1 рік тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Мы уже говорили, что человек возник в результате эволюции животных примерно миллион лет тому на­зад. Своим выделением из царства животных человек обязан прежде всего труду. Животные из высшей груп­пы млекопитающих приматов, приспосабливаясь к из­меняющейся обстановке, стали вести наземный образ жизни, где им приходилось часто пользоваться перед­ними конечностями. Вследствие этого животные посте­пенно приобрели прямостоячую походку. При помощи рук им удается вначале случайно, а затем все более постоянно употреблять некоторые предметы для целей защиты и нападения. Постепенно возникает потреб­ность систематического использования таких предме­тов, которые приобретают характер орудий труда. Затем эти животные научаются изготовлять различные орудия труда. И на данном этапе животное становится человеком.

Человек с самого начала является существом обще­ственным. Не в одиночку, а вместе с собратьями своими он добывает пищу, преодолевает трудности, защищает­ся от опасностей. В процессе труда у него формируются мышление и язык. Приобретенные трудовые навыки человек вначале передает своим потомкам непосред­ственно в производственной деятельности, а затем при помощи понятий как ступенек познания действитель­ности. То обстоятельство, что все живое вокруг нахо­дится в непрерывном развитии от простого к сложному, является неопровержимым доказательством того, что человек прошел определенные этапы развития. Пока­зателем исторических ступеней развития человека яв­ляются его орудия труда. Археологические раскопки свидетельствуют, что на разных ступенях развития че­ловек пользовался сначала каменными, затем бронзо­выми и наконец железными орудиями труда. Но со­циальной эволюции человека предшествует биологиче­ская эволюция.

По сохранившимся костям установлено, что суще­ствует ряд ступеней в развитии биологической органи­зации человека. Первым человеком на земле наука считает питекантропа, который был переходной ступе­нью от животных к человеку. Внешний облик питекан­тропа очень напоминает человекообразных обезьян. По­лусогнутые в коленях ноги, длинные руки, далеко вперед выдвинутая нижняя челюсть, развитые над­бровные дуги, отсутствие подбородка и покрытое шерстью тело говорят о том, что питекантроп (в переводе на русский язык это название означает обезьяночело­век) выходец из царства животных. Но недаром его изображают с тяжелой палкой в руке. Кости питекан­тропа найдены на острове Ява. По этим костям можно заключить, что питекантроп жил 1 000 000—800 000 лет тому назад.

Более близким к современному человеку является следующий тип — синантроп. Остатки этого типа чело­века впервые обнаружены в Китае, поэтому он и назы­вается синантроп (Сина по-русски означает Китай). Синантроп жил в Азии, Африке и Западной Европе примерно 800 000—200 000 лет тому назад. По своему физическому облику он был более похож на современ­ного человека. Очень важно, что он умел владеть огнем. В пещере, где обнаружены кости синантропа, найдена зола и обожженные кости животных. Синан­троп просуществовал на земле довольно долго, создав основу для возникновения следующего типа — неандер­тальца. И наконец примерно 40 000 лет тому назад появляется человек современного физического типа, который был расселен повсеместно. Не надо понимать дело так, будто различные типы людей только и возни­кали с целью смениться другим типом. Эволюция фи­зического облика человека совершается по естествен­ным закономерностям, к которым относятся прежде всего совершенствование орудий труда, укрепление общественных отношений, развитие познания. Один тип человека от другого отличают по строению черепа, рук, ног и тазобедренного сочленения.

Социальная эволюция человека тоже имеет перио­дизацию. По типу орудий труда выделяются Дошельская, Шельская, Ашельская, Мустьерская, Ориньякская, Солютрейская и Мадленская (Название того или иного типа культуры обусловлено тем, что человек в разные этапы своего развития употреблял разные типы орудий труда. Название им дано по местности, где впервые обнаружены эти типы орудий труда) культуры. Для Дошельской культуры характерно употребление бесфор­менных осколков камней. Шельская соответствует тому периоду, когда употреблялись грубо обитые кам­ни и началось освоение огня. Ашельская изобрела и совершенствовала каменные рубила. Мустьерская на­чинается с того периода, когда каменные орудия чело­век стал приспосабливать к определенной работе, на­учился добывать огонь. В это же время появляются на­чатки изобразительного искусства.

