11 місяців тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Одним из библейских чудес является всемирный потоп. Мы не станем тут говорить о том, был он или не был, возможен он или нет. Нас библейский рассказ о всемирном потопе интересует с единственной точки зре­ния — с биологической. Поэтому и причинам, вызвав­шим у бога желание столь жестоко наказать человека, здесь мы внимания не уделим. Начнем прямо с библей­ской цитаты, в которой содержится распоряжение, отданное всевышним праведнику Ною: «И сказал (Господь) Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сде­лай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.

И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье (жилье).

И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.

Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ков­чег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

Введи также в ковчег (из всякого скота, и из всех гадов, и) из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут…

Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе, и будет она для тебя и для них пищею» (Бытие, 6: 13-19; 21).

Позволим себе задать несколько вопросов в связи с этой цитатой. Во-первых, за что бог карает такой страшной карой животных и растения? Ведь грешили-то люди, а не животные и уж, конечно, не растения. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что мла­денцы и древние старцы не были повинны в грехе, ко­торый вызвал такой сильный гнев у бога. За что же этих безвинных наказывать? Это же просто несправед­ливо, а Библия бога называет милосердным. Хорошень­кое милосердие, нечего сказать! Иначе, как жестоким, бога не назовешь.

Но может быть, всевышний хотя бы последователен и твердо придерживается раз принятого решения? Ни чуть не бывало! Перечитайте приведенный нами отры­вок из Библии. То бог объявляет, что истребит «всякую плоть, в которой есть дух жизни», то тут же оставляет в живых не только Ноя, но и всю его семью; для чего-то решает погубить «все, что есть на земле», и по столь же непонятным причинам дарует жизнь «от всякой плоти по паре». Вероятно, бог знал, что оставленные им в живых люди и животные снова расплодятся и насе­лят землю. В таком случае зачем уничтожать правого и виноватого, если представители и людей и животных оставляются в живых и еще неизвестно, лучшие ли представители удостоились такой милости. А если уж все живое заслужило гибели, то зачем оставлять «вся­кой твари по паре?» Ну, а когда вся эта затея с пото­пом в самом главном содержит столько нелепостей, ждать разумного в деталях ее осуществления не при­ходится.

Начнем с ковчега. Трехэтажный корабль длиной сто пятьдесят девять метров и шириной почти двадцать семь метров. Посудина, конечно, не малая. Однако не­возможно поверить, чтобы по паре представителей всех животных могли в нем поместиться — ведь это должно быть больше двух миллионов пассажиров! Самые боль­шие зоосады мира не имеют и сотой доли животных земли, а они по размерам гораздо вместительнее, неже­ли Ноев ковчег.

Кроме того, всех обитателей ковчега нужно было кормить в течение всего периода потопа. А сколько времени продолжалось это бедствие? На этот вопрос «священное писание» ответа не дает. «И продолжалось на земле наводнение сорок дней (и сорок ночей)»,— сообщается в 17 стихе седьмой главы книги Бытие, а в 24 стихе той же главы говорится, что вода «усилива­лась на земле сто пятьдесят дней».

Мы не будем добавлять к этому еще и время (кста­ти, столь же неопределенное, см. Бытие, VIII: 13—14), необходимое на то, чтоб вода убыла (снова вопрос: а куда вода делась, если потоп всемирный?).

Даже если взять из всех называемых Библией сро­ков самый малый — сорок дней и сорок ночей,— все равно страшно подумать о том, сколько надо еды, что­бы такую ораву прокормить. Ведь питательных табле­ток на все вкусы тогда не производили. Чем же Ной должен был кормить своих пассажиров? Вы помните, что бог, создавая животных и человека, определил в пищу им травы и плоды деревьев. Теперь произведите весьма приблизительный подсчет: сколько нужно пи­щи, чтобы в течение сорока дней прокормить два мил­лиона животных, Ноя, его жену и трех его сыновей с женами? При этом учтите, что в ковчеге были не одни кролики, а и коровы, и слоны, которые съедают во мно­го раз больше, чем кролики. Наверное, вы уже догада­лись, что Ною понадобилась бы громаднейшая флоти­лия для одних только запасов пищи, а ведь нужна бы­ла еще и пресная вода для питья. Ной же должен был обходиться одним ковчегом, наглухо закупоренным (в 13 стихе VIII главы книги Бытие говорится, что когда не осталось следов потопа, «открыл Ной кровлю ковче­га»). Не трудно представить, что делалось в этой кон­сервной банке: ее население должно было страшно страдать не только от голода и жажды, но и от удушья. Картина рисуется еще более ужасная, если учесть, что среди обитателей ковчега было немало хищников, о запасах пищи для которых бог не отдавал никаких распоряжений: ведь они должны были пожирать жи­вотных, какими привыкли питаться до потопа.

Зрелище представляется кровавое и нелепое: на ковчеге было всяких животных только по паре, и, если не погибли от голода хищники, значит, не осталось травоядных, и, стало быть, нарушен приказ бога. Или, может быть, бог заменил хищникам органы пищеваре­ния, чтобы они могли питаться травой? Но такого рас­поряжения всевышний не отдавал, как свидетельствует Библия.

