Закореніла нерівність
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Если быть совершенно объективным, то придется признать, что о функциональной асимметрии человеческого мозга знали давно, так как она проявляется в преобладающем развитии одной из рук. В подавляющем большинстве случаев ведущей, более развитой, более сильной, ловкой и быстрой бывает правая рука. Именно правой рукой большинство из нас пользуются, когда необходимо выполнить какие-либо сложные манипуляции. Правой рукой мы пишем, в правой руке держим во время еды ложку или нож, этой же рукой застегиваем одежду, независимо от того, что приходится застегивать, пуговицы, крючки или молнию, вдеваем нитку в иголку, режем ножом, ножницами, работаем пилой, молотком и лопатой, чистим зубы, стреляем и бросаем гранату, держим ракетку во время игры в теннис, поднимаем бокал, когда произносим тост, жестикулирую ем во время разговора, в общем все, что требует специального навыка, обычно выполняется правой рукой. Даже выпавший из кармана носовой платок мы скорее всего поднимем с пола именно этой рукой-умелицей, конечно, если в этот момент она не будет занята другим делом. И безусловно, любую новую для себя работу мы будем выполнять правой рукой, причем для этого чаще всего не потребуется какой-то специальной длительной тренировки.
Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди. Остальное человечество делится на две неравные части. Большую составляют левши, люди, у которых преимущественно развита левая рука. Если их в детстве не переучивали, этой рукой они едят, пишут, заводят часы. Левая рука у них сильнее, быстрее, надежнее. В третью, самую меньшую часть, входят амбидекстры — люди с одинаково развитыми руками. Практически это люди с одинаково плохо развитыми руками.
Во время упражнений не конечности совершенствуются, а наш мозг, управляющий ими. Это он, научившись координировать работу мышц, делает движения точными и пластичными. Поэтому правильнее говорить не о ведущей руке, а о ведущем полушарии мозга. При этом не следует забывать особенность функциональной организации нашего мозга — перекрестное управление мышечным аппаратом, о котором уже говорилось выше. Работой правых мышц человеческого тела управляет левое полушарие, а работой левых мышц — правое. Таким образом, у правшей ведущее полушарие — левое, а у левшей без достаточно веских к тому оснований до сих пор ведущим считалось правое. Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях головного мозга.
Неравноценность рук, видимо, появилась у человека значительно раньше, чем способность задуматься о ее происхождении и заподозрить в ней нечто неожиданное. Как и все обыденные явления, она не привлекала к себе особого внимания и до недавнего времени серьезно не изучалась. К асимметрии собственных конечностей мы успели привыкнуть раньше, чем догадались, что за ней скрывается куда более важное свойство человека, асимметрии нашего мозга, функциональная специализация его правой и левой половин. Только связь ведущего, доминантного полушария с речью позволила убедиться в особой актуальности данной проблемы и вызвала к ней живейший интерес всех специалистов, занимающихся изучением мозга.
Люди давным-давно заметили собственную асимметрию. На наскальных рисунках доисторического человека, писанных около 30 тысяч лет назад копье или дубинку охотники держат в правой руке. Это значит, что уже в ту пору большинство наших предков были правшами. Однако и до сих пор нам абсолютно неизвестны причины преобладания правой руки над левой. Конечно, на этот счет существует множество догадок, но сейчас уже очевидно, что большинство из них придется отбросить.
Удивительно, как мы, люди, мало знаем о себе самих. Нам пока еще точно не известно, сколько на Земле живет правшей, а сколько левшей. Соответствующие подсчеты производились не раз, но результаты их редко совпадали друг с другом. Разные ученые по-разному оценивали количество левшей от 1 до 30%. В современных более обстоятельно проведенных исследованиях называются цифры от 5 до 20%. Такой разнобой объясняется разными методами оценки. Важно не только, кем считает себя сам испытуемый, как его оценивают окружающие и какой рукой он преимущественно пользуется в обыденной жизни, но и результаты выполнения специальных тестов. С их помощью удается выявлять скрытых, переученных в детстве левшей. Большинство учёных в настоящее время считают, что хотя специальная тренировка, особенно начатая в раннем возрасте, может левшу превратить в правшу, но переучивание существенно не изменит, особенностей функциональной асимметрии мозга.
