Саванна
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Въезжаем в типичную акациевую саванну. По склону невысокого холма редколесье из сенегальской акации (Acacia Senegal). Издали кажется, что это густая зеленая роща, но когда вступаешь в нее, то оказываешься в колючей заросли, в которой нет ни зеленой травы, ни подлеска. Лишь невысокие деревца зонтиковидной формы неприветливо встречают своими длинными колючками, острыми как иголки. Растение мобилизовало все свои защитные средства на борьбу с засухой и животным миром. Восковой налет, сильное опушение и кутикула покрывают зеленые части ветвей и листьев. Все это в какой-то мере спасает растение от чрезмерного испарения, особенно когда изо дня в день в течение 6—8 месяцев нещадно палит солнце. На небе ни облачка, температура в тени выше 40° С.
Идет борьба не только за влагу, но, кроме того, растению приходится защищаться от врагов — представителей животного мира. Для этих целей оно создало острые шипы, колючки, жгучие волоски, ядовитые липкие смолы, камеди и млечный сок. Но тем не менее человек давно уже научился использовать и само растение, и продукты его жизнедеятельности в медицине и промышленности. Акация Сенегал — весьма ценная порода, служит источником получения общеизвестного клея — гуммиарабика. Она распространена в засушливых местах, где не могут произрастать другие древесные виды. Густой янтарный сок вытекает из поврежденных стволов и ветвей. Растение словно стремится залечить поврежденное место своим соком, который быстро высыхает и становится твердым, — это и есть камедь, или гуммиарабик, который нашел широкое применение в лакокрасочной и деревообрабатывающей промышленности, а также в качестве клея для бумаг. Тысячи людей заняты сбором ценного сырья. По добыче гуммиарабика Кордофан занимает первое место среди других провинций. Для экономики Судана это важная статья дохода, поскольку все страны Азии, Америки и Европы закупают гуммиарабик в Африке, главным образом в Судане.
В саванне нет шоссейных дорог. Шофер по каким-то, только ему понятным приметам уверенно ведет машину среди низкотравного редколесья. По пути встречаются высохшие русла речек, и мы то едем по их сухому дну, то круто взбираемся на песчаный берег и попадаем в заросли комбретума (Combretum aculeatum). Акациевое редколесье часто переходит в открытую саванну, где изредка встречаются одиночные деревья адансонии пальчатой (Adansonia digitata). Это баобаб, мимо которого не может пройти путешественник, не отдав дань уважения одиноко стоящему великану. В этом дереве поражает все — и толщина ствола, и мощные сучьи, и крупные плоды. Оно приземисто и уродливо. Толстые короткие ветви, растущие из громадного ствола, производят странное впечатление. Существует африканская легенда, которая гласит, что всесильный бог рассердился на это огромное дерево, вырвал его из земли вместе с корнями и, перевернув над головой, снова посадил в землю, но уже кроной вниз, а корнями вверх.
Перед баобабом бессильны ветры и ураганы, и растет это могучее дерево не одну сотню лет. Вот поэтому, говорит Осман, живущие здесь племена купают новорожденных мальчиков в отваре коры баобаба в надежде, что они вырастут сильными и здоровыми. Ствол дерева испещрен дуплами, в них гнездятся птицы и поселяются дикие пчелы. В обхвате на высоте груди крупные стволы достигают 10 м, в их полую сердцевину в период дождей собирается несколько десятков кубометров воды.
Своеобразна и биология опыления баобаба. Большие одиночные цветки повисают «вниз головой» на длинном черешке. Раскрываются они ночью, испуская острый мускусный аромат. И тогда сотни маленьких полуобезьян галага (Galago senegalensis) собираются в кроне дерева. Эти небольшие, длина тела около 20 см, пушистые зверьки, ухватившись хвостом за черешок, повисают над распустившимся цветком и лакомятся нектаром. Нектарники расположены ниже рыльца столбика, у основания многочисленных пыльников. Пушистая мордочка задевает пыльники, они лопаются, и пыльца переносится на изогнутое рыльце цветка. Таким образом охотники за нектаром способствуют опылению цветка. Это один из немногих примеров, когда завязывание плодов обязано животным, а не насекомым или ветру. Плоды баобаба довольно большие, округлые, 20—25 см длины, желтоватые, ворсистые, семена погружены в кисловатую белую мякоть. Плоды созревают к сухому сезону, они охотно поедаются обезьянами.