Во время Ориньякской и Солютрейской культур люди пользуются костяными орудиями, совершенству­ют каменные орудия, развивают искусство. И, наконец, в Мадленскую эпоху наряду с совершенствованием ору­дий труда людям удается приручить волка, достигает высокого развития искусство и впервые появляется религия. Это было примерно 15 000 лет тому назад.

Религия также имеет свою историю. Первобытная религия проявлялась в том, что человек обожествлял все непонятные для него явления и грозные силы при­роды. Богов у людей древности было множество, и они обращались со своими божествами весьма непочтитель­но. Перед тем, как идти на охоту, люди задабривали бо­гов, мазали жиром, просили помочь, а если охота ока­зывалась неудачной, богов колотили, сжигали.

Несколько слов об изменении структуры общества. Человеческое общество вначале напоминало стадо жи­вотных. Особенностью этих людей переходного этапа было то, что они еще не изготовляли орудий труда. Им приходилось использовать то, что давала природа. Гру­бые дубины, кости больших животных служили ору­диями нападения и защиты. Ученый Иенс Бьери, изу­чающий историю человека, пишет: «Эти первобытные существа совсем не похожи на мирных лесных обезьян, передвигающихся на четвереньках. Они ходят выпря­мившись, с орудиями в руках, легко бегают по рав­нинам.

Их орудия сделаны не из камня — это либо огром­ная необтесанная дубина, либо большая кость, либо целый череп антилопы вместе с рогами. Если кость-дубинка растрескается, ее осколки с острыми краями используются как ножи для свежевания мяса» (И. Вьери. Затерянный мир Калахари.М., 1963, стр. 16).

Первобытное стадо перволюдей постепенно пере­растает в кровнородственную орду. Здесь люди оказы­ваются связанными между собой по степени кровного родства. К этому же времени они научаются изготов­лять первые каменные орудия. Основной формой труда было в то время собирательство.

До сих пор на земле существуют бродячие племена людей, которые сохранили кое-какие остатки первобыт­ных отношений. Это бродячие группы бушменов — дикарей, населяющих центральные районы Африки, а также коренное население Австралии. Жизнь этих людей сводится к непрестанному собиранию пищи. Они едят корни, ягоды, листья растений, бабочек, дру­гих насекомых и их личинки. Охотятся на ящериц, мышей, белок, разных птиц и крупных животных. Для них оказывается все съедобным.

Наши первобытные современники еще не умеют вы­ращивать растения и приручать животных. Зато изготовляют отличные каменные топоры, копья и т. п.

Например, Ганс Дамм так описывает жизнь корен­ных австралийцев: «В быту у австралийцев есть одна особенность, отличающая их от многих других народов земного шара: весьма своеобразный способ добывания пищи. При всей своей кажущейся примитивности он крайне нелегок, ибо стоит туземцам огромных усилий. Их способ хозяйствования требует большой наблюда­тельности и хорошего знания окружающей природы, без которых австралийцы вообще не могли существовать. Ведь они не возделывают почву, не занимаются живот­новодством! Пищу они добывают себе главным образом собиранием съедобных растений, плодов и насекомых и добыванием мелких животных. Это делают женщины и подростки. Мужчины охотятся на птиц и крупных животных. Такой формой хозяйства, основанной исклю­чительно на собирательстве и охоте, определяются, ес­тественно, быт и общественные отношения австралий­цев. Это простейшая форма хозяйства в истории человечества. Она, пожалуй, более всего напоминает предполагаемое первобытное состояние людей» (Г. Дамм. Канака — люди южных морей. М., 1964, стр. 28).

