«Лівий марш»
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
История изучения высших психических функций мозга — это восторженный гимн левому полушарию. Действительно, наша речь, наши мысли, облаченные в слова, шагают под звуки «левого марша». Это все, что еще сравнительно недавно знали врачи об организации у человека речевых процессов. Больные с расстройствами речи вызывали у них серьезные недоумения. Не ясен был механизм патологического процесса, который лишал больного самого важного чисто человеческого навыка — умения говорить.
С акустической точки зрения звуки нашей речи — это или шумы (согласные), или тоны (гласные). Между отдельными речевыми звуками нет определенных границ, хотя понимание речи как раз и требует их четкого различения. Каждый язык располагает собственной системой признаков, существенных для понимания речи. B русском языке в качестве различительных используются такие признаки, как звонкость и глухость (дом— том), мягкость и твердость (пыль—пыл), ударность (замок—замок).
Маленькие дети учатся не только говорить, т. е. производить речевые звуки, но и воспринимать их. Эти два процесса так тесно переплетены, что один без другого полноценно выполняться не может. Каждое новое слово ребенок должен обязательно повторить, одновременно анализируя и сопоставляя звуки речи и двигательные реакции языка, гортани, голосовых связок, возникающие при произнесении данного слова. В нашем мозгу отдельные фонемы и целые слова хранятся в виде их «двигательных» и «звуковых» копий, но двигательные образы фонем для нас важнее звуковых.
Попробуйте написать новое, совершенно незнакомое вам слово, только что услышанное по радио. Вы, безусловно, заметите, что язык слегка шевелится, молча «проговаривая» то, что вы собирались написать. Голосовые связки и мышцы гортани в этот момент тоже движутся, только это нами не осознается. Сложная задача потребовала усилить анализ, а отсюда — двигательная реакция речевых органов чуть ли не в полном объеме.
Временное подавление с помощью электрошока функций одного из полушарий мозга не только позволяет понять, как между ними распределены специфические речевые функции, но, кроме того, дает возможность кое-что узнать и о самой речи и о нашем мышлении. В период функционального выключения левого полушария особенно отчетливо выступает значение двигательного компонента речи. Сразу по окончании левостороннего судорожного припадка речь полностью нарушена. Больные даже не пытаются произнести какие-либо звуки. Позже испытуемый начинает делать попытки что-то сказать или ответить на заданный ему вопрос, но эти попытки еще не дают результатов. Рот больного открывается и закрывается, губы делают какие-то странные движения, но он еще не может исторгнуть даже самый слабый звук. Еще немного спустя способность производить звуки восстанавливается, появляются первые еще не членораздельные звуки: «ыы…», «аа…», «о…» Больной мычит, дакает, мекает, некает, наконец появляются первые односложные слова, а затем и целые короткие предложения, наполовину построенные из междометий с вкраплениями в них бессмысленных слов: «…я-то, меня-то, пойду-то, давайте пойду-то, сливу-то, меня запату, скорей запату…»
В этот период язык и губы еще полностью не повинуются испытуемому. Если его попросить открыть рот и кончиком языка сначала дотронуться до нижних, зубов, а потом до нёба, он и с таким простым заданием может не справиться.
Состояние оглушенности сохраняется достаточно долго. Сначала больные начинают поворачивать голову на сильный звук, потом откликаться на свое имя, затем постепенно восстанавливается способность понимать обращенную к ним речь; выполнять просты инструкции называть сначала наиболее обычные обиходные предмета, вроде ложки и чайника, а затем и те, с которыми больным редко приходится сталкиваться как например, отвертка, револьвер и фонендоскоп. Страдает не только собственная самостоятельная (спонтанная), речь, испытуемый не в состоянии повторить ни отдельные фразы и слова, ни даже достаточно простые звуки.
