Задачі та система організації
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
§ 1. Цели и задачи авиационного контроля
Использование авиации для выполнения функций контроля за загрязнением природных вод позволяет:
а) осуществлять регулярные наблюдения и контроль за уровнем загрязнения и его изменениями во времени и пространстве;
б) проводить инспекционные обследования водных объектов независимо от их удаленности с целью обнаружения и пересечения сбросов нефтепродуктов и других отходов производства, контроля исправности работы очистных сооружений и т. д.;
в) проводить экстренные обследования аварийных загрязнений;
г) получать фотодокументы о виде и мощности сбросов загрязнений и их виновниках, необходимые для предъявления иска нарушителям;
д) обеспечивать информацией о состоянии загрязнения природных вод и источниках загрязнений заинтересованные организации.
§ 2. Организация авиационного контроля
Правильно и эффективно осуществлять авиационный контроль за загрязненностью водных объектов можно только путем организации систематических наблюдений и тщательного изучения полученных материалов, с целью вскрытия закономерностей хода процессов загрязнения, самоочищения вод и установления влияния на них гидрометеорологических, биологических и других факторов. Для такого изучения используются в первую очередь материалы авиасъемок загрязненности, которые выполняются регулярно на данном водном объекте, а также результаты химических анализов проб воды, отобранных на прибрежных станциях и судах. Систематический анализ этих материалов позволяет не только установить уровень загрязнения водного объекта в данный момент, но и следить за его изменениями во времени и пространстве, своевременно обнаруживать появление новых очагов загрязнений, выявлять изменения в объеме загрязненных сточных вод, сбрасываемых промышленными предприятиями и т. п.
На загрязненность водных объектов существенно влияют гидрометеорологические факторы: ветер, волнение, температура воздуха и воды, течения, колебания уровня воды и др. Они могут значительно изменить картину распределения загрязнений по площади района, хотя увеличения количества загрязняющих веществ при этом может и не происходить. Поэтому при анализе материалов натурных авиасъемок необходимо в первую, очередь оценить тот эффект, который произвели на распределение загрязнений гидрометеорологические факторы, действовавшие в предшествующий период. Учет их существенно повысит качество и степень сравнимости материалов наблюдений, выполненных в разное время, позволит более точно выявить районы, подверженные наиболее интенсивному загрязнению, и установить вид и происхождение этих загрязнений.
Все это даст возможность целенаправленно организовать систематические инспекционные облеты данного водного объекта и, следовательно, позволит наиболее эффективно осуществлять контроль за режимом его загрязнения.
Функции контроля (надзора) целесообразно осуществлять также попутно с другими видами авиаработ, ведущимися на данном водном объекте. Практически это означает, что для исследуемого района необходимо составить единый план авиационных работ, который охватывал бы инспекционные обследования и все виды авианаблюдений, проводимых на данном бассейне. При этом в каждом полете должен выполняться весь возможный комплекс гидрометеорологических наблюдений и должны осуществляться функции контроля.
Этот план должен быть увязан с судовыми и прибрежными наблюдениями, проводимыми на данном водном объекте, и согласован со всеми заинтересованными организациями. Необходимо также, чтобы план включал согласованную систему передач оперативной информации обслуживаемым организациям. Особое внимание при этом должно уделяться передаче карт загрязненности в учреждения, непосредственно выполняющие функции надзора за уровнем загрязнения природных вод в данном регионе. Для таких передач целесообразно использовать существующую систему кабельных фототелеграфных линий с таким расчетом, чтобы карты загрязненности попадали в указанные учреждения не позднее, чем на следующий день после выполнения авиационной съемки.
В тех случаях, когда фототелеграфные линии связи отсутствуют, необходимо выслать (сразу же после посадки самолета в аэропорту) телеграфное донесение, в котором указываются координаты мест сбросов загрязнений, их вид и площадь распространения.
Если в процессе выполнения полета встретились случаи особо опасного загрязнения (например, мощные аварийные разливы нефтепродуктов), необходимо незамедлительно выслать специальное донесение, указав в нем место, вид, примерную площадь загрязнения, а если возможно, виновника сброса (название предприятия, судна, его тип, государственную принадлежность, порт приписки).