Почуття перешкоди
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Слепота всегда была одним из распространенных человеческих бедствий, и хотя ни одно устройство, ни один способ не могут полностью заменить потерянное зрение, в течение всей многовековой истории слепые люди научались передвигаться в окружающем их мире и вести поражающе разнообразную деятельность. Многие слепые так искусно обходят препятствия и ориентируются в окружающей обстановке, что постороннему трудно поверить, что перед ним действительно слепой. Один слепой мальчик шести лет научился ездить на трехколесном велосипеде по тротуарам вокруг своего дома без единого повреждения или происшествия. Приближаясь к прохожим, он объезжал их и всегда знал, где он должен повернуть, чтобы не съехать на мостовую. Некоторые слепые свободно разъезжают в оживленном городе, пересекая улицы, пользуясь автобусами и поездами, обходя фонарные столбы и проволочные изгороди. Каким образом они обнаруживают препятствия, не прикасаясь к ним? По этому вопросу было предложено много теорий как самими слепыми, так и зрячими людьми, работавшими или жившими вместе со слепыми. Любопытно, что наиболее искусные в избегании препятствий слепые сильно расходятся между собой в объяснениях этой способности. Многие из них говорят, что они чувствуют близость препятствия своими руками или лицом, и отсюда получил широкое употребление термин «зрение лицом» для описания ориентировки слепых относительно объектов, находящихся слишком далеко, чтобы к ним можно было прикоснуться. Другие считают, что здесь как-то участвует слух; третьи говорят о «давлениях» и других неясно определяемых ощущениях, предупреждающих их о грозящей им впереди опасности.
Очевидно, центральным вопросом является здесь физическая природа сигналов, передающихся слепому человеку от препятствия, и способ, которым сохраненные органы чувств воспринимают эти сигналы из внешнего мира и расшифровывают их. Примерно с 1890 по 1940 г. было выполнено много исследований по вопросу о «чувстве препятствия», но только в начале сороковых годов этого века, благодаря проведению тщательно контролировавшихся опытов, удалось дать окончательный ответ на этот вопрос. Хотя эти опыты были произведены учеными, именовавшими себя психологами, их можно считать классическими примерами работ по биофизике, т. е. по применению к решению задач, выдвинутых деятельностью живых организмов, тех основных методов исследования, которые превратили физику в точную науку. Определенная в таких общих чертах биофизика как наука отличается от физики неживых систем главным образом тем, что структура живых систем гораздо сложнее и тоньше. Люди и животные состоят из гораздо более сложных механизмов, чем хлопушки и водяные ванны, микроскопы и телевизоры. Поэтому наше понимание биологических процессов далеко не так глубоко и полно, как наше знание физики или химии.
Психологами или биофизиками, окончательно разрешившими вопрос о восприятии препятствий слепыми, были профессор Карл Далленбах из Корнельского университета и двое молодых ученых, один из которых, Майкл Супа, был совершенно слепым. Другой из них, Милтон Котцин, обладал нормальным зрением, но он и другие испытуемые, подвергавшиеся опытам, в течение многих часов подряд оставались с завязанными глазами для того, чтобы как можно лучше почувствовать условия жизни слепых и, в частности, чтобы в наибольшей степени развить в себе способность обнаруживать препятствия, не наталкиваясь на них. Прежде всего экспериментаторы устроили своего рода маршрут с препятствиями: длинный коридор, вдоль которого проходил испытуемый, и поперек которого в точке, выбираемой экспериментатором, устанавливался передвижной картонный экран. Положение экрана изменяли от опыта к опыту, так что испытуемый никогда не знал заранее, на каком расстоянии от начала маршрута находится экран (выбиралось расстояние 6, 10, 18, 24 или 30 футов или же экран совсем не ставился). Задача испытуемого заключалась в том, чтобы пройти по коридору, сообщить, когда он впервые почувствует, что приближается к экрану, и затем подойти к нему как можно ближе, не ударившись об него.
Некоторые испытуемые, как слепые, так и зрячие с завязанными глазами, могли уже с расстояния в несколько футов безошибочно судить о присутствии или отсутствии экрана и затем приближаться к нему, останавливаясь так, что лицо оказывалось всего в нескольких дюймах от экрана, лишь тогда считая, что дальнейшее приближение приведет к соприкосновению с экраном. Таким образом, явление обнаружения препятствия было осуществлено в лаборатории, где его можно было затем повторно наблюдать в достаточно постоянных условиях. Этот шаг часто является решающим в научных проблемах такого типа. Ускользающие, непредвиденные события гораздо труднее изучать, чем события, которые можно повторять при постоянных условиях. Только тогда оказывается возможным варьировать различные факторы, которые представляются существенными, и наблюдать получающиеся результаты. Первоначальные опыты по обнаружению препятствий слепыми людьми страдали от большого непостоянства результатов. Поэтому и не удавалось сделать окончательные четкие выводы из этих наблюдений. Однако Супа, Котцин и Далленбах построили программу своих опытов именно на основании этого обширного, хотя и не вполне убедительного материала первых экспериментаторов. Не имея такой основы, они вряд ли смогли бы придумать свои решающие опыты.