Под одним из таких деревьев мы расположились на обед. Повар, веселый суданец, выслушав распоряжение Османа, приступает к своим обязанностям. Пылает костер, все участники нашей экспедиции принимают участие в работе: кто-то тащит дрова, кто-то раскладывает походный стол и стулья, а часть людей куда-то исчезает. Вскоре они появляются с убитым бараном. Свежее мясо в районах Кордофана не проблема, его легко добыть. Целые стада коз, овец и рогатого скота пасутся на просторах саванны. По числу голов мелкого и крупного скота на душу населения Судан занимает одно из первых мест в Африке. Продукты животноводства, и особенно кожевенное сырье, имеют значительный удельный вес в экспорте страны.
Обед обильный, приходится экономить только питьевую воду — одна кружка на человека. Чай мутный, отдает кожей, поскольку воду везем с собой в бурдючках. Я прошу Османа достать плод баобаба. Плоды висят на длинных плодоножках в глубине кроны на толстых ветвях. С ловкостью взбирается на дерево один из членов нашей охраны. Взмах острого ножа — и один за другим падают на землю слегка удлиненные плоды оливкового цвета, с шершавой кожурой. Местное население из мякоти плода извлекает крахмал и делает из него лепешки. Отсюда и пошло название баобаба — «хлебное дерево».
В Хартуме и провинциальных центрах Кордофана, особенно в зоне лесной саванны, встречается интродуцированое из Южной Америки весьма своеобразное дерево сейба (Ceiba pentandra) из того же семейства, что и баобаб. Высота сейбы достигает 30 м, а диаметр ствола — 4 м. Плод слегка удлиненный, 7—9 см; на его внутренней стенке вырастают длинные шелковистые волоски, известные под названием капок. Их используют для изготовления спасательных поясов благодаря водоотталкивающим свойствам, набивки мягкой мебели и в качестве примеси к хлопку. Характерной особенностью этого мощного дерева являются досковидные подпорки, или контрфорсы. На островах Индонезии мне неоднократно приходилось отмечать их у видов таких семейств, как анакардиевые, бобовые, липовые, стеркулиевые, тутовые и многие другие. Наиболее высоким деревом в тропиках считается коомпассия (Koompassia excelsa). Высота отдельных деревьев достигает около 100 м, или, говоря образно, высоты Исаакиевского собора в Ленинграде (101.5 м); корни дерева высотой 5 м, отходят в стороны от ствола на 6—8 м. Каковы же природа и происхождение досковидных корней? Почему не все, а лишь некоторые тропические виды обладают этой особенностью? К сожалению, четкой теории, объясняющей это явление, нет; высказываются лишь общие соображения, при этом чаще всего отмечается значение этих корней в качестве опор, контрфорсов, и своего рода якорей, противостоящих ураганным ветрам. По-видимому, одной из причин их формирования является отсутствие главного стержневого корня. У молодых всходов мне не удавалось обнаружить главного корня, он отмирает при прорастании, будучи пораженным грибами или бактериями.
На привале мы собрали первые образцы растений и насекомых. Среди них ярко окрашенные дневные бабочки, обычно они кормятся на цветущих акациях. Снова в путь. Низкотравная саванна незаметно перешла в высокотравную. Временами мы едем по узкой дороге, словно по туннелю, проложенному через высокую, 5-метровую, так называемую слоновую траву (Pennisetum purpureum). Это многолетний злак с крепкой бамбукоподобной соломиной с многочисленными узлами, достигающий 5—7 м высоты, с листьями до 30 см длины. Действительно, такая трава легко может скрыть даже стадо слонов. На одной из остановок я попытался углубиться в такие заросли. Идти нетрудно, стебли легко раздвигаются, но когда отходишь от людей и затихает шум моторов и слышишь только, как стрекочут кузнечики, а кругом ровные высокие стебли и над головой проглядывает безоблачное небо, и больше ничего, то чувствуешь полную беспомощность, не знаешь, куда идти. Я стараюсь уловить шум мотора и как можно быстрее выйти из зарослей, наполненных солнечным жаром, где ничего нет, кроме зеленых листьев, желтых стеблей и метелок.
