1 + 1 = 1
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Правое и левое полушария нашего мозга постоянно обмениваются информацией. Мозг млекопитающих, и в том числе человека, располагает несколькими линиями связи, мощными кабелями, в которых объединены десятки миллионов проводников — тончайших нервных волокон, являющихся отростками нервных клеток. Главнейшие из них сосредоточены в мозолистом теле, которое практически и служит местом соединения больших полушарий с остальным мозгом. Если, раздвинув полушария, рассечь лежащее в глубине мозолистое тело, линии взаимосвязей обеих половин нашего мозга будут прерваны. Это приведет к тому, что контакты между правым и левым полушариями почти полностью прекратятся и теперь каждое из них будет действовать само по себе, как будто является отдельным, вполне самостоятельным мозгом.
Перерезка мозолистого тела не вызывает сколько-нибудь серьезных нарушений интеллекта. Обычно поведение больных в целом не отличается от поведения нормальных людей. Цель операции — разобщение полушарий мозга. В отдельных случаях при наиболее полных разобщениях происходят такие казусы, когда больной правой рукой чиркает зажигалку, чтобы зажечь газ, а левая рука в то же самое время закрывает краны на газовой плите, предварительно открытые правой рукой, совершенно не подозревая о ее намерениях. Зато в некотором отношении такие больные имеют определенные преимущества по сравнению со здоровыми: они сами с собой могут играть в шашки. Каждое полушарие выступает как самостоятельный игрок, а поскольку они действительно не знают замыслов друг друга, игра идет всерьез, без поддавков.
Опыты на животных полностью подтвердили результаты наблюдений над больными. Кошка после перерезки мозолистого тела и хиазмы — места, где перекрещиваются зрительные нервы, становится существом, имеющим два самостоятельных мозга. Такое животное, закрыв ему правый глаз, можно научить на вспышку света нажимать левой лапой на определенную педаль, чтобы получить из кормушки мясо, а закрыв левый глаз, на ту же вспышку света надавливать на выключатель правой лапой, чтобы предотвратить удар электрического тока. Нормальную кошку этому научить невозможно. Даже после многих недель тренировки она будет постоянно путать задания. Оперированной кошке путать нечего. Ее правое полушарие не будет знать, что видит левый глаз, а левое, на что смотрит правый. Поэтому пока у нашей кошки закрыт то правый, то левый глаз, она ведет себя как две разные кошки.
Опыты над животными и наблюдения над больными, перенесшими операцию перерезки мозолистого тела, полученные в первые десятилетия нашего столетия, натолкнули исследователей на мысль, что у каждого из нас два самостоятельных, хотя и не разобщенных мозга, каждый из которых занят своим делом и функционирует независимо от другого. Эта идея показалась особенно привлекательной значительно позже, когда быстрыми темпами стали пополняться сведения о специализации функций больших полушарий. Поначалу казалось неоспоримым, что каждое из них действует в достаточной степени независимо, выполняя строго свои присущие только ему функции. В настоящее время совершенно очевидно, что подобное предположение весьма далеко. От действительности. В осуществление любой целостной функции каждое из полушарий, выполняя только ему присущие задачи, вносит свою долю участия. У нас не два, а один целый и неделимый мозг, правда, состоящий из многих отдельных блоков, участие которых совершенно необходимо для сбора, анализа и хранения различных видов информации и для принятия решений по всем возникающим перед нами проблемам.
Одна из главных, чисто человеческих функций мозга — речь. Она важна не только потому, что служит средством коммуникации. Человеческая речь в первую очередь является новым способом обработки информации, который дал нам огромные преимущества над животными и, по существу, сделал людьми. Среди медиков утвердилось представление, что основные речевые функции сосредоточены в левом полушарии. Мы видели, что анализ речевых звуков, а также их синтез, формирование из них отдельных слов и целых предложений действительно сосредоточены в левом полушарии. Анализируя и синтезируя речь, оно опирается на грамматические правила и на грамматическую информацию. Таким образом, в конечном счете оно является устройством для абстрактного логическою мышления. В нем хранятся логические программы, используемые нашим мышлением. Однако без участия правого полушария мыслительный процесс теряет смысл, так как значения слов хранятся в правом полушарии. Образные конкретные представления о предметах и явлениях окружающего нас мира, хранящиеся в правом полушарии, как-то соединены с их словесными обозначениями, хранящимися в лесом полушарии. Чтобы словами можно было пользоваться, полушария в процессе овладения речью должны поддерживать постоянный контакт.