Все отдельные проявления нарушений речи, обнаруженные в послешоковый период, были известны клиницистам и раньше. Они возникают у правшей при повреждении различных участков левого полушария. Причину некоторых из них понять нетрудно. При поражении моторного центра речи — зоны Брока — сущность речевых расстройств заключается в нарушении тонкой координации движений мышц языка, губ, гортани — в общем, всей речедвигательной мускулатуры. Иногда больные не в состоянии произнести ни одного звука, ни одного слова. Другие больные неплохо справляются с отдельными звуками, но сложить из них фонемы, а тем более слова не в состоянии. В более «мягких» случаях способность артикулировать отдельные слова не нарушена, но фраза из двух-трех слов уже не получается. У этих больных неполадки с двигательными программами речи. Им трудно тотчас выключить программу только что произнесенного звука (или фонемы) и включить программу следующего. Вот почему, когда больной не может произнести подряд две фонемы, нужно научить его делать между ними паузу. За это время одна программа будет отключена, а другая сформирована и затем выполнена. Так, тренируя процесс смены программ, удается добиться улучшения речи.
Долгие годы оставалось загадкой, почему у некоторых больных с моторными расстройствами речи иногда нарушается и ее понимание. Только в наши дни стало понятно, насколько важен двигательный контроль. При его нарушении больному трудно произносить отдельные звуки, он постоянно их путает: «л» смешивает с «н» и «д», «б» с «м» или «п». Трудно быстро произносить отдельные буквы и слова. В этих условиях громкая речь страдает больше, чем чтение про себя.
Еще менее понятны случаи, когда при поражении слухового центра речи — зоны Вернике, главным симптомом было нарушение восприятия речи. Давно, с доисторических времен были известны глухонемые люди — глухие от рождения или рано утратившие слух субъекты. Лишенные возможности слышать звуки человеческой речи, они, естественно, не могли научиться говорить. Глухота да полное отсутствие интеллекта считались единственно возможными причинами неспособности понимать человеческую речь. Между тем известно, что удаление самого центра Вернике и значительно более обширных районов височной коры левого полушария не приводило к серьезному нарушению интеллекта. Оставался, следовательно, слух. Именно на недостаточность слуха и грешили врачи, когда имели дело с подобными пациентами.
Между тем при тщательном изучении больных с расстройствами речи легко убедиться, что среди них довольно обычны случаи, когда работа речевого аппарата не нарушена и само по себе произнесение речевых звуков не вызывает затруднений, да и острота слуха находится в пределах нормы, а речь и ее понимание в полном расстройстве. Действительно, в анализе наиболее простых звуков, таких, как чистые тоны, в равной мере принимают участие оба полушария. Слуховые зоны коры в одном из полушарий мозга могут быть повреждены или полностью разрушены, но на тонкости слуха это никак не отразится. Любое полушарие мозга может взять на себя заботу по опознанию звуков, каким бы ухом мы их ни услышали.
В том, что при повреждении слухового центра речи слух как таковой не нарушен, нетрудно убедиться, проведя несложный эксперимент. Больному объясняют, что, услышав определенный звук (дают его прослушать), он должен поднимать правую руку, а на все другие звуки — левую. Простая процедура, и больной с ней легко справляется. Значит, слышит.
В хорошей сохранности слуха убеждают и наблюдения за поведением пациента. Больной не путает звонок телефона со звуком дверного звонка, дребезжание за окном трамвая легко отличает от грохота грузовика, а карканье вороны — от лая собаки. В пользу полной сохранности тонкого анализа неречевых звуков свидетельствует то, что больной не только слышит птиц и способен наслаждаться их пением, но и узнает их по голосам. Правда, ему трудно рассказать о том, что он услышал. Больной может заявить, что птица орет и лает, а собака поет или каркает, но совершенно очевидно, что эти ошибки являются следствием затруднения в подборе слов, а не нарушения слуха.
Первое, что обращает на себя внимание при проверке речевого слуха у больных с повреждением левого полушария и после левостороннего шока, — явное отсутствие интереса к звукам человеческой речи. Испытуемый не замечает, что к нему обратились с вопросом. Для того чтобы он услышал адресованную ему речь, обратил на эти звуки внимание, они должны быть несколько усилены по сравнению с тем, что требуется в нормальном состоянии. И тем не менее испытуемый время от времени перестает их воспринимать. Экспериментатору постоянно приходится повторять вопрос или задание, добиваясь, чтобы испытуемый наконец его услышал. Все же многие слова больной не узнает и отвечает на вопросы медленно, не сразу, точно ему всякий раз требуется секунда-другая, чтобы собраться с мыслями.