Но продолжим рассказ о развитии человеческого общества. Первобытная община с появлением земледе­лия и животноводства стала разлагаться. Эти отрасли хозяйства дали возможность человеку производить за единицу времени значительно больше продукции, чем он потребит сам. Бесплатный труд пленников, обра­щенных в рабство, содействовал производству избыточ­ного продукта. Стали появляться рабовладельцы. Так разложение первобытной общины породило рабовла­дение.

В эпоху рабовладения человечество изобрело пись­менность, сделало ряд открытий. В это время оформи­лись зачатки научных знаний. Тогда же и религия приобрела ее современный вид.

Далее следуют феодализм, капитализм и наконец социализм — закономерно сменяющие друг друга об­щественные формации. Источником движения каждой из них являются развитие орудий производства и возникающее при этом изменение способа производства и соответствующих им производственных отношений.

Таков в очень упрощенном виде путь развития об­щества.

Современный человек, пользующийся космическими ракетами и мечтающий посетить далекие звездные ми­ры, выглядит, конечно, титаном по сравнению с перво­человеком, неумело употреблявшим обломок камня. Но животное происхождение человека отнюдь не уни­жает его. Наоборот, оно вселяет уверенность, что буду­щее человека зависит от него самого. По этому поводу замечательный ученый Гексли писал: «Мыслящий человек, который избавился от предрассудков, найдет в своем происхождении подтверждение своих блестя­щих способностей, а его непрерывный прогресс в про­шлом будет реальным основанием для веры в то, что человечество имеет перед собой большое будущее».

Библейская история происхождения человека до­вольно широко известна. Поэтому мы не будем повто­рять ее здесь во всех подробностях, но попытаемся посмотреть на нее с позиций здравого смысла.

Итак, в книге Бытие повествуется, что всемогущий взял кусок глины, вылепил человека по образу и подо­бию своему и вдунул в него душу. Как видим, к сотво­рению человека бог отнесся со всей серьезностью. Он действует не вслепую, но заранее знает, что человек будет похож на него самого. Но, к сожалению, Библия не сообщает некоторых подробностей творения человека. Например, все ли органы лепились отдельно, а по­том помещались в тело? Ведь такие сведения пролили бы некоторый свет и на личность самого бога. На самом деле, если Адам вылеплен по образу и подобию бога, то, значит, и у бога должны быть такое же пищеваре­ние, тот же пол и те же болезни, скажем, язва желудка. Но и без этих вопросов немало чудес совершается далее. Читаем Библию: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Бытие, 2: 19). Обязанность, ко­нечно, почетная, но, прямо скажем, затруднительная. Ведь бедняга Адам не успел даже осмотреться, не про­жил и одного дня, когда получил первое задание от бога. Надо полагать, Адам был самым выдающимся ес­тествоиспытателем, если ему удалось определить всех животных. Интересно, каким он методом пользовался, может быть, он определял по степени родства… Нет, едва ли. Ведь он их видел в первый раз, и среди такого многообразия трудно было установить не только род­ство, но, пожалуй, и внешнее сходство. Библия не сооб­щает, был ли у Адама микроскоп — ведь многие жи­вотные невидимы простым глазом. Но не будем строить догадки. О том, каким образом Адам управился со своей задачей, история, то бишь Библия, умалчивает, предоставляя нам удивляться и восхищаться необык­новенной одаренностью нашего далекого предка. Да и как не восхищаться: ведь любой нормальный человек, пошедший в небольшой зоопарк, где на каждой клетке висит название животного, может проходить там не менее трех-четырех часов. А попробуй он дать название хотя паре незнакомых животных, то по достоинству оценил бы, каково было бедному Адаму определить всех животных, число которых превышает миллион, не считая беспозвоночных и ископаемых животных.

