7 років тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Сейчас уже такой скоростью никого не удивишь. Реактив­ные сверхзвуковые самолеты, ракеты, которые преодолевают первую и вторую космические скорости, — это достижения вчерашнего дня. Сегодня скорость 60 километров в час — скорость обычного пассажирского поезда.

А знаете ли вы, что такую скорость могут развивать неко­торые степные животные, рыбы, птицы и даже насекомые? Скорость бабочек, стрекоз, кузнечиков, которые могут лететь по нескольку сот километров без перерыва, лежит в пределах 10—60 километров в час. Соколы, скворцы, уткии другие пти­цы обычно летают еще быстрее — со скоростью 50—100 кило­метров в час. А стрижи могут развивать скорость до 200 кило­метров в час. Все знают, что многие птицы два раза в год со­вершают грандиозные путешествия. Протяженность этих путе­шествий у полярных курочек, например, достигает 17 тысяч километров, т. е. расстояния, почти равного пути от Северного до Южного полюса! Совершают они его за 60—70 дней, вклю­чая отдых, который составляет около двух третей этого време­ни. Бекасы, вьющие свои гнезда в Японии, зимуют в Восточной Австралии. Они ежегодно делают 5-тысячекилометровые пере­леты над открытым морем. Ржанки, чьей родиной является Новая Шотландия, на зиму улетают в Южную Америку. В пу­ти они пересекают над открытым океаном путь в 3600 кило­метров и при этом развивают среднюю скорость, достигаю­щую 100—120 километров в час.

Птицы с незапамятных времен летают не только далеко и быстро, но и высоко. Однажды удалось заметить стаю гусей, пролетающих над высочайшей вершиной мира Эверестом. С помощью самолета точно определили высоту их полета. Она равнялась 9500 метрам над уровнем моря! В среднем же пти­цы летят на высоте 500 метров над землей.

Однако не одни птицы могут развивать высокие скорости. Не намного от них отстают рыбы и другие животные. Меч-ры­ба, например, развивает скорость до 80 километров в час, а голубая акула — 70 . Хорошо известны летающие рыбки, ко­торые, выскакивая из воды, совершают «прыжки» длиной в 800 метров и высотой в 7—8 метров. Скорость их полета в прыжке равна 50—70 километрам в час. Из млекопитающих обитателей суши стоит назвать сайгаков и джейранов, ско­рость бега которых часто превышает 60 километров в час.

Мы завели разговор о скорости передвижения в животном царстве не потому, что человеку большие скорости передвиже­ния еще недоступны. Инженеров, работающих над различны­ми транспортными проблемами, интересуют задачи экономич­ности, маневренности, управления передвигающихся объектов-. А в этом отношении у природы также есть чему поучиться. Во времена Леонардо да Винчи, который хотел изучить механизм полета птицы, чтобы построить летательный аппарат, можно было только в непосредственных наблюдениях изучать дина­мику живого крыла. В настоящее же время открылись новые, совершенно невиданные возможности в проникновении в тай­ны конструкции, функционирования н управления двигатель­ных механизмов животных.

Успехи радиоэлектроники позволили создать сверхминиа­тюрную радиопередающую и радиоприемную аппаратуру, ко­торая может быть установлена непосредственно на животных. Эта аппаратура в сочетании со специальными электронными усилителями и многочисленными разнообразными датчиками позволит исследователю до мельчайших подробностей рас­крыть самые тонкие механизмы, которые обеспечивают заме­чательную эффективность, экономичность, надежность, манев­ренность и управляемость «транспортных средств» всевозмож­ных представителей животного царства.

Специалисты-бионики в настоящее время особый интерес проявляют к водным животным из породы китообразных. Японские ученые в многочисленных экспериментах установи­ли, что форма кита более приспособлена для перемещения в воде, чем ножевидная форма современных судов. Этим откры­тием не замедлили воспользоваться японские инженеры-судо­строители. Они построили океанский корабль, который имеет подобную киту форму. Полученный результат оправдал на­дежды. Оказалось, что по сравнению с судами аналогичного назначения китообразный корабль имеет большие экономиче­ские преимущества. Мощность его двигателя на 25% меньше, а скорость и грузоподъемность те же!

Специалисты обнаружили интересные приспособления для передвижения у дельфинов. Оказывается, что, помимо идеаль­ной формы, малого удельного веса и мощного хвоста, дельфин «одет в специальную одежду». На его упругой коже постоянно имеется тонкий слой замечательной «смазки», которую выде­ляют особые железы. Эта «смазка» ослабляет трение. Она же снижает образование вихревых потоков. Эта смазка в настоя­щее время самым серьезным образом изучается.

Помимо опыта японских инженеров-судостроителей в каче­стве примера можно привести и работы советского инженера-конструктора А. Ф. Николаева. Начальник Научно-исследова­тельской лаборатории механизации трудоемких работ Горь­ковского политехнического института, кандидат технических наук А. Ф. Николаев возглавляет коллектив инженеров и тех­ников, который трудится над созданием новых оригинальных машин, облегчающих труд человека. Одной из них является снегоходная машина «Пингвин».

Идея создания этой машины зародилась у А. Ф. Николаева после того, как он в 1957—1959 годах побывал в Антарктиде, где командовал отрядом наземного транспорта в советской антарктической экспедиции. А. Ф. Николаев возглавлял тогда группу отважных советских полярников, которая впервые в истории человечества проникла в самое сердце «белого мате­рика» — к полюсу недоступности и геомагнитному полюсу. Во время этого долгого и трудного похода А. Ф. Николаев убе­дился, что обычные тягачи, тракторы и транспортеры не в состоянии развивать достаточно большую скорость: они часто буксуют в снегу, образуя слишком глубокую колею.

Как быть? Надо искать какие-то новые принципы передви­жения машин по рыхлому снегу, решил изобретатель и при­нялся за работу. К интересным выводам пришел он, наблюдая за пингвинами. Эти забавные птицы при необходимости мчат­ся по снегу со скоростью до 25 километров в час. Передвига­ются они весьма своеобразным способом — на брюхе, отталки­ваясь от снега ластами, словно лыжник палками. Вот так же, лежа на снежной поверхности широким днищем и отталки­ваясь от нее колесными плицами, будет скользить по снегу и новый автомобиль Николаева. Конструкторы полагают, что скорость машины весом 1300 килограммов составит до 50 ки­лометров в час.

Коллектив лаборатории, возглавляемый инженером-нова­тором А, Ф. Николаевым, трудится над созданием не только ледовых и снегоходных машин, но и землеройных машин. Вполне возможно, что прототипом для этих новых машин горьковские инженеры возьмут крота или каких-либо других зем­леройных животных.