Попробуем разобраться, что же происходит со слухом, почему простые звуки испытуемый слышит и хорошо отличает друг от друга, а слова не узнает, не понимает. Начнем с наиболее элементарных единиц — с фонем. При повреждении некоторых участков в височной области, левого полушария или временном выключении всего левого полушария возникают затруднения в их различении. Путаница наблюдается при прослушивании фонем, отличающихся как согласными («бэ» от «пэ», «да» от «хэ»), так и гласными. Только «а» не вызывает особых затруднений и обычно воспринимается правильно. Не меньше затруднений вызывают лишенные смысла одно- и двухсложные сочетания речевых звуков типа «пор», «фо», «сал». Они часто воспринимаются неправильно, и испытуемый повторяет их в таком же искаженном виде. Получается «пур», «оф», «саф».
Человеческое ухо не безупречный аппарат даже у вполне здоровых людей. Каждый из нас, прослушав несколько бессмысленных звукосочетаний, будет время от времени ошибаться. Нам привычнее иметь дело с обычными словами, имеющими вполне определенное значение, не удивительно» что за плохо расслышанными звуками нам часто чудится знакомое слово. Среди немногих ошибок здорового человека будут чаще всего встречаться случаи осмысления услышанных звуков. Вместо бессмысленных звукосочетаний испытуемый может услышать слова «пир», «ноты», «соль». При нарушении работы звуковоспринимающих центров левого полушария подобных ошибок не происходит, чаще знакомые слова испытуемый услышит как случайный набор звуков. Пытаясь повторить их, испытуемый генерирует цепочку звуков, созвучную услышанному слову, той же длины, с тем же ритмическим и звуковым рисунком, но не имеющую ничего общего ни с одним из известных испытуемому слов. И как ни странно, мир бессмысленных звуков, в который теперь погружен человек, не вызывает у него особого удивления.
В послешоковый период на фоне значительных затруднений по восприятию речи, когда способность испытуемого понимать адресованные ему слова еще не восстановилась, обращает на себя внимание, что он уже в состоянии по голосу безошибочно узнать знакомых ему людей, легко отличает мужчин от женщин. Не уловив смысл обращенной к нему речи, испытуемому между тем по ее интонации удается понять, был ли это вопрос или какая-то очередная инструкция. Несмотря на значительно сниженный интерес к речевым звукам, если речь, обращенная к испытуемому все-таки услышана, воспринята им, то локализовать ее в пространстве для него не составляет большого труда. Он никогда не перепутает, справа или слева, спереди или сзади находится собеседник, даже если не может его видеть.
При подавлении функций левого полушария или при его заболеваниях резко страдает речевая память. Если испытуемый в состоянии достаточно точно повторять отдельные речевые звуки, то с несколькими справиться обычно не может. Простую комбинацию из трех звуков «а-о-у» способен повторить только сразу после прослушивания, а спустя минуту начинает путаться. Уже забыл!
Объем памяти на звуки у таких людей сужен и значительно укорочена ее длительность. При достаточно хорошо сохранившейся способности узнавать отдельные речевые звуки и повторять их человек запутается, если их три-пять. Хотя каждый отдельный звук он узнал, но процесс анализа очередного звука мешает ему удержать в памяти предыдущий. Когда он дошел до третьего звука, первый уже забыт. Анализ целого слова для него представляет большие трудности, особенно если в нем есть плохо дифференцируемые звуки («п» и «б» — «забор» и «запор»). Из-за трудностей в анализе речевых звуков страдает и их синтез. Человек теряет способность подбирать необходимые звуки и выстраивать их в длинные цепочки, так, чтобы из них возникали слова или предложения. Вот почему болезненный процесс, затронувший слуховой центр, обязательно нарушит речь.
В тяжелых случаях больные совсем не говорят. Хотя артикуляция не пострадала, поток звуков, которые они извергают, может стать совершенно неразборчивым. Специалисты называют этот симптом словесным салатом. Создается впечатление, что обычная речь разрублена на мелкие кусочки, все тщательно перемешано и в таком виде выдается слушателям. Больной действительно смешивает звуки речи почти в случайном порядке.
