9 місяців тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Проблема зарождения жизни интересовала челове­чество с глубокой древности. В сохранившихся летопи­сях народов стран Древнего Востока (Египта, Вавило­нии, Финикии, Индии и др.) неоднократно высказыва­ется мысль о том, что живые существа могут зарож­даться из неживой материи — земли, воды, ила, огня и т. п.

Ученые и философы древности допускали возмож­ность внезапного, случайного образования живого ор­ганизма. В силу исторической преемственности эти первоначальные идеи переходят и к потомкам. Идеи произвольного зарождения придерживались как сти­хийные материалисты, так и идеалисты.

В мифах древних народов были распространены взгляды на происхождение организмов по произволу духов. В свою очередь составители Библии воспользова­лись такого рода мифами древних вавилонян, персов и других народностей. В Библии, например, рассказывается о сотворении богом мира в шесть дней. По прими­тивным библейским представлениям на третий день были на Земле созданы растения (Бытие, гл. 1, ст. 11— 13) (Здесь и далее Библия цитируется по синодальному изда­нию. Спб., 1898). На пятый день «сотворил бог рыб больших и вся­кую душу животных пресмыкающихся, которых произ­вела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Бытие, гл. 1, ст. 21). На шестой день сказал бог: «…да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их». Затем создал «бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душею живою» (Бытие, гл. 2, ст. 7).

В Коране, священной книге мусульман, повторяют­ся те же легенды. Аллах наподобие библейского бога определяется как «тот, который сотворил небеса, зем­лю и то, что между ними, в шесть дней, а затем воссел на престол» (XXV, 60 и др.) (Коран цитируется по фрагментам, включенным А. Эмме в его книгу «Наука и религия о возникновении жизни на Земле». (М., 1951)). В одном месте Корана говорится, что «аллах сотворил всех животных из во­ды» (XXIV, 44), что «он тот, кто из воды творит род че­ловеческий» (XXV, 55), а в другом месте утверждает­ся, что аллах «сотворил человека из глины, как гон­чар» (LV, 13) или же что он сотворил человека, из «ко­мочка сгустившейся крови» (XCVI, 2).

Таким образом, в священных книгах христиан и мусульман содержится много нелепых и противоречи­вых утверждений.

В Библии, кроме того, имеются и представления о возможности повторного произвольного образования организмов из неживого материала органического про­исхождения. Так, мифический Самсон ел мед пчел, якобы возникших из внутренностей убитого им ранее льва (Кн. Судей, гл. 14, ст. 8—9).

В Древней Греции существовали две трактовки проблемы возникновения организмов.

Основатель стихийного материализма философ Фалес (ок. 624—547 гг. до н. э.) считал воду началом всех вещей, в том числе и первых организмов. Создан­ная им милетская школа в противоположность рели­гиозным взглядам стремилась объяснить возникнове­ние жизни, исходя из материального первоначала.

Представитель этой школы Анаксимандр (ок. 610— 546 гг. до н. э.) считал, что в воде под влиянием сол­нечного тепла первыми появились рыбообразные орга­низмы, покрытые колючей чешуей. По достижении известного возраста они стали выходить на сушу, а когда чешуя стала лопаться, эти животные изменили образ жизни. Таковы были первые наивные представле­ния стихийных материалистов.

Гераклит Эфесский (ок. 544 — ок. 483 гг. до н. э.), развивая взгляды милетцев, утверждал, что мир — «этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загораю­щимся и мерами потухающим».

Представители атомистического материализма древ­ности — Левкипп (ок. 500—440 гг. до н. э.), Демокрит (ок. 460—370 гг. до н. э.), Эпикур (341—270 гг. до н. э.) и Лукреций (ок. 99—55 гг. до н. э.) также предполага­ли возможность естественного, произвольного зарожде­ния организмов из тел неживой природы, без какого бы то ни было влияния божественных сил.

Но в той же Древней Греции зародилось и идеалис­тическое религиозное направление, которое боролось с материализмом. Одним из основных создателей рели­гиозной школы был философ-идеалист Платон (428/427—347 гг. до н. э.). Платон, как позднее и соста­вители канонической Библии, положил в основу своей философии примитивные представления древних на­родов о божественном создании мира и всего живуще­го. Он выдвинул идею о существовании бесконечной и бессмертной космической души — «психеи», частицы которой, вселяясь в природу, оживляют ее и наделяют всеми признаками живых существ.

Идеалистическое учение Платона о бессмертной душе оказало влияние на его ученика естествоиспыта­теля и философа Аристотеля (384—322 гг. до н. э.), колебавшегося между материализмом и идеализмом. По его мнению, неживая материя целесообразно орга­низуется под воздействием нематериального активного начала — формы. А бог есть форма форм. Одновременно Аристотель допускал и произвольное возникновение жизни. Так, он утверждал, что насекомые зарождают­ся из росы, при гниении навоза или от пота и из всяко­го рода грязи. Таким же путем появляются и более вы­сокоорганизованные животные: лягушки, саламандры и др.