Подумайте еще и о другом. Рай, в котором Адам жил до грехопадения, находился, вероятно, где-то на суше, раз там росли деревья, текли реки и т. д. В та­ком случае как могли морские животные прийти к Адаму, чтобы получить свое название? Забавную кар­тину можно представить с этим парадом всех живот­ных, шествующих с колоссальной скоростью. А расте­ния обижены совсем ни за что: Библия не считает их живыми и, наверное, поэтому растения остались без названий. Правда, значительно позже некоторые уче­ные-идеалисты пытались исправить оплошность соста­вителей Библии, придумывая различные сорта душ. По их классификации, душа деятельная, активная яко­бы дарована животным, душа мыслящая — человеку, а душа самого низкого сорта — душа растительная — растениям. Но как бы ни старались эти ученые, Библия никакой классификации душ не дает. Больше того, носителем жизненной силы, души она считает кровь. Откуда же в растениях душа, если в них нет крови? По этому критерию из царства живого выпадают не только растения, но и многие животные, например, медузы, актинии и другие морские животные, у кото­рых вместо крови во внутренней среде организма обра­щается вода.

Но продолжим рассказ о том, как выглядит проис­хождение человека по Библии. Итак, бог создал Адама. А несколько дней спустя он решил осчастливить Ада­ма, создав ему жену. Не женщину вообще, а именно жену. Как вы помните, Адама бог вылепил из глины, а Еву решил сделать из Адамова ребра. Видимо, глина оказалась не совсем подходящим материалом для вы­ражения сущности женщины. Но обратимся к тексту «священной» книги. «Бог… взял одно из ребр его (Ада­ма.— 3. М.), и закрыл то место плотию. И создал Гос­подь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Бытие, 2: 21—22).

Что же Адам? Он не растерялся, увидев женщину, он воскликнул: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взя­та от мужа (своего)» (Бытие, 2: 23).

Мы уже отмечали, что создавать живое, тем более человека, из глины или из кости невозможно. Но здесь мы хотим обратить внимание на такие обстоятельства. Допустим, что и правда у прародителя рода челове­ческого было взято ребро для производственных надоб­ностей. Значит, на одной стороне грудной клетки (Биб­лия не сообщает, с какой именно стороны взято ребро) ребер будет на одно меньше. Этот признак, передаваясь по наследству, должен быть у всех мужчин и теперь. Но известно, что мужчины и женщины имеют одинако­вое количество ребер, расположенных симметрично по обеим сторонам груди. Это во-первых.

Во-вторых, Бог вынимал ребро у Адама, наведя на него сон. Коли так, то Адам не должен был чувствовать этой операции. Но наш необыкновенный предок, едва увидев женщину, бодро восклицает: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Как он догадался, что это кость от кости его? Ну, хорошо, как бы там ни было, допустим, что Ева — его кость, ибо бог как ис­ходный материал брал ребро, и это отмечено в Библии. Но откуда взялась плоть? Почему женщина оказывает­ся не только костью от кости Адама, но и плотью от плоти? Выходит, бог заимствовал и плоть Адама? Но об этом нигде в Библии не написано. А с чего бы это? В мифологии язычников имеется много рассказов о происхождении человека. В одних сообщается, что че­ловек данного племени происходит от черепахи. Дру­гие племена считают, что происходят от змеи или от других животных. Но среди мифов есть и очень похо­жие на библейскую легенду о происхождении человека. Языческие мифы сочинены задолго до появления «священной» книги христиан. И достаточно сличить тексты, чтобы стало ясно, что именно эти мифы легли в основу библейского сказания о происхождении чело­века. Уже на ранних ступенях развития человек лепил своих идолов из глины. Те племена, которые считали, что они происходят от различных животных, лепили в качестве своих богов фигуры этих животных. Но мно­гие считали, что духи или боги не отличаются от самих людей и делали своих богов похожими на людей. Так получилось, что древние люди «подсказали богу» ма­териал для сотворения Адама. Правда, Библия вопреки очевидности изобразила дело таким образом, что не человек лепил из глины своих богов, как это было на самом деле, а бог будто создал человека, вылепив его из глины.