До Диллинга еще далеко, а солнце склонилось па запад, и мы знаем, что через два часа уже будет темно. В тропиках вечерние сумерки очень коротки. Последний десяток километров мы едем в полной темноте. Свет фар упирается то в стену слоновой травы, то в отдельно стоящие деревья. Иногда в темноте блеснет яркое пятно, словно отраженное от какой-то зеркальной поверхности. По-видимому, луч света попал в глаз собакоголовой обезьяны папио или полуобезьяны галаго, которые ведут ночной образ жизни, и на миг отразился загадочным блеском.
В Диллинге мы по заведенному порядку, несмотря на усталость, наносим визит представителю местной власти.
Молодой суданский араб, в белом просторном бурнусе, любезно встретил нас и после взаимных приветствий представил врачу и учителю. Это местная интеллигенция.
Я спросил, как велик участок у врача. Оказалось, что день езды на восток, столько же па запад, север и юг. «Весь район Диллинга, с пастухами, кочевниками и редкими поселениями входит в мой округ», — говорит доктор. Раздался телефонный звонок — вызывали врача. «Вот видите, — продолжает он, — мальчика укусила ядовитая змея, надо идти».
Из холодильника вынимают кувшин с водой и бутылку сока манго. В тропиках это лучший напиток; разбавленный холодной водой, он хорошо утоляет жажду.
Разговор идет о Советском Союзе, о наших вузах и школах. Наших собеседников поражает все — и число студентов в вузах, и система обучения в школах.
На другой день с восходом солнца покидаем гостеприимных хозяев и двигаемся дальше, к следующему районному центру — Кадугли, по направлению к горному плато Нуба.
Дорога тянется по той же саванне вдоль невысоких холмов. Те же баобабы, да изредка на пути среди высокой травы встречаются невысокие деревья кордии (Соrdia abovalis) с палево-желтыми цветками. Отмечаю значительно большее видовое разнообразие древесных пород по берегам высохших рек (вади). Здесь можно встретить высокую веерную пальму борассус (Borassus aethioрит). Черешки листьев у нее достигают 2 м, а высота голого ствола — 20—30 м. Плоды борассуса менее вкусны, чем плоды финиковой пальмы, но их охотно собирает местное население как лакомство для детей, а также для приготовления напитка.
Нуба — это приподнятое нагорье подковообразной формы, оно резко отличается по своей природе от высокотравной саванны. Здесь сохранился особый животный и растительный мир. В этом районе живет и своеобразное племя нуба со своим укладом и обычаями. С водных просторов Верхнего Нила сюда доходят увлажненные ветры, а поэтому больше выпадает осадков, менее ощутимо дыхание знойной саванны. Здесь больше селится птиц. На ветках акаций и кордий в шарообразных гнездах менее ракетного мяча с круглым отверстием, через которое не могут проникнуть хищники, целыми колониями живут ткачики; другой вид с красивым пурпурным оперением обитает вблизи полей и питается зерновками сорго — дурры.
В течение шести дней мы путешествовали по всему нагорью, делая остановки в районных центрах — Кадугли, Талоди и Налоги. Склоны холмов и долины покрыты лесом и кустами. Особенно поражают своим видом кустарники или невысокие деревья (1—2 м) адениума (Adenium honghel) с гладким, массивным утолщенным у основания стволом и короткими ветвями, усыпанными ярко-красными цветками. Словно красный костер горит в лучах солнца. Часто это растепие используется как декоративное, его можно встретить в городах Судана.
Другой весьма своеобразный кустарник — молочай (Euphorbia candelabrum) — типичный суккулент засушливых районов Африки. Он не похож ни на один из наших кустарников; ровные колючие многогранные ветви, устремленные вверх, заканчиваются пучком листьев. Ствол, ветви и листья пронизаны сосудами, из которых при повреждении вытекает млечный сок. Растения из рода молочай встречаются и у нас, но как не похож наш молочай на эти колючие, канделябровидные небольшие деревца далеких африканских братьев. На наших лугах и лесных опушках растет травянистое растение (Euphorbia virgata) обычно светло-зеленой окраски, содержащее обильный ядовитый млечный сок.