В эпоху средневековья церковники охотно взяли из учения Платона и Аристотеля идеалистические взгля­ды на происхождение жизни и возвели их в догму.

«Схоластика и поповщина взяли мертвое у Аристо­теля, а не живое»,— читаем мы ленинский вывод на сей счет в его «Философских тетрадях». К этому выводу В. И. Ленин пришел, проследив развитие фило­софской мысли с древнейших времен. Так, епископ и злейший враг науки Августин (354—430 гг.), соединив христианские догмы с учением древних философов-идеалистов, проповедовал, что, подобно тому, как бог в виде исключения создал вино прямо из воды, бог так­же в виде исключения может заставить рождаться орга­низмы прямо из земли. В произвольном зарождении Августин видел проявление «могущества бога».

В XIII веке большое распространение получила тео­логическая интерпретация аристотелевского учения, данная в «Суммах» богослова Фомы Аквината (1225— 1274 гг.). По его мнению, зарождение может иметь место не только по произволу божьему, но и вследствие козней дьявола, который якобы «творит паразитиче­ских и вредных для человека животных».

В эпоху Возрождения, так же как и во времена сред­невековья, господствовали религиозно-идеалистические представления о произвольном зарождении. В этой свя­зи следует упомянуть очень колоритную фигуру уро­женца Швейцарии Парацельза (1493—1541 гг.). Он даже предложил рецепт изготовления гомункулюса — маленького человечка. Для этого он рекомендовал взять «известную человеческую жидкость» (мочу) и заставить ее гнить сперва семь суток в запечатанной тыкве, а потом в течение сорока недель в лошадином желудке, ежедневно добавляя к гниющей жидкости че­ловеческую кровь. В результате «произойдет настоя­щий живой ребенок, имеющий все члены, как дитя, родившееся от женщины, но только весьма маленького роста». Парацельз утверждал: «Бог не сотворил ни еди­ного тела без духа». По его мнению, во всех телах дей­ствуют духи — археи, и эти-то духи превращают нежи­вое в живое.

Первую попытку опровергнуть представление о про­извольном зарождении ныне существующих организ­мов и доказать утверждение английского ученого Виль­яма Гарвея (1651 г.) о том, что «все живое из яйца», сделал итальянский естествоиспытатель и врач Франче­ско Реди в 1668 г. Ф.Реди пришел к выводу: боль­шинство насекомых и червей самопроизвольно не за­рождается. Он сформулировал положение, что ныне «все живое от живого». Но будучи не свободен от рели­гиозных предрассудков, Реди, проявляя явную непо­следовательность, утверждал, во-первых, что в прош­лом по приказанию «творца» земля произвела первые растительные и животные организмы и, во-вторых, что некоторые организмы все же возникают самопроиз­вольно. К числу самозарождающихся он относил пло­довых «червей» (личинки насекомых) и внутренних паразитов животных. По его мнению, они возникают в «живых пластических соках своих хозяев». В ту мрач­ную пору даже это наивное, но новое предположение Реди вызвало бурю негодования среди церковников и философов-идеалистов. В ответ идеалист Валлисниери (1661—1690 гг.) писал, что даже паразиты не могут произвольно зарождаться, так как они сотворены одно­временно с Адамом, а к Еве попали с его ребром. До грехопадения они якобы выполняли роль санитаров и гигиенистов, очищая тело человека от отбросов, а после первородного греха были превращены богом во вреди­телей и с тех пор из поколения в поколение передаются человеку вместе с его половыми клетками.

Такого взгляда придерживалось большинство сто­ронников произвольного зарождения. Например, после­дователь Парацельза фламандец Ван-Гельмонт, религи­озно мыслящий философ (1577—1644 гг.) считал, что произвольное зарождение живого из неживого постоян­но происходит под влиянием духов — археев. Эти духи посредством ферментов влияют на землю и превращают ее в кристаллы, минералы, а также в «семена» рас­тений и низших животных. В земле с момента сотво­рения мира якобы существуют «семена» высших жи­вотных и человека. Археи же могут превращать их также и в организмы.

Пытаясь «опытным» путем доказать правоту своих взглядов, Ван-Гельмонт предложил следующий рецепт искусственного изготовления мышей: «Насыпьте в гор­шок зерна, положите туда костей и грязных тряпок, и поставьте в теплое место и две недели не заглядывайте туда, затем, по истечении этого срока, там обнаружат­ся либо живые мыши, либо «следы» от их пребыва­ния». По мнению Ван-Гельмонта, это архей, содержа­щийся в тряпках и костях, подействовала на зерно и «превратил» его в мышей.

С изобретением микроскопов расширилась сфера не­посредственного наблюдения. С помощью микроскопа ученым удалось обнаружить огромный мир микро­организмов.

В 1677 г. голландский натуралист А. Левенгук при помощи изготовленного им микроскопа, который уве­личивал более чем в 160 раз, открыл одноклеточные организмы, бактерии, а также сперматозоиды в семен­ной жидкости животных и человека. После этого от­крытия, начиная с XVIII века спор вокруг проблемы произвольного зарождения в основном сводился к вы­яснению того, могут ли самозарождаться микроорга­низмы.

