9 місяців тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Мое знакомство с Эфиопией состоялось очень давно. В 20-х годах, по окончании института, я начал свою на­учную деятельность во Всесоюзном институте растение­водства. Директор Института академик Н. И. Вавилов только что вернулся из далекой Абиссинии, откуда при­вез обширную коллекцию семян культурных растений. Согласно теории Н. И. Вавилова о центрах происхожде­ния культурных растений, Эфиопия являлась одним из мировых центров происхождения пшениц. Для подтверж­дения этого нужны были новые факты, необходимо было найти генетические признаки, которые могли бы с пол­ной очевидностью подтвердить гипотезу. Внимание Н. И. Вавилова привлек кроющий первый бесцветный лист в проростке пшеницы, называемый колеоптилем. У всех известных пшениц число сосудистых пучков в нем всегда равняется двум. А сколько их у абиссинс­ких пшениц? Может быть, иное, поскольку по ряду признаков (цвету, опушению, иммунитету и т. д.) эти пше­ницы отличаются от пшениц другого происхождения.

Такая совершенно четкая и ясная задача и была по­ставлена передо мной в конце 20-х годов. Предстояло «пройтись по глобусу», по выражению Н. И. Вавилова, и проанализировать сотни образцов мировой коллекции пше­ниц, собранных к тому времени в ВИРе. При этом осо­бое внимание должно было уделяться пшеницам, при­везенным из Эфиопии. Действительно, они оказались уникальными — число сосудистых пучков больше 2, а в от­дельных случаях достигало 7. Тем самым в основу тео­рии происхождения пшениц был включен новый при­знак, подтверждающий ее надежность и большую значи­мость в растениеводстве.

Меня особенно привлекали черноколосые пшеницы. «Это эмблема Эфиопии, где народ, животный и растительный мир несут печать ни с чем не сравнимого сво­еобразия»,— говорил Н. И. Вавилов.

Тогда я не думал, что много лет спустя своими гла­зами увижу эту древнюю страну.

Высоко в небо взметнулось Эфиопское нагорье с его горными вершинами, глубокими каньонами и озерами, иногда совсем маленькими, заполнившими воронки по­тухших вулканов. Это особенно хорошо заметно, когда летишь из Хартума через Эритрею. Междуречье Белого и Голубого Нила плоско, оно ровно, как стол. При при­ближении к Эфиопии самолет круто взмывает вверх, чтобы преодолеть высокую, почти отвесную стену. С вы­соты полета Эфиопия выглядит малодоступной и суро­вой.

Забегая вперед, надо сказать, что Эфиопия — удиви­тельная страна. Это осколок древней цивилизации, на­шедшей приют на высоте более 2000 м над ур. м. Здесь в прошлом причудливо сочеталась неограниченная власть императора с феодальным племенным укладом, коло­кольный звон православной церкви с завыванием и пля­ской шамана. Здесь долго сохранялись дикие нравы и обычаи. Примерно за тысячу лет до нашей эры северная оконечность Эфиопского нагорья стала заселяться при­шельцами из южной Аравии. Этот народ говорил на се­митском языке.

В настоящее время разноплеменное население Эфио­пии объединяют в семито-хамитскую семью народов, в ко­торой выделяются две группы — семитская и кушитская. В первую входят амхара, гураге, тигре и тиграи, а во вто­рую — галла, агау, динакиль, сидамо, каффа и др.

Наиболее многочисленный народ — амхара, которые и составляют основное ядро эфиопской нации. Они зани­мают наиболее плодородную территорию страны, распо­ложенную севернее Аддис-Абебы и дальше, вокруг оз. Тана. Вся северная часть страны, до границы с Суданом, заселена тиграи. Южнее Аддис-Абебы, до границы с Ке­нией, расселилось воинственное племя галла. С востока с галлами граничат кочевники сомали, а с запада — си­дамо и различные нилотские племена.

Как в прошлом, так и в настоящее время эфиопы земледельческий и отчасти скотоводческий народ. Они хорошо знают, как создавать оросительную систему по­лей и вести террасное земледелие.

В Эфиопии в восточных высокогорных пустынях до сих пор живут аборигенные кочевые кушитские пле­мена — аруси, данакиль, а также галла. Последние — одно из многочисленных племен, по своему облику и обычаям занимающее промежуточное положение между наиболее отсталыми и культурными племенами негроид­ной ветви.

В начале нашей эры в северной части Эфиопского на­горья существовало процветающее Аксумское царство, в котором в IV в. н. э. было введено христианство.

У древних греков, по Геродоту, слово Эфиопия оли­цетворяло легендарную страну, населенную «блаженными племенами эфиопов». Геродот называл ее страной солнца, где много золота, водятся громадные слоны, растут де­ревья многих пород, где люди огромного роста, красивые и долговечные. Это представление несомненно свидетель­ствует о связях древнего Аксума с Грецией. Уже тогда страну населяли люди, хорошо владевшие различными ремеслами. Строительную технику, мастерство ваяния они заимствовали у южных арабов. Время создания обе­лисков с древними письменами, высеченных из камня, восходит к первой половине IV в. н. э.

К VIII в. Аксумское царство пришло в упадок. Паде­ние Аксума произошло в результате набегов племен галла, подчинивших себе на многие столетия значитель­ную часть территории Эфиопии. К этому периоду отно­сится и вторжение в Восточную Африку португальцев под командованием Кристофора да Гама, сына извест­ного мореплавателя Васко да Гама, стремившихся подчи­нить свободолюбивые народы Эфиопии и насадить здесь католицизм. Однако эта попытка не имела успеха, иезу­итские священники были изгнаны, некоторые из них каз­нены. Православие стало господствующей религией.

В конце XIX в. (1889 г.) в Эфиопии к власти пришел Менелик И. Он провел ряд реформ, направленных на объ­единение разрозненных феодальных княжеств и племен, враждовавших между собой. Из Анкобера он перенес сто­лицу в Аддис-Абебу.

После смерти Менелика II в результате напряженной борьбы за власть императором Эфиопии становится ре­гент его малолетнего сына. Он вступает на престол под именем Хайле Селассие I. В начале своего пра­вления Хайле Селассие I возглавил борьбу народа с итальянскими оккупантами и продолжил объединение Эфиопии, начатое Менеликом II. Однако власть монарха была абсолютной, а феодальный строй оставался господ­ствующим.

Антифеодальные, антимонархические и антиимпериа­листические выступления трудящихся были поддержаны вооруженными силами страны, и 12 сентября 1974 г. Хайле Селассие I был свергнут с престола. Власть в стране перешла к Координационному комитету, кото­рый стал называться Временный военный администра­тивный совет (ВВАС). Лишь после этого открылись реальные возможности для серьезных социально-экономи­ческих преобразований и улучшения жизни народа. В де­кларации, которая была программой дальнейших дейст­вий ВВАС, провозглашалось равенство, всестороннее развитие общества, уважение труда, первенство общенарод­ных интересов над частными, неделимость и единство страны. «Народ должен иметь право управлять самим собой. Структура государства будет основываться на этом принципе». Страна стала на путь больших прогрессив­ных социальных преобразований.