Млечный сок, или латекс, имеется в коре и других видов, при этом в отличие от ядовитого сока молочаев содержит каучук, который, как известно, высоко ценится в промышленности.
Добыча натурального каучука была доходной статьей колонизаторов. В 1904 г. англичане предприняли попытку отыскать каучуконосы в экваториальных лесах. Экспедиция закончилась удачно — удалось выявить несколько видов растений, млечный сок которых содержал каучук. Наилучшими качествами он обладает у Landolphia owariensis var. tomentella. Ландольфия встречается в Кассале, Центральном Судане и в Экваториальной провинции. Это вьющийся древовидный кустарник, с белыми цветками, собранными в соцветие, и съедобными небольшими желтыми плодами диаметром 3 см. Местное население собирает каучук довольно примитивно, делая надрезы на коре. Латекс сгущается и затвердевает прямо на дереве, после чего снимается и отправляется на очистку.
Суданский каучук не получил признания на мировом рынке, поскольку не мог конкурировать с натуральным каучуком, получаемым из млечного сока гевеи — Hevea brasiliensis, возделываемой на плантациях некоторых африканских стран — Конго, Либерии и Нигерии и главным образом в странах Азии — Шри Ланке, Малайзии, Индонезии.
В настоящее время правительство Судана предпринимает меры по возделыванию гевеи на плантациях в Экваториальной провинции.
В горах Нубы иногда встречается энтада (Entada sudanika) — представитель сем. мимозовых. Это невысокие деревья, до 10 м высоты, их легко определить по длинным, до 30 см, весьма характерным плодам с волнистой плоской поверхностью.
Энтада суданская привлекла мое внимание своим прямостоячим стволом. Другая энтада (Е. phaseoloides), с которой мне приходилось встречаться в Богорском ботаническом саду (Индонезия), была громадной лианой с толстым, до 40 см в диаметре, древесным стволом, перевитым как морской канат. Обвивая рядом стоящие деревья, она высоко поднималась к их вершинам, перекидывалась с одного дерева на другое, образуя гигантские петли. Это один из примеров столь необычайной приспособительной формы у видов одного рода. Растение в борьбе за свет становится лианой, с тем чтобы вынести свою крону в верхний ярус, где больше света. Несомненно, что по сравнению с деревьями лианы — молодая эволюционная ветвь. Они благодаря своей стеблевой структуре вырвались из-под полога сумрачного леса и успешно разрешили проблему светового питания.
В нагорье Нуба мы встретили ладанное дерево — Boswellia papyrifera. Свое латинское название оно получило за тонкий верхний пробковый слой коры, как бы бумажный, легко отслаивающийся от ствола. Во время засухи эти деревья выделяются светлыми стволами и голыми ветвями. Ладанное дерево дает смолу, или, точнее, камедь. Местные жители добывают ее довольно простым способом: острым ножом отделяют тонкий слой коры дерева, на обнаженном месте появляется коричнево-темная, густая, весьма ароматная камедь, она вскоре затвердевает, ее собирают и отправляют на экспорт.
Ладанные деревья сравнительно невысоки, до 10 м высоты; они произрастают на каменистых осыпях у подножия холмов, не образуя сомкнутых лесных насаждений. Распространены ладанные деревья не только в горах Нубы, но и в других районах Центрального и Южного Судана.
В саванне своеобразен и животный мир. Заметно обилие птиц и дневных бабочек. Мы встречали здесь как мигрировавших на зимний период знакомых нам европейских птиц, так и многочисленных типичных представителей африканской фауны — ткачиков, селящихся колониями на кордиях и акациях, крупных птиц-носорогов (Bucerotinae), миниатюрных нектарниц и других. Из насекомых распространены термиты, строящие высокие конусовидные гнезда, которые придают особый облик всему ландшафту. Проф. Д. М. Штейнберг решил достать самку термитов. Совместными усилиями, с большим трудом, топором и киркой, разбили стенку термитника, построенную из почвы, склеенной слюной термитов. Внутри постройки обнаружили губчатую массу гриба Xylaria, или Тermitomyces sp., который разводят пасекомые для своего питания. Добраться до гнезда матки так и не удалось, но зато мы получили редкий материал для музейных коллекций Ботанического института.