Идею произвольного зарождения микроорганизмов поддерживали многие ученые XVIII и первой половины XIX века. Появился даже ряд специальных исследова­ний в подтверждение этого взгляда. Так, французский естествоиспытатель Пуше на 700 страницах своей кни­ги приводил опытные и теоретические доводы в пользу возможности произвольного зарождения микроскопи­ческих существ.

По утверждению Пуше, в настое из трав микроор­ганизмы погибают через сутки после приготовления от­вара. Через сутки из продуктов распада микроорганиз­мов начинают зарождаться новые организмы. Вначале они образуются в виде комочков, состоящих из зерен. На третий день эти комочки превращаются в округлые яички. Из яичек на пятый день образуются зародыши, которые, двигаясь, как бы стараются выбраться нару­жу. На шестой день заканчивается развитие этих су­ществ. Уплощенные, грушевидной формы организмы покрываются ворсинками и достигают длины от 0,42 до 0,56 миллиметра. Эти существа называются инфузо­риями.

Конечно, никакая инфузория не может возникнуть, как совершенно справедливо отмечал Ф. Энгельс, «из небольшого количества вонючей воды в 24 часа». Не­состоятельность опытов Пуше в 1859 г. выявил его соотечественник Луи Пастер. Он доказал, что если до­статочно хорошо прокипятить сенной настой или любой мясной бульон и хранить эти жидкости в строго стерильных условиях, то микробы не заведутся. Проки­пяченные Пастером мясные бульоны в запаянных кол­бах стояли сколько угодно долго и не портились. Как явствовало из опытов Пастера, Пуше просто не убивал в настое споры, из которых впоследствии и развива­лись простейшие организмы.

Однако реакционно мыслящие ученые и богословы и опыты Пастера пытались использовать в своих инте­ресах. Одни данные этих опытов приводили в доказа­тельство того, что жизнь создана вследствие единого акта «творения», другие — для того, чтобы отстоять представление о вечности жизни, о ее занесении на Землю с других планет.

Остановимся кратко на гипотезах вечности жизни во Вселенной.

Мысли о том, что жизнь на Землю была занесена из мирового пространства, высказывали еще древнегре­ческие философы-материалисты, например Анаксагор (ок. 500—428 гг. до н. э.).

В науке XIX века имело хождение мнение о том, что Вселенная заселена семенами (зародышами), или панспермиями. Особое распространение теории панспер­мий получили во второй половине XIX века. Выводы Л. Пастера о том, что и бактерии, которые считались наипростейшими представителями жизни, не возни­кают непосредственно из неживых веществ, были под­хвачены многими учеными, чтобы доказать, что живые существа могут возникнуть только от себе подобных и, стало быть, живое вечно существует во Вселенной и лишь переносится с одной планеты на другую.

В 1884 г. физик Гельмгольц высказал мысль, будто жизнь на Землю занесена вместе с метеоритами. Швед­ский ученый С. Аррениус в начале XX в. выступил против этой гипотезы, предложив свою, по которой вы­ходило, что простейшие живые формы могли быть за­брошены на Землю силой давления световых волн.

Идеи о возможности существования жизни и на других планетах в это время не были столь уж новы­ми: такое предположение высказывал еще польский астроном Николай Коперник (1473—1543 гг.). Однако если жизнь существует на других планетах, то вполне закономерен вопрос: могут ли живые организмы пе­ребрасываться с планеты на планету? Но на этот во­прос наука отвечает отрицательно.

В межпланетных и межзвездных пространствах нет никаких условий для жизни: ни воды, ни пищи, ни тепла. Температура близка к абсолютному нулю, то есть к —273°.

Но эти условия сами по себе еще не являются пре­пятствием для перенесения различных микроорганиз­мов с планеты на планету под действием световых лу­чей или вместе с космической пылью. В брошюре «Сущ­ность жизни и ее проявления» мы уже говорили, что просто устроенные живые организмы, находясь в сос­тоянии анабиоза, могут длительное время выдерживать охлаждение, близкое к абсолютному нулю, или очень высокую температуру и другие неблагоприятные для жизни условия. Дело, однако, в том, что межпланетное пространство пронизывается огромным количеством коротковолновых космических лучей, которые убивают живые организмы, даже в состоянии анабиоза и при сверхнизких температурах. Вот эти-то лучи и послужи­ли бы непреодолимым препятствием для перенесения «зародышей» жизни с планеты на планету путем «све­товых волн», на космической пыли или на поверхности малых метеоритов.

Но, может быть, перенос живых организмов с пла­неты на планету возможен, если бы они оказались внутри метеоритов? Нет. И вот почему. Большинство метеоров, или небесных камней, входя в атмосферу, нагреваются до нескольких сот градусов и сгорают. Тщательные исследования тех метеоритов, которые не успели сгореть и упали на Землю, показали, что они не содержат в своем составе никаких следов жизни.

Таким образом, к началу XX столетия проблема происхождения жизни оставалась неразрешенной. В этом вопросе господствовали не научные, а религи­озные взгляды.