3 роки тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Если быть совершенно объективным, то придется признать, что о функциональной асимметрии человече­ского мозга знали давно, так как она проявляется в преобладающем развитии одной из рук. В подавляю­щем большинстве случаев ведущей, более развитой, бо­лее сильной, ловкой и быстрой бывает правая рука. Именно правой рукой большинство из нас пользуются, когда необходимо выполнить какие-либо сложные ма­нипуляции. Правой рукой мы пишем, в правой руке дер­жим во время еды ложку или нож, этой же рукой за­стегиваем одежду, независимо от того, что приходится застегивать, пуговицы, крючки или молнию, вдеваем нит­ку в иголку, режем ножом, ножницами, работаем пи­лой, молотком и лопатой, чистим зубы, стреляем и бро­саем гранату, держим ракетку во время игры в теннис, поднимаем бокал, когда произносим тост, жестикулирую ем во время разговора, в общем все, что требует специ­ального навыка, обычно выполняется правой рукой. Да­же выпавший из кармана носовой платок мы скорее все­го поднимем с пола именно этой рукой-умелицей, конеч­но, если в этот момент она не будет занята другим де­лом. И безусловно, любую новую для себя работу мы будем выполнять правой рукой, причем для этого чаще всего не потребуется какой-то специальной длительной тренировки.

Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расо­вой принадлежности преобладают праворукие люди. Остальное человечество делится на две неравные части. Большую составляют левши, люди, у которых преиму­щественно развита левая рука. Если их в детстве не пе­реучивали, этой рукой они едят, пишут, заводят часы. Левая рука у них сильнее, быстрее, надежнее. В третью, самую меньшую часть, входят амбидекстры — люди с одинаково развитыми руками. Практически это люди с одинаково плохо развитыми руками.

Во время упражнений не конечности совершенству­ются, а наш мозг, управляющий ими. Это он, научив­шись координировать работу мышц, делает движения точными и пластичными. Поэтому правильнее говорить не о ведущей руке, а о ведущем полушарии мозга. При этом не следует забывать особенность функциональной организации нашего мозга — перекрестное управление мышечным аппаратом, о котором уже говорилось выше. Работой правых мышц человеческого тела управляет ле­вое полушарие, а работой левых мышц — правое. Та­ким образом, у правшей ведущее полушарие — левое, а у левшей без достаточно веских к тому оснований до сих пор ведущим считалось правое. Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях головного мозга.

Неравноценность рук, видимо, появилась у человека значительно раньше, чем способность задуматься о ее происхождении и заподозрить в ней нечто неожиданное. Как и все обыденные явления, она не привлекала к себе особого внимания и до недавнего времени серьезно не изучалась. К асимметрии собственных конечностей мы успели привыкнуть раньше, чем догадались, что за ней скрывается куда более важное свойство человека, асим­метрии нашего мозга, функциональная специализация его правой и левой половин. Только связь ведущего, до­минантного полушария с речью позволила убедиться в особой актуальности данной проблемы и вызвала к ней живейший интерес всех специалистов, занимающихся изучением мозга.

Люди давным-давно заметили собственную асиммет­рию. На наскальных рисунках доисторического челове­ка, писанных около 30 тысяч лет назад копье или ду­бинку охотники держат в правой руке. Это значит, что уже в ту пору большинство наших предков были прав­шами. Однако и до сих пор нам абсолютно неизвестны причины преобладания правой руки над левой. Конеч­но, на этот счет существует множество догадок, но сей­час уже очевидно, что большинство из них придется от­бросить.

Удивительно, как мы, люди, мало знаем о себе са­мих. Нам пока еще точно не известно, сколько на Зем­ле живет правшей, а сколько левшей. Соответствующие подсчеты производились не раз, но результаты их редко совпадали друг с другом. Разные ученые по-разному оценивали количество левшей от 1 до 30%. В современ­ных более обстоятельно проведенных исследованиях называются цифры от 5 до 20%. Такой разнобой объяс­няется разными методами оценки. Важно не только, кем считает себя сам испытуемый, как его оценивают окру­жающие и какой рукой он преимущественно пользуется в обыденной жизни, но и результаты выполнения специ­альных тестов. С их помощью удается выявлять скры­тых, переученных в детстве левшей. Большинство учёных в настоящее время считают, что хотя специальная тренировка, особенно начатая в раннем возрасте, может левшу превратить в правшу, но переучивание существен­но не изменит, особенностей функциональной асиммет­рии мозга.

