Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Внимание!!! Информация устарела.

При проведении авианаблюдений над загрязненностью, осо­бенно в случаях, когда в полете одновременно выполняются функ­ции надзора за состоянием загрязнения водного объекта, необхо­димо на борту самолета иметь фотоаппаратуру и запас пленок к ней для эпизодического фотографирования характерных пятен и зон сброса нефтепродуктов и других видов загрязнений. Это дает возможность зафиксировать размеры и специфику загрязнений, а в ряде случаев и документально засвидетельствовать источники (виновников) загрязнений. На правильно выполненных фотосним­ках четко распознаются языки стока промышленных вод, распро­страняющиеся от предприятий, нефтяные пятна, образовавшиеся на поверхности водоема в результате утечки или преднамеренного сброса нефтепродуктов судами (в частности, при промывке танков), границы зон с различной степенью загрязнения и т. п.

Основным демаскирующим признаком нефтяных пятен является их маслянистый блеск, четко видимый только на некотором удале­нии от самолета. Это расстояние обычно лежит за пределами пло­щади фотографирования, захватываемой плановым снимком. По этой причине пятна нефтепродуктов на плановом снимке или не обнаруживаются вообще или вырисовываются настолько слабо, что по ним затруднительно определить их границы и интен­сивность. Это обстоятельство делает использование плановой аэрофотосъемки малоэффективным.

Указанные недостатки аэросъемки устраняются применением перспективного фотографирования. При этом способе фотографи­рования всегда можно выбрать такой угол перспективы (т. е. угол наклона оптической оси фотоаппарата относительно линии отвеса), который позволит получить на снимке одновременно как бликующие зоны нефтяной пленки, так и смежные с ней небликующие участки чистой воды. Благодаря этому зоны загрязнений и их гра­ницы распознаются на перспективных снимках очень четко. Кроме того, перспективные снимки читаются значительно легче, чем пла­новые, так как человеческий глаз «привык» видеть окружающие предметы в перспективе. Именно поэтому при съемке объектов за­грязнений целесообразно использовать способ перспективной съемки.

Фотографирование пятен нефтяных загрязнений малой и сред­ней интенсивности лучше производить на черно-белую фотопленку. В тех случаях, когда объекты загрязнения имеют четко выражен­ные цветовые различия (например, языки стока промышленных от­ходов некоторых химических заводов, пятна нефтепродуктов боль­шой интенсивности, скопления планктона и др.) может оказаться эффективным использование цветного фотографирования.

 

§ 1. Оборудование самолета для фотографирования

Фотографирование пятен загрязнений водных бассейнов удоб­нее всего производить из тех окон пассажирской кабины самолета, где обеспечивается наибольший обзор местности. В самолетах типа ИЛ-14 и ЛИ-2 такими являются окна, расположенные ближе к хвостовой части самолета.

Из этих окон (по одному с каждого борта) необходимо удалить стекла и вместо их вмонтировать заглушки, легко и быстро сни­маемые перед фотографированием. При необходимости перспектив­ное фотографирование можно производить и через блистер или за­стекленное окно пассажирской кабины, которое перед вылетом дол­жно быть тщательно протерто снаружи и изнутри. Однако в этом случае несколько ослабляется мощность приходящего светового потока и возникает опасность появления на негативе нежелатель­ных бликов от стекол.

 

§ 2. Фотоаппараты

Для перспективного фотографирования объектов загрязнений могут быть использованы ручной аэрофотоаппарат типа АФА-27Т или любительские фотоаппараты. Из последних успешно могут быть применены малоформатные зеркальные камеры типа «Зенит». Эти камеры просты и надежны в обращении и имеют сменные объективы. Положительные результаты дает использование объек­тивов типа «Индустар-26М», «Вега-1», «Гелиос-44». Изображение картины загрязнений на большом участке водной поверхности можно получить с помощью широкоугольного объектива типа «Мир-1».

Для фотографирования крупным планом (на таких снимках элементы загрязнений видны с большой подробностью) следует ис­пользовать телеобъектив типа «Юпитер-11».

§ 3. Светофильтры

Различные цвета действуют на светочувствительный слой фото­пленки неодинаково. Наибольшей чувствительностью пленки обла­дают к синим и голубым лучам. Вследствие этого на черно-белом фотонегативе синевато-серая поверхность воды будет очень слабо отличаться от сине-белесоватого пятна нефтепродуктов малой ин­тенсивности. Чтобы усилить это различие, необходимо уменьшить количество падающих на пленку синих и голубых лучей. Этого можно добиться путем применения желтых или желто-зеленых светофильтров различной плотности. Практически чаще всего для этой цели используются светофильтры ЖС-12 и ЖС-17.

При съемке удаленных объектов, особенно при наличии воздуш­ной дымки, для повышения контрастности изображения следует применять оранжевые и желтые светофильтры. Таким образом, в комплекте применяемых объективов необходимо иметь оранже­вые, желтые и желто-зеленые светофильтры типа ОС-12, ЖС-18, ЖС-17, ЖС-12 и ЖЗС-5.