После того как были установлены условия, в которых слепые и зрячие с завязанными глазами регулярно обнаруживали стандартное экспериментальное препятствие, следующим (теоретически очевидным, но трудным для осуществления) этапом должно было явиться исключение поочередно каждого из возможных путей восприятия препятствия у испытуемого, но так, чтобы оставлять ему свободное пользование всеми остальными возможными путями. Согласно одной из главных теорий, при близости к препятствию кожа испытывала своего рода чувство прикосновения или давления. По другой теории главную роль в обнаружении препятствий играл слух. Для проверки «теории давления на кожу» необходимо было защитить кожу от всех возможных воздействий, исходящих от препятствия. Трудность удваивалась благодаря тому, что никто не мог сказать, что это могло быть за воздействие: воздушные потоки, электромагнитное излучение, тепло или холод, или, наконец, энергия нового вида, еще пока не известного в физике. Для проверки второй теории, естественно, нужно было воспрепятствовать попаданию звуков к ушам испытуемых, но так, чтобы не помешать никаким возможным воздействиям на кожу, обусловленным близостью препятствия. Разумеется, защита кожи от внешних воздействий не должна была никак мешать слуху. В своем окончательном виде защитный костюм испытуемых состоял из толстого войлочного покрывала, закрывавшего голову и плечи, и тяжелых кожаных перчаток; остальная поверхность тела была закрыта обычным платьем. Эта защита была столь эффективна, что совершенно не ощущался поток воздуха от электрического вентилятора, направленный прямо на голову испытуемого. После нескольких предварительных попыток, потребовавшихся для того, чтобы привыкнуть ходить в этом «панцире», оказалось, что испытуемые почти полностью сохранили прежнюю способность обнаруживать препятствия. Так, если без покрывала и перчаток они впервые обнаруживали препятствие в среднем на расстоянии около 6,9 фута (2,1 м), то теперь это расстояние лишь немного уменьшилось и составляло 5,25 фута (1,6 м). Это, по-видимому, исключало возможность обнаружения препятствий по ощущениям на коже, несмотря на то, что первоначально некоторые испытуемые, подобно многим слепым, были убеждены, что они именно ощущали присутствие препятствий руками или лицом.
В следующем опыте нужно было оставить совершенно открытыми лицо и руки, но закрыть уши испытуемого. Прежние опыты такого рода давали противоречивые результаты; способность к обнаружению то нарушалась, то оставалась без изменений. Полностью исключить проникновение звука при помощи ушной затычки невозможно, но Супа, Котцин и Далленбах хотели добиться того, чтобы в уши испытуемых попадало как можно меньше звука. Для этого они применяли затычки из воска и ваты, затем покрывали их наушниками и сверху накладывали еще подушечки. Такая многослойная преграда оказалась необходимой для того, чтобы не пропустить некоторых звуков, особенно низкочастотных, проникающих через обычные затычки или наушники. Каждый из нас на собственном опыте знает, что зимой в мороз можно свободно разговаривать с соседом, разве лишь немного повышая голос, несмотря на наушники или капюшон, полностью защищающие от зимнего ветра.
Примененная многослойная защита ушей оказалась настолько эффективной, что испытуемые не слышали звуков собственных шагов и приходилось давать им требуемые указания громким криком. Громкий крик, как известно, может обладать энергией, превосходящей энергию едва слышного шепота в 109 раз. Непосредственные измерения интенсивности звука, который могли услышать испытуемые в этих условиях, показали, что их слуховая чувствительность понизилась в 4 000 000 раз. Иначе говоря, уровень шепота, едва слышного незащищенным ухом, нужно было повысить в четыре миллиона раз для того, чтобы его можно было услышать при таком заглушении.
Когда те же испытуемые, но с ослабленным таким способом слухом попробовали обнаружить препятствия, то результат получился поразительный. Ни один не сохранил ни в малейшей степени способности обнаруживать препятствия, и каждый раз в сотне проб все наталкивались на экран неожиданно. Один из слепых, упорно твердивший, что звук не играет никакой роли в его «зрении лицом», теперь жаловался, что он не испытывает никаких ощущений, и впервые двигался неуверенным шагом, протягивая руки вперед, чтобы предохранить себя от ожидаемого столкновения. Если действительно слепые люди обязаны звуку своей способностью обнаруживать препятствия на расстоянии, то может возникнуть вопрос: почему же, когда испытуемые надевали покрывало и перчатки, среднее расстояние, на котором они впервые обнаруживали препятствия, все же уменьшалось? Вероятно, громоздкий капюшон своим эффектом экранизирования понижал уровень звука, достигавшего ушей.