При легких формах заболевания больной способен узнавать и воспроизводить простые слова, такие, как «стол», «стул», «очки». Но попробуйте то же слово «стол» произнести не слитно, а с крохотным интервалом между отдельными звуками — «с-т-о-л», больной узнает их и даже запомнит последовательность, но не сможет составить, синтезировать из них слово.
Инактивация левого полушария вызывает нарушение и более высоких речевых функций, которые сохраняются даже после восстановления способности к тонкому анализу звуков. Пользуясь услугами лишь правого полушария, испытуемому не только трудно услышать и понять обращенные к нему слова, но еще труднее ответить. Его речь состоит из отдельных слов или из простых и коротких фраз. Преобладают предложения, построенные всего из двух слов. Сложнораспространенных предложений испытуемый сконструировать не в состоянии. Бросается в глаза бедность словарного запаса. Видно, с каким трудом испытуемый находит нужные слова. Особенно трудно вспомнить названия предметов. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, такие, как «отдых», «наслаждение», вообще исчезают из обращения. Резко уменьшается количество служебных слов — предлогов, союзов, частиц и глаголов-связок, которые определяют грамматику предложений, взаимоотношения между словами. Вообще количество глаголов уменьшается, и в результате речь состоит, главным образом, из существительных, местоимений, прилагательных и наречий.
Пока функция левого полушария не восстановилась, испытуемому трудно вспоминать названия предметов и трудно разбираться в грамматике предложений. Он никогда не скажет сам и не поймет таких фраз, как «Положи тетрадь под книгу», «Алена светлее Татьяны, а Игорь темнее Кости». Сохранение функций левого полушария совершенно необходимо, чтобы человек мог понять разницу между такими выражениями, как «брат отца» и «отец брата», «одолжил Ивану» или «одолжил у Ивана», «хозяин собаки» и «собака хозяина». Если испытуемому окажется понятно предложение с простой конструкцией «собака укусила кошку», то фразу, где порядок слов противоположен порядку обозначаемого действия, — «кошку укусила собака», он проанализировать не в состоянии.
При нарушении функций левого полушария распознавание звуков речи, понимание слов и целых предложений настолько затруднено, что любая самая минимальная дополнительная помеха, казалось бы, должна сделать общение с испытуемым вообще невозможным. Это представлялось совершенно очевидным. Не случайно во время исследования соблюдается тишина. Совершенно неожиданным оказалось, что при нарушении функций левого полушария, развившимся после левостороннего электрошока, достаточно сильный шум менее резко нарушает восприятие речи, чем нарушал у того же больного в нормальном состоянии.
Разгадка этих удивительных наблюдений, видимо, проста. За помехоустойчивость звукового восприятия (а может, и не только звукового) отвечает правое полушарие. Видимо, в период, пока функции его левого собрата нарушены, оно прилагает максимум усилий, чтобы облегчить его деятельность.
Левое полушарие не только заведует устной речью, оно же руководит чтением и письмом. Чтобы иметь возможность записать услышанное слово, человек должен сначала разобраться в звуках, составляющих данное слово. Для этого нам недостаточно просто его услышать, необходимо повторить хотя бы про себя. Разобравшись в звуках и на слух, и, так сказать, на ощупь, наш мозг мысленно перешифровывает их в зрительные образы букв. Только теперь имеет смысл браться за перо. В этот момент мозг выполняет еще одну операцию, перешифровку зрительных схем букв в двигательные команды мышцам руки для осуществления плавных последовательных движений, необходимых при выполнении самого акта письма. Таким образом, в организации письма участвует несколько специализированных мозговых центров, главным образом левого полушария, и при повреждении любого из них умение писать будет утеряно.
Как уже говорилось, при повреждении слухоречевого центра нарушается фонематический слух, человек теряет возможность анализировать звуковой поток и перестает понимать обращенную к нему речь. Поэтому писать под диктовку больные не могут. Они пропускают отдельные звуки, путают и близкие звуки и даже достаточно далекие, меняют их порядок.
Локализация болезненного очага вблизи двигательного центра нарушает организацию тонких движений. Больной не испытывает особых трудностей в анализе отдельных звуков и в написании отдельных букв, но ему трудно произнести целое слово. Закончив один звук, трудно перейти к другому. Нарушение артикуляции вызывает и нарушение письма. Записывая слово, больной быстро теряет порядок букв, по нескольку раз подряд пишет одну и ту же букву, в результате понять то, что он хотел написать, становится невозможным.