 

§ 4. Фотопленки

На борту самолета следует иметь два любительских аппарата, заряженных черно-белыми пленками различной светочувствитель­ности, так как в процессе полета встречаются пятна загрязнений, существенно отличающиеся по своей окраске и тональности. Осо­бенно это характерно для внутримассовых загрязнений в районах сброса промышленных вод, а также для нефтяных пятен различ­ной интенсивности.

Контрастность пятен нефтепродуктов на фоне воды изменяется в зависимости от их интенсивности, цвета воды, прозрачности атмосферы и ряда других факторов. Этот контраст часто бывает настолько незначительным, что получить качественное черно-белое изображение пятен можно только с помощью фотопленок, имеющих большие коэффициенты контрастности (порядка 1,5—3,0 единиц). При работе с аэрофотоаппаратом типа АФА-27Т для этой цели подходят пленки «Панхром» тип 10 и «Изопанхром» тип 13, 17, 18 и 20. Для малогабаритных камер могут быть использованы при­меняемые для репродуцирования черно-белые фотопленки типа «Микрат-200» с коэффициентом контрастности 3, а в случае очень малых контрастов даже «Микрат-300» с коэффициентом контраст­ности 4, 5.

Для цветного фотографирования могут быть использованы как негативные, так и позитивные (обращаемые) пленки. Из негатив­ных цветных пленок для фотографирования объектов загрязнений может быть успешно использована пленка «Орвоколор № С-16» (производство ГДР) и отечественная пленка типа «Фото ЦНД-32». Однако последняя имеет несколько меньший коэффициент кон­трастности и менее точную цветопередачу.

Из позитивных пленок лучшие результаты дает применение пленок типа «Орвоколор ИТ-16» и «Орвохром ИТ-18» (производ­ство ГДР). Отечественные позитивные пленки типа ЦО-22 и ЦО-32Д воспроизводят цвета несколько слабее.

 

§ 5. Процесс фотографирования

В полете бортнаблюдатель должен постоянно вести наблюдения над загрязненностью не только с обоих бортов самолета, но и вперед по курсу самолета, чтобы до подлета к интересующему его объекту загрязнения успеть подготовиться к съемке, а при не­обходимости и согласовать с командиром самолета изменение курса, обеспечивающее выход самолета в точку, удобную для фото­графирования.

Пятна нефтепродуктов рекомендуется фотографировать с те­невого борта самолета. В ветреную погоду фотографирование целесообразно производить в направлении, близком к нормали к фронту волн.

Чтобы избежать вредного влияния вибрации самолета при ра­боте как с ручным АФА, так и с малоформатными любительскими камерами, в процессе фотографирования следует избегать сопри­косновения фотоаппарата с корпусом самолета.

Если фотографирование ведется через блистер или застеклен­ное окно, объектив фотоаппарата необходимо располагать как можно ближе к стеклу. В этом случае при установке фокусного расстояния объектива на бесконечность расстояние между стеклом и объективом будет настолько меньше гиперфокального расстояния, что отражающиеся от стекла блики, а также пятна и царапины, имеющиеся на стекле, не смогут практически сказаться на качестве изображения на негативе.

Количество света, попадающего в объектив фотоаппарата при перспективном фотографировании водной поверхности, зависит главным образом от ее освещенности, степени волнения и угла перспективы. Освещенность водной поверхности обычно изменяется в процессе полета в зависимости от времени суток и условий по­годы. Поэтому перед началом фотографирования необходимо в каждом случае определять продолжительность экспозиции с по­мощью фотоэкспонометра.

После того как будет выполнено перспективное фотографиро­вание интересующего объекта загрязнения, в бортжурнале наблю­дений необходимо записать время и район съемки, высоту полета, указать в графе «примечание» номера фильма и кадра, фокусное расстояние фотоаппарата, угол наклона его оптической оси относи­тельно линии отвеса, а также дать краткое описание специфиче­ских особенностей сфотографированного объекта и метеорологиче­ских условий в момент фотографирования.

§ 6. Проявление пленки и печатание снимков

Лабораторная обработка фотопленки и печатание снимков, по­лученных малоформатными фотоаппаратами,. могут быть выпол­нены при помощи аппаратуры, реактивов и методов, применяемых в любительской практике.

Проявление аэрофотопленки, экспонированной аэрофотоаппа­ратом АФА-27Т, можно производить при помощи ручного проявительного прибора типа РПП-10, который предназначен для обра­ботки аэрофотопленки и других аэрофотоматериалов как в поле­вых, так и в стационарных условиях. Прибор позволяет обрабатывать аэрофильмы шириной 8, 19 и 32 см и длиной 60 м.

Печатание аэрофотоснимков с негативов, полученных с по­мощью АФА-27Т, можно производить на копировальных приборах типа КП-8 и КП-10 контактным способом.

Обработка цветных фотоматериалов представляет значительные трудности, поэтому для ее выполнения целесообразно обращаться в специальные лаборатории.