«Думаючі» машини
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Кибернетика в значительной степени уже машинизировала расчетную часть научного, технического и хозяйственного анализа, поставила на новые рельсы работу конструктора, необычайно расширила возможности автоматизации и управления.
Разработанная к настоящему времени аналогия между работой кибернетической машины и живым мозгом помогла не только проверить ряд новых гипотез о работе центральной нервной системы при помощи метода моделирования, но и вплотную подойти к практическому созданию систем, по своим функциям, конструкции и характеру работы приближающихся к мозгу. Создание таких систем — важнейшая задача бионики. Она разбивается на несколько самостоятельных и сложных вопросов, которые в свою очередь также могут быть подразделены. Основные из них следующие:
1. Моделирование отдельных функций центральной нервной системы, таких, например, как способность к обучению, самообучению, самоорганизации, самонастройке, самокоррекции, способность к обобщению и синтезу, образованию понятий, образов, способность к анализу, классификации, узнаванию и т. п.
2. Моделирование основных свойств и элементов центральной нервной системы, например образования временной связи, нервной клетки (нейрона), и т. п.
3. Исследование некоторых характеристик работы основных блоков машины «живой мозг».
4. Исследование принципов конструирования систем с огромным числом элементов.
5. Чрезвычайная миниатюрность и экономичность мозга.
6. Надежность работы мозга.
Остановимся коротко на каждом из этих вопросов. Первый из них — вопрос о некоторых свойствах мозга, которые лучше назвать способностями мозга. Проблемой обучаемости информационных машин (а именно под этим углом зрения современная наука рассматривает центральную нервную систему) интересуются биология, физиология высшей нервной деятельности, психология, теоретическая, техническая и биологическая кибернетики. Со своих позиций к этому вопросу подходит бионика, которая изучает принципы обучаемости и самообучаемости живого мозга с целью использования полученных при этом знаний для построения аналогичных технических систем.
Конкретная направленность технических устройств всегда связывает подобные исследования с совершенно определенными практическими задачами. Основная из них: построение устройств для автоматического чтения рукописного текста и автоматического восприятия устной речи человека. В настоящее время рассматривают возможность решения этой задачи единственно на пути разработки совершенных обучаемых и самообучаемых машин, а для этого необходимо обратиться за примерами к живой природе.
На первый взгляд, могут показаться странными затруднения, которые здесь возникают. Ведь мы великолепно владеем способностью обучаться. Что ж нам так прямо и не использовать наши знания о том, как мы это делаем при построении обучаемых и самообучаемых машин? Зачем специальные бионические исследования? А дело оказывается просто в том, что люди сами не знают толком, с необходимой детализацией, как они учатся, как приобретают опыт, как протекает у них процесс творчества, распознавания и т. п. Чтобы разобраться в механизмах, ответственных за протекание этих процессов, необходимо изучать их на живом материале.
Сейчас уже сделаны первые шаги в изучении этих механизмов на живом объекте и на математических и инженерных моделях.
В Калифорнии молодой американский ученый Ф. Розенблат и в Киеве молодой советский ученый В. Ковалевский построили первые варианты узнающих обучаемых машин. Эти машины в настоящее время после прохождения специальных «курсов обучения» могут уверенно распознавать нарисованные рукописные знаки и простые геометрические фигуры, такие, как круг и прямоугольники.
Молодые московские ученые М. Бонгард и М. Браверман ведут исследования, программируя узнающие машины на универсальных вычислительных машинах. Если электронные машины позволяют воочию представить себе инженерные трудности, которые предстоит преодолеть, то программное построение (как часто говорят, моделирование) узнающих машин позволяет без больших затрат денежных и материальных средств проверять различные принципы работы таких машин. Все они основываются на глубоком изучении биологических исследований и проведении специальных проверочных экспериментов.
Моделирование условного рефлекса и нервной клетки начали кибернетики для того, чтобы исследовать основные элементарные звенья работы центральной нервной системы — основного управляющего органа живого существа. Но оно всегда ограничивалось построением либо демонстрационных моделей вроде всевозможных игрушек: «мышей», «черепах», «лисиц» и т. п., либо условных электронных моделей для экспериментальных исследований их динамики и сравнения с динамикой животного. Кибернетические игрушки делали в основном инженеры, большей частью поверхностно знакомые с биологией. Условные же модели строили биологи, которые обычно плохо знают технику. Однако вся эта работа не прошла даром.
Бионика указала на ряд практически важных задач, в которых эффективно были использованы перестраивающиеся в процессе работы сети из пороговых элементов — основных элементов всех кибернетических игрушек и условных электронных биологических моделей. Ей удалось также найти хорошие инженерные решения для эффективного построения таких сетей.
