппаратами,. могут быть выполнены при помощи аппаратуры, реактивов и методов, применяемых в любительской практике.
Проявление аэрофотопленки, экспонированной аэрофотоаппаратом АФА-27Т, можно производить при помощи ручного проявительного прибора типа РПП-10, который предназначен для обработки аэрофотопленки и других аэрофотоматериалов как в полевых, так и в стационарных условиях. Прибор позволяет обрабатывать аэрофильмы шириной 8, 19 и 32 см и длиной 60 м.
Печатание аэрофотоснимков с негативов, полученных с помощью АФА-27Т, можно производить на копировальных приборах типа КП-8 и КП-10 контактным способом.
Обработка цветных фотоматериалов представляет значительные трудности, поэтому для ее выполнения целесообразно обращаться в специальные лаборатории.