Систематическое изучение двигательной асимметрии позволило выявить много удивительных и пока еще ма­лопонятных подробностей. У новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возни­кают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно менять­ся. Только на пятом году жизни правая рука у буду­щих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Процесс ее совершенствования продолжается долго и кончается в зрелом возрасте, но когда конкретно, ученые пока не могут сказать. Пред­полагается, что в пожилом возрасте возникает противо­положный процесс и неравноценность рук постепенно сглаживается. Трудно сказать, является ли эта последо­вательность нормальным процессом развития функций или в сглаживании двигательной асимметрии повинны процессы возрастной патологии мозга.

У девочек и женщин асимметрия рук выражена ме­нее отчетливо, а левшей среди них в 1,5—2 раза мень­ше, чем в среде представителей «сильного» пола. Совер­шенствование функций мозга девочек растягивается на значительный срок и совершается медленно. У мальчи­ков уже в шесть лет многие функции выполняются раз­дельно правым и левым полушариями мозга, а у дево­чек в 2 раза старше специализация мозга часто еще только намечается.

Особенно интересно, что среди близнецов левши, по­падаются значительно чаще, чем у родившихся по оди­ночке, причем оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополы, то левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой — левшой.

В развитии ног асимметрия выражена менее отчет­ливо, чем в развитии рук, и ни одна из наших нижних конечностей не обладает такими значительными преиму­ществами, какое имеет правая рука. Не удивительно, что по этому вопросу до сих пор нет полной ясности.

Асимметрия мозга проявляется в неодинаковом со­вершенстве двигательной активности и других мышц на­шего тела, но об этом мы знаем пока еще меньше, чем об асимметрии ног. Лишь в отношении мимических мышц лица имеются кое-какие наблюдения. Если фото­графию человеческого лица, снятого анфас, разрезать строго по средней линии и к каждой из половин сделать зеркальную копию, то бросаются в глаза резкие разли­чия в синтетических фотографиях, смонтированных на основе только правой или только левой части лица. За­мечено, что у правшей правая половина лица более вы­разительна, чем левая. Синтетическая фотография, по­строенная на основе правой половины лица, кажется бо­лее похожей на сфотографированного человека, чем фо­тография, скомпонованная из левых половин.

Функциональная асимметрия больших полушарий че­ловеческого мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой поло­вин тела. Она может быть обнаружена и в работе дру­гих органов, в первую очередь в работе органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и веду­щее ухо, ведущую половину носа и языка. У большинст­ва людей на левой половине языка больше вкусовых со­сочков и она более чувствительна к вкусовым раздра­жителям, чем правая. По чувствительности к обонятель­ным раздражителям ведущей также оказывается левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами.

Хорошо известно, что человек способен узнавать зна­комые предметы не только по их внешнему виду, но и ощупывая их руками. Даже случайное прикосновение к предмету может многое о нем рассказать. У правшей по осязательным талантам показания левой руки более на­дежны. Левая рука точнее определяет температуру пред­мета, а в его весе лучше разбирается правая рука. Асим­метрия тактильных способностей возникает уже у де­тей. Ее удалось обнаружить даже у шестилетних маль­чиков.

В общем, какую бы функцию симметрично устроен­ных органов ни подвергнуть изучению, мы везде обнару­жим неравноценность правой и левой половин нашего тела. Приходится признать, что функциональная асим­метрия — универсальнейшее правило, из которого поч­ти нет исключений. И одной функциональной асиммет­рией дело не ограничивается. Она сопровождается хо­тя и значительно менее выраженной, но все же доста­точно отчетливой асимметрией в строении нашего тела. У правшей правая рука чуть-чуть длиннее, чем левая, а ногтевое ложе большого пальца длиннее и шире, чем на левой руке. Нос у правшей отклоняется вправо, а у левшей — влево, завиток волос на голове у правши за­кручен по часовой стрелке, а на макушке у левшей — в противоположную сторону.

Таким образом, большинство функций человеческого тела выражено асимметрично, а это неоспоримо свиде­тельствует о том, что и функции мозга, в свою очередь, тоже распределены между полушариями неравномерно. Особенно отчетливо выражена асимметрия высших пси­хических функций. Их изучение представляется самой сложной и самой важной задачей из всего того, чем ког­да-либо приходилось заниматься ученым.