Наиболее интересны задачи использования таких адаптирующихся пластических систем для автоматизации управления сложными технологическими процессами. Постоянные изменения большого числа параметров, которые необходимо контролировать, и основанные на интуиции пределы, в которых должны находиться эти параметры в тот или иной момент, делают такие процессы чрезвычайно дорогостоящими и требующими высококвалифицированных кадров. Использование приспосабливающихся систем автоматического управления сыграет огромную роль в деле резкого повышения экономичности этих процессов.
Изучение аналогии между работой современных универсальных вычислительных машин с программным управлением и работой мозга, начатое опять же кибернетиками, привело к интересному положению. В любой универсальной вычислительной машине можно легко выделить пять частей: входное устройство, выходное устройство, запоминающее устройство, арифметическое устройство и устройство управления.
Естественно было рассматривать входное устройство как аналог системы чувствительных органов животного, выходное устройство как аналог системы нервных окончаний, воздействующих на его «исполнительные органы» — мышцы и железы, а совокупность устройств — управления, арифметического и запоминающего, как аналог центральной нервной системы. Выделить в мозгу части, ответственные за вычисления, запоминание и управление этими процессами, оказалось делом далеко не таким простым. Возник вопрос: возможно ли вообще выделить в работе мозга эти функции, и в принципе: разделяются ли они в мозге пространственно?
В настоящее время в результате большой работы, проделанной в области построения обучаемых и приспосабливающихся машин, стало ясно, что современная универсальная вычислительная машина как аналог мозга не является вполне удовлетворительной. Механизмы мозга, осуществляющие функции переработки, запоминания и информации и управления этими процессами, по всей вероятности, в значительной своей части содержат, помимо элементов дискретного, релейного, переключательного действия, элементы, которые действуют непрерывно. Изучение механизмов, осуществляющих эти функции, представляет одну из очень важных задач бионики. Наиболее актуально и четко здесь стоит вопрос о способах регистрации, хранения и считывания информации в живом мозге. Можно сказать, что это самая «теоретическая» проблема бионики, так как именно в этой области и сама биология располагает очень малыми знаниями.
Таким образом, здесь бионикам предстоит провести еще большие непосредственно биологические исследования, прежде чем строить какие-либо технические устройства. Однако сейчас можно выявить целый ряд «технических» характеристик живого мозга, связанных с осуществлением функций запоминания и переработки информации. Это также представляет большой практический интерес, ибо указывает пределы возможного или, как сказали бы математики, дает верхние оценки сложности технических систем, если считать живой мозг «потолком» возможного.
Так, известно, что мозг содержит около 10 миллиардов нервных клеток и около 10 триллионов нервных «проводов». Как организовать процесс построения таких сложных систем? Ясно, что это нельзя делать вручную. Более того, здесь не подходят известные методы автоматизации. Может быть, «выращивать» вычислительные машины так же, как вырастает постепенно мозг? Ученые серьезно исследуют эту возможность. Советский математик А. Колмогоров и американский математик Дж. Нейман описали математические принципы построения машин, которые бы сами себя доращивали и воспроизводили бы себе подобных. Однако, как говорят, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается! Сейчас проводятся только самые первые экспериментальные исследования этой возможности. Они основываются на способности кристаллов расти в концентрированных растворах.
Важно отметить, что современные универсальные вычислительные машины содержат не более нескольких сотен тысяч элементов и соответственно нескольких миллионов соединений. При сравнительной простоте такие машины имеют огромные размеры и занимают жилую площадь куда большую, чем приходится на целую человеческую семью. Это устройства стационарного типа, которые «не выносят» жары, мороза, сырости, тряски и тому подобных неприятностей, которые человек (а с ним и его мозг) легко и естественно переносят.
По сравнению с машиной живой мозг невероятно миниатюрен. Плотность «монтажа» мозга огромна. Человек может бегать, прыгать, переносить перегрузки, сотрясения и при этом ни на минуту не нарушать работу самой сложней из известных кибернетических машин —своего мозга. Более того, даже если нормальная работа мозга будет нарушена в результате травмы, то она сама восстанавливается. Конечно, здесь не имеются в виду случаи тяжелых травм.
Мозг очень экономичная машина по сравнению с вычислительной машиной. Он потребляет в сутки энергии порядка 1000 килокалорий. Однако не надо забывать, что на его долю приходится примерно одна пятая энергии из той, что потребляет весь организм.