Правое полушарие заведует и другой речевой функцией — оформлением эмоционально-интонационной окраски нашей речи, придавая ей однозначный смысл, соответствующий текущей ситуации. Интонационная окраска ограничивает излишнюю избыточность нашей речи, придавая ей конкретный смысл, и тем самым исключает неправильную интерпретацию содержащейся в ней информации.
Наконец, правое полушарие полностью обслуживает мыслительные функции и обеспечивает возможность коммуникации на доречевом уровне. Жесты, которыми ребенок овладевает в раннем детстве, что серьезно облегчает его общение, и жестовая речь глухонемых находятся в ведении правого полушария точно так же, как пиктографическая и иероглифическая письменность, В общем, любая форма общения, основанная на обозначении отдельных понятий определенными знаками, использование которых не требует выработки сколько-нибудь сложных грамматических правил, будет осуществляться правым полушарием. Эти способности у правшей не нарушаются даже при самых обширных поражениях левого полушария.
У маленьких детей в момент овладения ими речью правое полушарие трудится наравне с левым. Видимо, в этот период оно принимает гораздо большее участие в анализе звуков речи, и звуковые образы слов первоначально хранятся в обоих полушариях. Некоторые слова наверняка воспринимаются детьми как целостные звуковые сигналы без детального анализа составляющей их звуковой последовательности примерно так же, как воспринимают словесные команды собаки, не имеющие речевого слуха. Подобные знаки, неважно, что в данном случае они звуковые, — это привычный язык правого полушария. В таком виде они только здесь и могут храниться, а в левом полушарии эти же слова «записаны» в виде определенных звуков.
Однако позже левое полушарие полностью узурпирует функции по анализу речевых звуков, а информация о звуковых образах слов, которой располагает его собрат, оказывается за ненадобностью на самом дне кладовой памяти правого полушария, и разыскать ее здесь нелегко. Если речевые зоны левого полушария будут поражены, правый мозг иногда может вспомнить кое-что из того, что умел в детстве. Когда эти скудные обветшалые знания будут извлечены из-под спуда, тогда окажется возможным называние некоторых предметов и несложная автоматизированная речь.
Нет таких форм речевой деятельности, которые у нормальных людей не требовали бы участия правого полушария. На что уж поэзия, сочинение стихов, выглядит чисто речевой, левополушарной функцией, но при обширных поражениях правого полушария она нарушается. Никто не поставляет сочинителю достойных поэтических образов и не помогает придать рифмованным строчкам музыкальное звучание.
Впечатляют темп и трудолюбие наших «двойняшек». Всего два года требуется левому полушарию, чтобы усвоить грамматику языка, правила соединения слов в содержащие информацию предложения. Правое полушарие учится всю жизнь. Маленькие дети превосходно оперируют словами, значения которых не понимают. Только к школьному возрасту заканчивается первый этап уточнения значения слов, его основного словаря. Это лишь начало большой работы, в процессе которой будет много раз переосмысливаться и уточняться значение уже известных слов и одновременно осваиваться новые слова родного языка. Зато при овладении вторым (иностранным) языком основная нагрузка ложится на левое полушарие.