Акт письма может быть нарушен и при расстройстве работы зрительных центров. Анализ звуков речи при этом не нарушен. Больной отлично говорит и прекрасно понимает речь. Но точно зная каждый из звуков, которые ему необходимо записать, он совершенно не может вспомнить, какие буквы соответствуют этим звукам. И вообще, он забывает, как выглядят буквы.
Аналогичным образом нарушается и процесс чтения. Разница состоит лишь в том, что при чтении для понимания письменной речи нам не всегда необходим буквенно-звуковой анализ слов. Еще на самых ранних этапах обучения чтению у детей возникает тенденция обходиться без звукобуквенного анализа, что в этот период резко замедляет процесс обучения. Однако позже навык чтения превращается в акт зрительного узнавания привычных слов без детального анализа последовательности составляющих их букв. В первую очередь начинают узнаваться такие слова, как «СССР», «мир». Взрослый читатель схватывает значение начального комплекса букв, иногда целого слова или даже группы слов, и мозг тут же строит предположение о том, что должно последовать дальше. Поэтому чтение становится активным процессом, поиском ожидаемого продолжения, анализом совпадений и несовпадений с ожидаемой гипотезой. Процесс сличения протекает быстро, а гипотеза при ее несовпадении с реальным значением слова мгновенно отбрасывается. Однако возможны и ошибки, когда начало слова или предложения вызывает слишком упроченный стереотип.
Неспособность больного анализировать звуки, составляющие слово, или синтезировать из отдельных звуков слова мешает и чтению. Он не в состоянии прочесть отдельные буквы, бессмысленные сочетания букв, незнакомые слова. Зато значение наиболее знакомых слов, таких, как «мир», «Москва», «Волга», свою фамилию угадывает правильно, но не может прочесть их вслух. Люди с хорошей зрительной памятью могут даже просматривать заголовки газет и получают достаточно правильное представление о их содержании.
Сходные формы нарушения чтения возникают при затруднении анализа собственной речевой моторики, но достаточно знакомые, хорошо упроченные слова, особенно при чтении про себя, больной продолжает понимать. Если пострадал моторный синтез звуков речи, больной узнает отдельные буквы, иногда может их произнести, но синтезировать из них слово не в состоянии.
Полное расстройство чтения может наступить при повреждении зрительных центров мозга. Больные не узнают буквы, не в состоянии отличить одну букву от другой. Ни о каком чтении и речи быть не может. В более легких случаях больной не в состоянии прочитать текст, написанный от руки, даже вполне разборчивым почерком, но печатный шрифт продолжает понимать. Известны случаи, когда отрывок, небрежно напечатанный мелким шрифтом, больные не понимают, а с крупным, четко напечатанным текстом способны справиться. При другой форме зрительных нарушений способность узнавать буквы сохранена, но угадывать целые слова, в том числе и такие привычные, как «СССР», «Париж», «мама»» больной не может. Их приходится прочитывать по буквам, как это делают первоклашки.
Для раздельной работы полушарий характерна определенная асимметрия нарушений памяти. Левосторонний шок нарушает память на слова. Испытуемый из достаточно короткого набора слов, произнесенного экспериментатором, запомнит всего 2—3, но уже через час-полтора он забудет и их, и даже подсказка экспериментатора не сможет оживить воспоминаний. Зато зрительная память обострена. Фигуры причудливой формы, для которых не подберешь словесных обозначений, испытуемый легко запоминает. Он и через несколько часов и даже на другой день найдет их среди большого набора всевозможных фигур и сможет изобразить на бумаге.
Образная память и образное восприятие мира в период угнетения функций левого полушария осуществляются вполне нормально. На незаконченных или искаженных рисунках испытуемые сразу замечают, что у чайника нет носика, у очков — дужки, у одной из находящихся в аквариуме рыбок — головы, зато у собаки два хвоста.