Крупные млекопитающие, обычные в Кордофане еще 100 лет назад, сейчас сохранились лишь в заповедных местах. Во влажный период в горах Нубы изредка еще можно встретить жирафа, но мы находились в этом районе в сухой период, когда, по рассказам местных жителей, жирафы перекочевывают на юг. В центральном районе Кордофана сохранились некоторые виды изящных газелей и нильский кустарниковый козел.
В колючих зарослях кустарников нам удавалось встретить представителя диких африканских свиней — бородавочника (Phacochoerus aethiopicus). На склонах гор живут собакоголовые обезьяны (Papio doguera), которые питаются плодами фикуса (Facus populifolia), растущего на каменистых осыпях.
В южном, более влажном районе саванны часто перебегают дорогу выводки цесарок; спокойно стоят птицы-носороги (Lophoceros crypthrorhynchus), доносятся воркование диких голубей, гортанные крики хохлатых кукушек (Glemator glandarius). Птица-секретарь (Sagitarius serpentinus), которую мы видели в Зоологическом саду в Каире, здесь разгуливала в низкотравье. Саванна служит и местом зимовок некоторых наших северных птиц, в частности сизоворонок и удодов; последние здесь выводят птенцов, а весной улетают на север.
На пути от Диллинга к горам Нубы мы попали в зону горящей саванны. На наше счастье, не было ветра и пожар медленно распространялся, так что машины успели быстро обойти фронт огня и выбраться на ранее выгоревшее безопасное место. Черное неприглядное поле с одиноко стоящими деревьями широко раскинулось перед нами. Кое-где виднелись остатки горевшей травы, и не было ни одного живого существа.
Лесной или степной пожар — явление грозное даже в условиях нашей страны. В саванне, где кругом сухая трава и колючее редколесье, это ощущаешь с особой силой. Пламя огня, то затухая, то ярко вспыхивая, бежит по земле, иногда поднимается по стволу, но, не достигая зеленой кроны, замирает.
Наш проводник Осман сказал, что пожар не всегда возникает случайно. Два раза в год местные жители поджигают высохшую траву, и пожар распространяется на большие пространства.
Для чего надо выжигать саванну? Оказывается, на месте, где сгорают трава и сухой валежник, легче обрабатывать почву для возделывания культурных растений. Это своего рода подсечно-огневой, наиболее примитивный вид земледелия. В этом случае огонь помогает освоить новые земли, уничтожает сорняки и вредных насекомых, отгоняет хищных зверей и змей от жилищ. Иногда жители саванны устраивают охоту, своего рода «облавы огнем». Огонь приносит пользу и скотоводам, поскольку при выжигании прошлогодней травы и благодаря появлению молодой улучшаются пастбища.
Но существует и другой взгляд на пожары, как на явление отрицательное. Пожары практикуются там, где низка культура земледелия. С внедрением более прогрессивной агротехники это зло несомненно должно исчезнуть.
Пожары в саванне не столь редкое стихийное бедствие, против которого бессильно местное население. Поэтому люди и не селятся на равнинной саванне, а предпочитают строить хижины на холмах, среди больших базальтовых глыб. Когда приближаешься к такому селению, то даже на близком расстоянии не сразу замечаешь покрытые травой и пальмовыми листьями конусовидные хижины. Они как бы сливаются с каменистым серым фоном и исчезают из поля зрения, и только подойдя совсем близко, видишь большое поселение на склоне каменистой гряды. Небольшие круглые постройки с заостренной крышей стоят группами. Одна из них, большого размера, принадлежит главе семьи, а остальные, меньших размеров, — его женам. Обычно каждая семья имеет 4—5 таких построек, обнесенных оградой из камней, а весь поселок окружен общей оградой из листьев веерной пальмы и колючих кустарников. В хижине только один вход и никаких окон, отсутствует даже какое-либо отверстие в крыше для выхода дыма из очага, расположенного в центре жилья. И это не случайно. Дым в какой-то степени спасает людей от несметных полчищ москитов, мух и термитов.