Помощь правого полушария имеет огромное значение не только для овладения речью, но и для развития математических способностей. Счетные навыки, которым мы обучаемся в раннем детстве, связаны с умением оперировать во внешнем пространстве, где находятся те предметы, пересчет которых ведет ребенок. Позже счет, как и все абстрактные операции, переходит в ведение левого полушария. Именно здесь хранится «смысл» цифр, и, если он пострадал, устный счет нарушается. Больной может считать на бумаге с карандашом в руке, но, выполнив правильно задание, назвать результат не сможет. Здесь же в теменно-затылочных областях сосредоточены представления о разрядной организации чисел (понятия о единицах, десятках, сотнях, тысячах и т. д.), и, следовательно, никакие счетные операции с числами больше 9, будь то слагаемое, множитель, делимое или конечный результат, без участия левого полушария неосуществимы.
Работа правого полушария только на первый взгляд может показаться несложной. Большинство слов современных языков не имеет достаточно строгих однозначных значений. Когда мы о малосимпатичном нам человеке говорим, что он свинья, осел или верблюд, никому из слушателей не придет в голову, что у этого злополучного малого на спине два горба, длинные уши или вместо носа поросячий пятачок. Кстати, я совершенно уверен, что все читатели этой брошюры поняли, что в данном случае речь шла не о пятикопеечной монете, а о поросячьем носе. Европейские языки чрезвычайно метафоричны, но это не мешает нам понимать их смысл. Мы без труда догадаемся, о чем идет речь, если девяностолетняя старушка, с трудом взбираясь на подножку вагона, попросит помочь ей «сесть» в трамвай. Ни у кого не вызывает удивления, что студентов срезают на экзаменах, насмешника сажают в галошу, а врунишку выводят на чистую воду. Подобные словесные выкрутасы кажутся легкодоступными нашему пониманию только потому, что за правильным осмыслением речи стоит огромная, но пока еще плохо изученная работа мозга, и в том числе правого полушария, которая позволяет бегло схватывать суть информации, передаваемой нам с помощью звуковой или письменной речи.
Функции левого полушария не менее обширны. Его обязанностью является не только анализ звуковой стороны речевых сообщений, но и извлечения из нее смысловой информации. Приходится каждую фразу рассматривать через призму универсальных языковых правил грамматики. Только после этого могут стать понятны взаимоотношения между словами. Особенно важно усвоить значения некоторых слов, наиболее тесно связанных с грамматикой. Вот почему значения предлогов «в», «из», «над», «под» и др. в отличие от основного словаря хранятся именно в левом полушарии.
Интересной особенностью функций левого полушарий является то, что в нем заложены передающиеся нам по наследству умения работать со знаковыми системами. Какую бы форму ни принимала человеческая речь, вернее, какими бы знаками ни кодировались ее слова, анализ и синтез их берет на себя левое полушарие. Это оно обрабатывает и анализирует зрительно воспринимаемые сообщения знаков пальцевой азбуки глухонемых и синтезирует ответную речь из цепочек двигательных актов, являющихся буквенными знаками, но не голосового аппарата, а пальцев рук. Именно левое полушарие осуществляет анализ тактильных ощущений, полученных на ощупь, знаков жестовой азбуки слепоглухонемых или вибрационных знаков, возникающих в гортани говорящего человека, и синтезирует цепочки двигательных актов ответной речи. Следовательно, для левого полушария важен сам принцип использования знаков, и не имеет значения способ их кодирования.
Насколько для развития интеллекта важна речь, позволяющая перейти от конкретных образов, хранящихся в правом полушарии, к абстрактным понятиям, которыми оперирует левое полушарие, можно получить представление, сравнив уровень умственного развития слепоглухонемых детей, не прошедших школы специального обучения, с уровнем развития детей того же возраста, обучавшихся буквенной речи по специальной системе, впервые в мире разработанной в нашей стране выдающимся ученым И. А. Соколянским. До работ И. А. Соколянского слепоглухие от рождения дети людьми, по существу, не становились. В них было слишком мало от человека, а их интеллект оставался на уровне животных. Своевременное раннее обучение пальцевой азбуке давало толчок для бурного развития интеллекта. В результате по темпам развития они практически не отставали от зрячих с хорошим слухом нормальных детей. Трудно утверждать безапелляционно, но создается представление, что воспитанники специального интерната для слепоглухих детей, находящегося под Москвой, в конечном счете достигают более высокого интеллектуального развития, чем воспитанники обычных интернатов. В числе бывших воспитанников этого маленького коллектива есть лица, имеющие высшее образование, ставшие учеными, получившие степень кандидата наук. Интересно отметить, что созданная в интернате методика позволяет обучить слепоглухого ребенка грамматическому строю словесного языка всего за два, реже за три года. Она показала, что применяемая во всем мире методика обучения глухонемых, которых, казалось бы, обучать проще, недостаточно адекватна, так как при ее использовании процесс овладения грамматикой родного языка иногда растягивается на 10—12 лет.