Издавна считалось, что в осуществлении зрительных функций в одинаковой степени участвуют оба полушария. Это не совсем так, хотя в обычных условиях заметить какие-то различия в их деятельности не удается. Только когда глаза трудятся в особенно тяжелых для нашего зрения условиях, различия становятся очевидными.
Во время опыта специальный прибор всего на полсекунды открывает шторки, через которые видна картинка. Если испытуемый не успел разобраться, что на ней изображено, ему дают возможность вновь на нее посмотреть, но теперь уже в течение целой секунды. В следующий раз картинка предъявляется на полторы секунды и так далее, пока испытуемый не определит, что там такое нарисовано. Нормальным здоровым людям для опознания знакомых предметов вполне достаточно полсекунды. Однако если на рисунке отсутствует какая-то важная деталь предмета: носик у чайника, хобот у слона, дуги у троллейбуса, то и здоровые люди испытывают серьезные затруднения. Им приходилось 2—3 раза взглянуть на картинку, чтобы иметь возможность внимательно рассмотреть все детали изображения и, проанализировав их, сделать наконец заключение о том, что там нарисовано.
При заболеваниях, затрагивающих затылочную область левого полушария, больные будут испытывать некоторое затруднение в узнавании даже полностью нарисованных предметов, если картинки показывать лишь мельком, всего на несколько мгновений. Во время первого предъявления картинки больной успеет рассмотреть всего одну-два ее детали. Обычно он узнает их правильно и тут же называет, но что же нарисовано на картинке, догадаться не может. Даже если он обратит внимание на носик чайника и узнает его, это почему-то не помогает ему догадаться, что нарисован именно чайник. При следующем предъявлении картинки больной разглядит еще 1—2 детали и т. д. В конце концов рисунок будет правильно назван, но это произойдет только после того, как он рассмотрит все или почти все детали рисунка. Вот как постепенно больной узнает на картинке велосипед, многократно рассматривая рисунок: колесо, еще колесо, кобура, нет, не кобура — это сиденье, еще перекладина. Самокат! Нет, не самокат. Еще здесь руль, два колеса, сиденье, перекладина, руль и педаль. Это мотоцикл или спортивный велосипед.
Просмотр всех деталей — необходимое условие для опознания картинки. Отсутствие любого, даже малозначимого признака предмета вызывает сильное затруднение, ну а если отсутствует важный признак, узнать предмет становится невозможно. Сколько раз их не показывай, больной не узнает ни чайник, ни слона, если к ним забыли пририсовать носик или хобот. Зато если нарисованы все детали определенного предмета, но изображены они по отдельности; такая картина у больных в отличие от здоровых людей дополнительных затруднений не вызовет. Рассматривая набор строительных деталей, где вместо дома изображены по отдельности его стены, крыша, окна, двери, труба, больной скажет, что видел дом. Он даже не заметит, что рассматривал не законченное строение, а лишь строительные блоки для его возведения. Изображение дома будет синтезировано, «построено» зрительной областью правого полушария, И у здоровых людей оно выполняет эту же функцию. Мы воспринимаем картины окружающего мира не целостными, а рассматриваем постепенно отдельные их детали, только делаем это очень быстро, а мозг «склеивает» из них общую картину. Процесс анализа и синтеза изображения протекает с такой скоростью, что мы не осознаем и не замечаем все этапы, из которых складывается наш зрительный акт.
Больному трудно решить, какая деталь предмета является его важнейшим признаком. Зато искаженные, карикатурно нарисованные предметы, придание им необычного положения не вызывают при опознании особых затруднений. Больного ничуть не смущает, что труба, как ствол боевого орудия, торчит сбоку от стены дома, окна оказались на крыше, а входная дверь — на уровне третьего этажа, важно, чтобы труба, окна и двери были, а на остальную несуразицу он не обращает внимания. Дом, перевернутый крышей вниз, больной не спутает с рассекающим волны пароходом, так как будет просто вести перечень его деталей, совершенно не вдаваясь в вопрос об их расположении и в прочие особенности изображения.