Еще один важный вопрос. Отбор животных — зада­ча весьма нелегкая. В природе существуют очень сход­ные виды, и отличить их друг от друга может только специалист. Надо полагать, что у Ноя были исчерпы­вающие познания в области зоологии. Ему должна быть известна и систематика животных, и их физио­логия. Но даже если Ной обладал столь обширными знаниями, ему еще нужно было как-то собрать всех животных, одни из которых жили в Австралии, другие в Америке, третьи на других материках. Ведь на этот раз бог не приказывал всем животным явиться на ков­чег, как в день творения он привел их к Адаму. Значит, Ной сам должен был собрать всех своих пассажиров. Задача, прямо скажем, трудная, особенно если учесть, что времени на все у Ноя было только восемь дней.

И последнее. Мы уже отмечали, что Библия исходит из древнего верования, что носителем жизни является душа, которая плавает в крови. Следовательно, после потопа на земле должны были остаться лишь живот­ные, имеющие кровь. Черви, улитки и все другие беспозвоночные животные не были приглашены на ковчег и, значит, погибли. Никаких распоряжений о спасении растений бог также не отдавал. Остается задать послед­ний биологической вопрос: если растения и беспозво­ночные животные погибли во время потопа, а после потопа, как известно из Библии, заново не создавались, то откуда они взялись на нашей земле? Либо не было потопа, либо все животные и растения появились на нашей планете по естественным законам, без вмеша­тельства божественной силы.

Как видим, наука камня на камне не оставляет от библейского мифа о происхождении жизни на земле.

Именно поэтому некоторые ученые-идеалисты, пы­таясь спасти религию, стали придумывать различные «жизненные силы», «души». Так возник витализм и его разновидности, являющиеся ни чем иным, как бо­лее гибкой формой религии, или, как говорил В. И. Ле­нин, очищенной религией. К числу «жизненных сил», придуманных виталистами, относятся энтелехия, раз­личные иды, иданты, плазмогены и т. д. Сохраняя биб­лейскую мысль о «жизненной силе», они лишь меняют названия по мере развития научных знаний и проник­новения человека в структуру живых тел.

Прогресс научных знаний показывает, что идеали­стические поиски «души» и других нематериальных начал не приводят к успеху.

Живая система не является носительницей каких-то «жизненных сил». Жизнь есть свойство белка, который движется без вмешательства божества. Между прочим, следует отметить, что и механицизм, который боролся с витализмом, в конечном итоге тоже не может освободиться от религиозного мистицизма и так или иначе приходит к богу.

Например, в период господства идеи неизменности видов животных и растений возникла теория преформации. Ее появление связано с изобретением микроскопа. Этот прибор открыл перед людьми мир невидимых мел­ких живых организмов. Под микроскопом стали рас­сматривать также половые клетки животных и челове­ка. Недостаточно четко разобрав строение клетки, неко­торые ученые пришли к выводу, что в этих клетках содержатся мелкие зародыши, которые затем лишь уве­личиваются в размерах. Получалось, что бог, создав Адама и Еву, по существу, создал все последующие поколения людей, вложив их в виде очень мелких заро­дышей в половые клетки Адама и Евы. Нашлись даже такие последователи преформизма, которые подсчита­ли, сколько поколений зародышей было в яичниках Евы. Эта «теория матрешек», как видите, тоже привела к признанию творческой роли бога. Но успехи науки показали, что в клетках не содержится никаких заро­дышей, и «теория матрешек» выброшена из научного обихода за непригодностью.

Борьба науки с витализмом продолжается до сих пор, но мы не имеем возможности остановиться здесь на анализе различных проявлений идеализма. Скажем только, что как бы ни старались защитники религии утвердить в умах людей идею о боге-творце, прогресс науки, сама наша жизнь, человеческая практика с не­избежностью опровергает все приспособленческие вы­крутасы как богословов, так и их просвещенных по­мощников из лагеря идеализма. Только материалисти­ческая наука способна воссоздать и воссоздает истин­ную картину происхождения жизни на Земле.

Наука доподлинно установила, что всемирного по­топа не было и не могло быть по той простой причине, что никогда на Земле не было столько воды, чтоб за­топить все и «на пятнадцать локтей» подняться выше самых высоких гор (Бытие, VII: 19—20), если учесть, что самая высокая гора Эверест возвышается на 8 882 метра над уровнем моря.

А о боге можно сказать только одно: его тоже ни­когда не было и нет. Это доказывает нам весь живот­ный и растительный мир, возникший и развивающийся по законам природы и в постоянном противоречии с волей бога. Как уж тут говорить о воле бога, без кото­рой будто даже волос с головы человека упасть не может, если даже всем известный трусливый заяц не подчинился приказу всевышнего: прочитайте 6 стих XI главы библейской книги Левит, и вы сами убедитесь, что бог задумал зайца как жвачное животное с нераздвоенными копытами. Ну, а кому не известно, что заяц не имеет копыт, что он грызун, а не жвачное?