Над осуществлением зрительных функций также совместно трудятся оба мозговых полушария. Изучение больных, подвергшихся операции перерезки мозолистого тела, показало, что каждое из полушарий, работая изолированно от другого, может опознать любой предмет, хотя правое в области зрения несомненно талантливее своего соседа. Чем труднее в процессе за поминания и последующего опознания сложных фигур или промежуточных тонов опереться на помощь речи, тем большую долю труда берет на себя правое полушарие.
Одна из важнейших особенностей зрения, — способность узнавать изображение независимо от его размера, местоположения в пространстве и на сетчатке. В тот же время, и размер и местоположение рассматриваемого предмета для нас далеко не безразличны. Специально проведенные исследования дали основание предположить, что каждое из полушарий по-своему подходит к выполнению зрительных функций. Левое полушарие больше интересуется формой рассматриваемого предмета; его размеры и местоположение не имеют, значения и.не мешают узнать рассматриваемый предмет. Мы одинаково легко узнаем человека стоящего, сидящего, лежащего или прыгнувшего с вышки вниз головой в бассейн. Видимо, в этом процессе львиную долю работы берет на себя левое полушарие. Соседнее полушарие не удовлетворяется простой классификацией увиденного. Оно обращает пристальное внимание на все особенности рассматриваемого предмета и тщательно регистрирует размер предмета, место его нахождения, особенности расположения, в общем, оно заботится о самом подробном, конкретном описании всей информации, поставляемой глазом.
Особенности восприятия внешнего мира откладывают определенный отпечаток на многие функции полушарий, которые на первый взгляд никак с восприятием не связаны. Например, память в правом полушарии организована по типу «все или ничего». Если из образа, хранимого в правом полушарии, выпадают какие-то детали, то он теряет свою конкретность, разваливается. В левом полушарии память хранит обобщенную абстрагированную информацию. Любая абстракция, приближая нас к, познанию абсолютной истины, в то же время отдаляет от конкретной действительности. Некоторое обеднение информации лишь сузит степень абстракции, но не. разрушит ее. Поэтому повреждение левого полушария вызывает более разнообразные по глубине нарушения памяти.
Любая функция выполняется в результате единства и борьбы противоположностей, обоюдных взаимных усилий обоих полушарий нашего мозга Правое полушарие осуществляет ориентировку в конкретной ситуации, а левое ее оречевляет, переводя в удобную для анализа и хранения форму, классифицирует и обобщает. Наконец, крайне демократичный принцип взаиморегулирования. Трудно быть совершенно объективным в оценке собственной деятельности. Как говорится, со стороны виднее, и если любое из полушарий мозга недовольно работой соседа, оно само может перевести его работу на нужный уровень, ослабить или, наоборот, подхлестнуть, заставить проявить все свои способности. Специализация их функций — это не забавный парадокс, а насущная необходимость, столбовой путь развития мозга. Итак, в левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного мышления, а в правом — конкретного образного мышления. Подобное разделение функций невольно заставляет вспомнить описанные в свое время И. П. Павловым чисто человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный и художественный. Не связана ли принадлежность к одному из этих типов с преобладанием одной из форм мышления? Наличие такой связи совершенно очевидно. Однако нужно помнить, что осуществление любой формы мышления требует обязательного участия обоих полушарий. Нельзя не только достичь вершин мастерства, но просто овладеть основами любого творчества, стать художником или музыкантом, не обогатив себя огромным багажом знаний, получаемых с помощью слова, т. е. благодаря действенной помощи левого полушария.