Нарушение функций левого полушария не мешает распознавать цвета, их насыщенность, яркость. Обычно это делается точнее, чем в норме, когда левое полушарие немного придерживает усердие своего правого собрата, мешая ему полностью использовать свои возможности. Зато назвать цвет больные часто не в состоянии. Они не могут и из набора цветных карточек выбрать названные цвета. Если с названиями основных цветов испытуемые иногда справляются, то промежуточные цвета назвать все же не могут. Испытуемый не скажет, что предмет ярко-красный или светло-зеленый. С тонкостью оценки цвета по светлоте и яркости без участия левого полушария справиться трудно. Перестают употребляться названия по цвету знакомых предметов. От испытуемых теперь не услышишь таких названий, как «огуречный», «кирпичный». В общем, цветоощущение нормальное, но трудно правильно обозначить воспринятое, так как страдает логический механизм речевого кодирования цветовых ощущений.
Образное восприятие мира и образное мышление, которыми приходится оперировать испытуемому в период дефицита функций левого полушария, откладывают определенный отпечаток на решение логических задач. Испытуемого после левостороннего шока просят рассортировать четыре таблички. На каждой из них изображено всего одно число: 5 или 10 в арабском или римском начертании. Для человека в нормальном состоянии это трудно решаемая проблема, ведь их можно классифицировать двояким способом. При классификации по внешнему признаку — способу начертания в одной группе окажутся арабские цифры, а в другой — римские. Не менее логично ориентироваться на абстрактный признак, само число. Тогда в одной кучке окажутся пятерки, а в другой — десятки. Одним правым полушарием справиться с задачей оказывается проще. Испытуемые пользуются наглядной стороной и сортируют карточки, ориентируясь лишь на их начертание.
Испытуемый, несмотря на то что может пользоваться лишь одним полушарием, хорошо ориентирован в пространстве и времени. Это не значит, что он назовет число, месяц и год или скажет, что находится в клинике Нейрохирургического института имени Бурденко. Память на даты, названия больниц, улиц временно исчезает вместе с утратой словесной памяти. Однако, опираясь на образную информацию от окружающей обстановки, т. е. увидев белые халаты на людях, медицинские приборы, больной догадается, что находится в лечебном учреждении.
Образная память даст возможность самостоятельно найти свою палату, даже если путь к ней проходит через несколько коридоров и лестниц. Заглянув в окно, испытуемый определит не только время года, но, возможно, и месяц, а также скажет, какое сейчас примерно время дня.
Поскольку при нарушении функции левого полушария словесная память резко угнетена, временно утрачивается и весь багаж знаний, годами накопленный человеком с помощью устного и письменного слова. Историк перестает быть историком, врач оказывается не в состоянии ответить на самый простой медицинский вопрос, лингвист и математик полностью утрачивают весь свой научный багаж.
Мышление и речь связаны неразрывными узами. С утратой функций левого полушария, приводящих к расстройству речи, человек утрачивает и способность к абстрактному мышлению. Причина и характер расстройства мыслительных функций понятны и не вызывают недоумений. Непонятно лишь, почему с утратой абстрактного мышления человек теряет и хорошее настроение. После левостороннего шока человек часто мрачнеет, сутулится, плечи опускаются вниз, исчезает улыбка, во взгляде печаль и тоска, все положительное встречается с недоверием. Глубокий пессимизм — главный критерий в оценке любого события. Каким образом появление отрицательных эмоций оказалось связанным с утратой абстрактного мышления, пока остается не понятно. Безусловно, при нарушении функций левого полушария человек лишен возможности сформулировать философское положение, что все в мире относительно, но это вряд ли что-нибудь объясняет.
Изучение распределения функций между большими полушариями головного мозга открыло исследователям удивительное явление. Оказалось, что человек как бы обладает двумя слуховыми системами и двумя формами мышления. Одна слуховая система предназначена исключительно для анализа звуков речи, другая — главным образом, для восприятия всех остальных звуков окружающего нас мира. Первая у всех праворуких людей находится в височной коре левого полушария. Эта система, а вместе с ней и абстрактное мышление утрачиваются в момент действия левостороннего электрошока. Места для второй звуковой системы в левом полушарии не нашлось. Неспособно оказалось оно и к образному мышлению, эти функции взяло на себя правое полушарие нашего мозга. Попробуем выяснить, что произойдет с человеком, если речевое полушарие на время лишится помощи своего «ленивого» собрата. Посмотрим, как изменится его речь, мышление, настроение.