Мозг очень надежная система по сравнению с вычислительной машиной. Каждая нервная клетка работает очень точно и без перебоев в течение огромного времени по сравнению с элементами вычислительных машин. Однако в такой степени, как мозг человека, который содержит миллиарды элементов, надежность системы не может быть обеспечена только надежностью его элементов, какими бы совершенными они ни были.
Конструкция мозга позволяет осуществлять надежную работу благодаря параллельной работе многих ее элементов при выполнении одной и той же задачи. Поэтому конструкции мозга бионики уделяют также большое внимание, подробно анализируя архитектуру соединения элементов. Это позволит не только использовать открытый природой принцип компактного размещения, но и выяснить способы «запараллеливания» элементов, которые использовала природа для осуществления надежной работы систем из миллиардов элементов.
Бионические исследования живого мозга чрезвычайно многообразны. Все они связаны с изучением биологии мозга с целью использования этих знаний при разработке новых управляющих систем.
В современной технике создалось своеобразное положение: для того чтобы эксплуатировать управляющие машины, человеку все время приходится повышать свою квалификацию. Машины становятся все менее понятны в своих действиях.
Когда были построены универсальные вычислительные машины, человек должен был программировать их работу. С развитием методов автоматического программирования программирование стало доступно только опытным специалистам.
Современная техника ставит задачу построения гибких «умных» машин с широкими возможностями. Однако эти машины должны, кроме того, быть максимально доступны для эксплуатации. Это, в свою очередь, требует создания таких машин, которые бы «понимали» задачи, формулируемые обычной человеческой речью, и которые бы, в свою очередь, сами выдавали результаты, не требующие большого труда для их понимания. Исследования принципов построения таких машин — дело наиболее отдаленного будущего бионики. Они связаны с изучением механизмов сознания и речи — высших способностей живого мозга человека, самой замечательной кибернетической машины, которую создала природа.
Что же касается дискуссии, которая ведется на страницах нашей печати, то ответ на некоторые обсуждаемые вопросы лучше всего дал молодой советский ученый А. М. Бланк:
«Некоторых оскорбляет мысль, что может быть создано устройство с более мощным разумом, чем у человека. Говорят, что это абсурд, ибо «машина не может быть умнее своего создателя». Когда-то кое-кому очень не хотелось ходить в потомках обезьян. О вкусах не спорят, но такие рассуждения неправильны. Человеческое не сводится только к разуму, и дело не в перевороте в ряду материальных систем, а в счастье, завоеванном для всего человечества, в огромной силе челозека. Сейчас машина сильнее, памятливее и быстрее человека. И хорошо, если человеку будут служить машины, снабженные мощными логическими средствами. Точно так же как обычному человеку подчиняется сильный трактор, так будет повиноваться и созданный им мощный логический автомат.
Вопрос о специфике человека, о его отличии от машины надо решать здраво, исходя из того, что всем известно. Человек отличается от обезьян своим внешним видом, своим умом и характером. Человек отличается от машины своей плотью и кровью, своим мозгом, наделенным разумом и инстинктами, а не фантастическими чертами вроде самостоятельности или творчества.
Машина может иметь самостоятельность и иногда имеет ее в ущерб людям. Но на то есть техника безопасности и надежность. Самостоятельность машины относительна, иначе бы эту машину мы не делали. Машина будет всегда иметь столько самостоятельности, сколько захочет дать ей творец — человек. Но не потому, что в этом предел человеческих сил, не потому, что мы не можем вдохнуть душу в мертвую глину материи, а просто потому, что это не нужно.
Человек сможет сделать любую материальную систему, допустимую законами природы. Но если она ничем не будет отличаться от человека, то все скажут, что сделали человека. Специфика машины не абсолютна, ока зависит от знаний и воли ее создателя.
Подобно этим вопросам, вопрос о том, заменит ли когда-нибудь машина человека, также пришел с Запада, от Винера, который пугал «белых воротничков» (техническая инженерная интеллигенция и служащие) безработицей, которую несет «машинный мозг».
Совершенно серьезно некоторые авторы успокаивают читателя, уверяя, что машина никогда не заменит человека.
Но в чем «заменит»? В трудовых процессах? Но мы не боимся безработицы, и машины у нас только для такой замены и служат. И если машина не заменит человека, то не потому, что это обидно или опасно, а по соображениям целесообразности.
Если понятие «заменит» понимать иначе, получится абсурд. Никто, кроме юмористов, не станет делать машины для отдыха, для хождения в кино, покупки и поедания хлеба, равно как, и мешалки, портилки и ничегонеделалки, описанные К. Чапеком.