Не менее необходима помощь правого полушария для людей мыслительного типа, причем не только для архитекторов или конструкторов, где потребность в пространственном зрении особенно очевидна. Попробуем проанализировать необходимость взаимодействия полушарий мозга у деятелей науки — профессии, несомненно требующей высокого развития абстрактного мышления. В 1687 году Исаак Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. Лукавый насмешник Франсуа Мари Аруэ, больше известный нам под псевдонимом Вольтер, утверждает, что на эту мысль Ньютона навело яблоко, упавшее к его ногам. Шутка, но в каждой шутке есть, несомненно, и доля истины. Именно из таких образных восприятий окружающей действительности, переработанных и осмысленных левым полушарием, и рождается познание всемирных законов.
Правда, опора на здравый смысл, который достаточно успешно обслуживал развитие науки до начала нашего века, в наши дни не всегда может стать надежной. Поток научных знаний сейчас растет в первую очередь за счет расширения наших представлений о явлениях, недоступных нашим органам чувств, таких, как магнетизм, электричество, радиация, строение атома и т. д. Особенно быстро увеличивается объем знаний, противоречащих нашей привычной логике и обыденным житейским представлениям. Мы привыкли жить в нашем трехмерном мире, а он, оказывается, может быть четырех-пятимерным. Нам привычна постоянная скорость течения времени, а физика преподносит теорию относительности. Мы узнаем, что вопреки логике элементарная частица может быть одновременно и волной. Возможно, для современного ученого, витающего в высоких абстрактных сферах, правое полушарие ни к чему?
Ничуть не бывало! Если большинство людей действительно думает с помощью слов, то для ученых это не всегда характерно. Большинство выдающихся математиков нашего века мыслили зрительными, реже двигательными образами. Ж. Адамар перекодировал задачи в систему точек и пятен неопределенной формы, а затем оперировал этими символами, расстояниями между ними, свободными пространствами. Только на заключительном этапе исследования начинал использовать математические знаки, а перекодирование зрительных образов в слова осуществлялось лишь в процессе подготовки открытия к опубликованию. Точно так же работал Альберт Эйнштейн. Он и другой великий физик — Нильс Бор с большим отставанием от средней нормы овладели в детстве устной, а затем и письменной речью. Это способствовало большему развитию правого полушария, созданию им особых систем знаков внутренней речи, впоследствии использованных в процессе творческой деятельности, полностью защищенной от вмешательства скептически настроенного соседа с его словесным мышлением и логикой традиционного здравого смысла, что в конечном счёте и сделало их выдающимися учеными. Таким образом, вклад правого полушария в мыслительную деятельность может быть ничуть не меньше, чем левого.
Мы познакомились здесь с некоторыми функциями нашего мозга и попробовали представить себе, как организовано их осуществление. Психофизиология мозга — бурно развивающаяся наука. Больше половины всех физиологов мира заняты изучением функций центральной нервной системы. Каждый, буквально каждый день приносит новые наблюдения и новые открытия. Когда эта брошюрка попадает в руки читателя, исследователи будут знать о мозге что-то новое, интересное, что не успело найти отражения на ее страницах, а некоторые положения и выводы будут уже пересмотрены, от некоторых представлений придется отказаться.
Мозг — слишком сложно устроенный орган, и нет надежды, что удастся быстро выведать его основные тайны. Путь познания мозга будет долог и труден. Мы еще находимся в самом начале пути. Процесс познания бесконечен, и нет ничего интереснее, как открывать для себя новое, совершать путешествие в страну неведомого: Если эта маленькая книжка помогла читателю познакомиться с тайнами человеческого мозга и вызвала желание прочесть следующую книгу, можно считать, что она свою задачу выполнила.