Систематическое изучение двигательной асимметрии позволило выявить много удивительных и пока еще малопонятных подробностей. У новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Только на пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Процесс ее совершенствования продолжается долго и кончается в зрелом возрасте, но когда конкретно, ученые пока не могут сказать. Предполагается, что в пожилом возрасте возникает противоположный процесс и неравноценность рук постепенно сглаживается. Трудно сказать, является ли эта последовательность нормальным процессом развития функций или в сглаживании двигательной асимметрии повинны процессы возрастной патологии мозга.
У девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчетливо, а левшей среди них в 1,5—2 раза меньше, чем в среде представителей «сильного» пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на значительный срок и совершается медленно. У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым и левым полушариями мозга, а у девочек в 2 раза старше специализация мозга часто еще только намечается.
Особенно интересно, что среди близнецов левши, попадаются значительно чаще, чем у родившихся по одиночке, причем оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополы, то левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой — левшой.
В развитии ног асимметрия выражена менее отчетливо, чем в развитии рук, и ни одна из наших нижних конечностей не обладает такими значительными преимуществами, какое имеет правая рука. Не удивительно, что по этому вопросу до сих пор нет полной ясности.
Асимметрия мозга проявляется в неодинаковом совершенстве двигательной активности и других мышц нашего тела, но об этом мы знаем пока еще меньше, чем об асимметрии ног. Лишь в отношении мимических мышц лица имеются кое-какие наблюдения. Если фотографию человеческого лица, снятого анфас, разрезать строго по средней линии и к каждой из половин сделать зеркальную копию, то бросаются в глаза резкие различия в синтетических фотографиях, смонтированных на основе только правой или только левой части лица. Замечено, что у правшей правая половина лица более выразительна, чем левая. Синтетическая фотография, построенная на основе правой половины лица, кажется более похожей на сфотографированного человека, чем фотография, скомпонованная из левых половин.
Функциональная асимметрия больших полушарий человеческого мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она может быть обнаружена и в работе других органов, в первую очередь в работе органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка. У большинства людей на левой половине языка больше вкусовых сосочков и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая. По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также оказывается левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами.
Хорошо известно, что человек способен узнавать знакомые предметы не только по их внешнему виду, но и ощупывая их руками. Даже случайное прикосновение к предмету может многое о нем рассказать. У правшей по осязательным талантам показания левой руки более надежны. Левая рука точнее определяет температуру предмета, а в его весе лучше разбирается правая рука. Асимметрия тактильных способностей возникает уже у детей. Ее удалось обнаружить даже у шестилетних мальчиков.
В общем, какую бы функцию симметрично устроенных органов ни подвергнуть изучению, мы везде обнаружим неравноценность правой и левой половин нашего тела. Приходится признать, что функциональная асимметрия — универсальнейшее правило, из которого почти нет исключений. И одной функциональной асимметрией дело не ограничивается. Она сопровождается хотя и значительно менее выраженной, но все же достаточно отчетливой асимметрией в строении нашего тела. У правшей правая рука чуть-чуть длиннее, чем левая, а ногтевое ложе большого пальца длиннее и шире, чем на левой руке. Нос у правшей отклоняется вправо, а у левшей — влево, завиток волос на голове у правши закручен по часовой стрелке, а на макушке у левшей — в противоположную сторону.
Таким образом, большинство функций человеческого тела выражено асимметрично, а это неоспоримо свидетельствует о том, что и функции мозга, в свою очередь, тоже распределены между полушариями неравномерно. Особенно отчетливо выражена асимметрия высших психических функций. Их изучение представляется самой сложной и самой важной задачей из всего того, чем когда-либо приходилось заниматься ученым.