Племя нуба — одно из наиболее отсталых среди других племен Судана. В нем особенно сильны внутриплеменные законы и обычаи. Сбор урожая, обмолот и, наконец, приготовление муки — все это делается руками женщин. В углублении большого камня женщины, поджав под себя ноги, дробят и размалывают другим камнем зерна африканского проса — дурры и дегуссы. Нам часто приходилось видеть их за этим занятием. У мужчин другие дела, и главным из них является охота на дикого зверя и птиц. Здесь охотятся на бородавочника, а также на небольших антилоп. Основным оружием служат копья и стрелы. Воинственные игры внутри племени иногда переходят в настоящие битвы между соседними племенами.
О нашей поездке по нагорью Нуба каким-то образом стало заранее известно местному населению. Мы долгое время не могли понять, как узнает об этом народ. И лишь когда во время одной из поездок в глубь страны увидели огни на вершинах гор, поняли, каким способом передаются новости.
При въезде в какой-либо районный центр нас часто встречала толпа чернокожих мужчин. С громкими криками, размахивая копьями, неслись они к нам. Наши машины останавливались, и мы с замиранием сердца ждали приближения этого воинственного отряда. И хотя мы знали, что нам нечего бояться — с нами охрана, а рядом сидит наш гид Осман, тем не менее становилось не по себе при приближении возбужденной толпы. Вот люди уже совсем рядом, и я вижу во всей красоте и величии представителей этого негроидного племени. Впереди человек с высоким копьем, по-видимому вождь. Его черное, блестящее, атлетически сложенное тело исчерчено красной глиной. Лицо тоже разукрашено в желтый и красный цвета, набедренная повязка из цветных лоскутков. Воинственные крики сопровождаются плясками, топаньем на месте, быстрыми движениями рук. Весь этот шум и приплясывание кажутся нереальными, сошедшими со страниц забытых книг. Но это первое впечатление вскоре проходит, и весь шум и гам начинают восприниматься по-другому, как выражение радости и гостеприимства незнакомым людям. Я подхожу к вождю и протягиваю руку, и, словно по команде, все затихает. Рукопожатие наших рук — черной и белой — было встречено гулом одобрения; напряженность и страх исчезли, и я почувствовал себя свободно и легко среди этой воинственной, но по-детски доброй толпы. Бывают минуты, которые много решают в жизни людей. Такой счастливой минутой была эта первая встреча, принесшая уверенность в добром отношении незнакомых, далеких друг от друга людей, и это положительно сказалось на всем нашем дальнейшем пребывании в стране.
Из Кадугли, где произошла наша встреча с местным населением, на другой день мы выехали в Талоди — центр нагорья. Отдельные вершины здесь достигают 880 м над ур. м., гряды и холмы полого опускаются в долины, занятые саванной. Только изредка встречаются участки с посевами дурры. Кадугли — более развитый земледельческий район. Здесь имеется опытная станция с полями неорошаемого хлопчатника, а также сорго и бобовых. Будучи посеянными в конце дождливого периода, они успевают быстро завершить вегетацию благодаря влаге, сохранившейся после дождей, и дать урожай.
Сорго — культура африканская, возделывается с незапамятных времен, имеет мощную корневую систему, сравнительно легко справляется с засухой, и, как правило, дает хороший урожай. Труднее возделывать хлопчатник на богаре, т. е. без полива, но посев засухоустойчивых сортов все же дает возможность получить сравнительно высокий урожай хлопка-сырца и без орошения.
В зоне саванны очень трудно заниматься земледелием. На опытной станции мы воочию видели наступление высокотравья на культурные поля. Оно языками врезалось в поля хлопчатника и глушило посевы. Только африканское сорго, растущее плотной высокой, стеной, способно противостоять дикому высокотравью. На полях опытной станции, достаточно вооруженной современными сельскохозяйственными орудиями, успешно останавливается наступление дикого высокотравья. Труднее приходится земледельцам индивидуальных хозяйств. Неудивительно, что животноводство и охота до сих пор остаются главным занятием населения на большой территории Судана, в том числе и в провинции Кордофан.
