Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

§ 1. Цели и задачи авиационного контроля

Использование авиации для выполнения функций контроля за загрязнением природных вод позволяет:

а) осуществлять регулярные наблюдения и контроль за уровнем загрязнения и его изменениями во времени и пространстве;

б) проводить инспекционные обследования водных объектов независимо от их удаленности с целью обнаружения и пересечения сбросов нефтепродуктов и других отходов производства, контроля исправности работы очистных сооружений и т. д.;

в) проводить экстренные обследования аварийных загрязнений;

г) получать фотодокументы о виде и мощности сбросов загряз­нений и их виновниках, необходимые для предъявления иска на­рушителям;

д) обеспечивать информацией о состоянии загрязнения при­родных вод и источниках загрязнений заинтересованные органи­зации.

 

§ 2. Организация авиационного контроля

Правильно и эффективно осуществлять авиационный контроль за загрязненностью водных объектов можно только путем органи­зации систематических наблюдений и тщательного изучения полу­ченных материалов, с целью вскрытия закономерностей хода про­цессов загрязнения, самоочищения вод и установления влияния на них гидрометеорологических, биологических и других факторов. Для такого изучения используются в первую очередь материалы авиасъемок загрязненности, которые выполняются регулярно на данном водном объекте, а также результаты химических анализов проб воды, отобранных на прибрежных станциях и судах. Система­тический анализ этих материалов позволяет не только установить уровень загрязнения водного объекта в данный момент, но и сле­дить за его изменениями во времени и пространстве, своевременно обнаруживать появление новых очагов загрязнений, выявлять изме­нения в объеме загрязненных сточных вод, сбрасываемых промыш­ленными предприятиями и т. п.

На загрязненность водных объектов существенно влияют гидро­метеорологические факторы: ветер, волнение, температура воздуха и воды, течения, колебания уровня воды и др. Они могут значительно изменить картину распределения загрязнений по площади района, хотя увеличения количества загрязняющих веществ при этом может и не происходить. Поэтому при анализе материалов натурных авиасъемок необходимо в первую, очередь оценить тот эффект, который произвели на распределение загрязнений гидро­метеорологические факторы, действовавшие в предшествующий период. Учет их существенно повысит качество и степень сравни­мости материалов наблюдений, выполненных в разное время, по­зволит более точно выявить районы, подверженные наиболее интен­сивному загрязнению, и установить вид и происхождение этих загрязнений.

Все это даст возможность целенаправленно организовать си­стематические инспекционные облеты данного водного объекта и, следовательно, позволит наиболее эффективно осуществлять конт­роль за режимом его загрязнения.

Функции контроля (надзора) целесообразно осуществлять также попутно с другими видами авиаработ, ведущимися на дан­ном водном объекте. Практически это означает, что для исследуе­мого района необходимо составить единый план авиационных ра­бот, который охватывал бы инспекционные обследования и все виды авианаблюдений, проводимых на данном бассейне. При этом в каждом полете должен выполняться весь возможный комплекс гидрометеорологических наблюдений и должны осуществляться функции контроля.

Этот план должен быть увязан с судовыми и прибрежными на­блюдениями, проводимыми на данном водном объекте, и согласо­ван со всеми заинтересованными организациями. Необходимо также, чтобы план включал согласованную систему передач опера­тивной информации обслуживаемым организациям. Особое внима­ние при этом должно уделяться передаче карт загрязненности в учреждения, непосредственно выполняющие функции надзора за уровнем загрязнения природных вод в данном регионе. Для та­ких передач целесообразно использовать существующую систему кабельных фототелеграфных линий с таким расчетом, чтобы карты загрязненности попадали в указанные учреждения не позднее, чем на следующий день после выполнения авиационной съемки.

В тех случаях, когда фототелеграфные линии связи отсутствуют, необходимо выслать (сразу же после посадки самолета в аэро­порту) телеграфное донесение, в котором указываются координаты мест сбросов загрязнений, их вид и площадь распространения.

Если в процессе выполнения полета встретились случаи особо опасного загрязнения (например, мощные аварийные разливы нефтепродуктов), необходимо незамедлительно выслать специаль­ное донесение, указав в нем место, вид, примерную площадь за­грязнения, а если возможно, виновника сброса (название пред­приятия, судна, его тип, государственную принадлежность, порт приписки).