В районном центре Талоди нас пригласили на народный праздник. Сюда съехалась молодежь всего района. Ранним утром народ толпами и небольшими группами прибывает в долину, окаймленную отрогами гор. Нас как почетных гостей представляют старейшинам различных племен. Они резко выделяются среди остальной толпы своими белыми бурнусами и чалмами. Здесь же молодежь и дети, но в отличие от старших они одеты в шорты и рубашки.
Глухо бьют барабаны, ждут начальника дистрикта (района). Но вот все в сборе. Как только начинаются традиционные народные игры и пляски, сразу же вас целиком захватывает праздник. Первыми в состязании участвуют бегуны. Десятки юношей выстроились в одну линию, приготовившись к старту. Как только раздается глухой удар барабана, все сразу устремляются вперед. Сколько красоты и смелости. Бег сопровождается борьбой, которая протекает в стремительном темпе. Вначале трудно понять, кто победитель, по вскоре начинаешь отличать одного соперника от другого, улавливать различия в их силе и ловкости. Солнце скоро будет в зените, жарко, 37° С, а состязания продолжаются. Блестят упругие черные тела соперников, намощенные маслом, сплетаются руки в цепкие объятия. Крики, свист, удары барабанов раздаются со всех сторон в честь победителя.
Незабываемое впечатление оставляют пляски под звуки тамтама. Они подчинены всевластному ритму, целиком захватывающему танцующих и зрителей. Барабаны африканских народов поистине создатели бурных ритмов. Вначале слышится глуховатый бархатный рокот, но вскоре он прерывается, и на смену ему спешит поток дробных переборов, звуки подымаются все выше и льются отовсюду. В строгом ритме движутся тела танцующих. И невольно толпа подчиняется этому ритму и начинает отбивать такт руками и ногами. Звуки тамтама захватывают всех, от мала до велика. На смену одним танцующим приходят другие, меняется и характер самих танцев. Вот в центре круга осталась девушка, отбивающая дробь босыми ногами, а вокруг несколько мужчин высоко взлетают вверх, ударяясь о землю сразу двумя ногами. Сухая земля дрожит и пылит от топота, все быстрее становится темп танца, и победителем будет тот, кто выше взлетит, оторвавшись от земли, и не остановится, пока не закончит танец девушка.
На смену танцам пришли военные игры. Два лагеря заняли исходные позиции и вскоре ринулись с шумом и криком друг на друга. Летят копья и стрелы, пока еще не достигая противника. Но вскоре дело доходит до рукопашной схватки, одна сторона не выдерживает натиска и обращается в бегство. Захватывающее зрелище продолжается не меньше часа, и когда бой затихает, возбужденная толпа зрителей долгое время остается на месте.
Праздник с новой силой возобновляется с наступлением темноты. В 8 часов вечера в тропиках непроглядная ночь, все умолкает. Но вскоре на склонах гор то там, то здесь ярко вспыхивают костры; раздаются глухие удары тамтама, слышны топот ног и ритмичное хлопанье в ладоши. Пламя то вдруг исчезает, то ярко вспыхивает и выхватывает из темноты силуэты людей. Монотонные звуки барабана наводят грусть и тоску, чувствуешь себя случайным прохожим, затерявшимся среди далекого племени, у которого свой мир, свои переживания, свои печали и горести.
Наутро мы тронулись в путь по направлению к Эль-Обейду. По дороге посевы хлопчатника не на поливных, а па богарных участках. Годовое количество осадков не превышает здесь 800 мм. Выращиваются американские коротковолокнистые сорта (Gossypium hirsutum). Площадь, занятая под хлопчатник, невелика. Расширение посевов лимитирует не только отсутствие орошения, но и высокотравье саванны, которая наступает на лесную зону, а также и на окультуренные участки. Достаточно ослабить внимание в борьбе с дикими злаками, и они быстро поглотят такой участок. Из зерновых культур возделываются дурра и просо, из пищевых — земляной орех, или арахис (Arachis hypogaea), из текстильных — кунжут, из овощных — арбуз и дыня. Промышленного значения указанные культуры не имеют, за исключением арахиса, идущего на экспорт.
Понадобилось три дня, чтобы преодолеть бездорожье и благополучно вернуться в Эль-Обейд. Упаковав собранные коллекционные материалы, покинули Кордофан, интереснейший район Центральной Африки, где черные племена нуба сохранили свои нравы и обычаи.