Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Когда в 1866 г. Э. Геккель впервые употребил слово «эколо­гия», обозначив им биологическую науку, изучающую взаимо­отношения организмов и окружающей их среды, он, наверное, не подозревал о том, что через сто с небольшим лет слово это, многократно повторенное газетами и журналами всего мира (не говоря уже о других неведомых ранее средствах массовой информации), станет своеобразным символом своего времени. Действительно, об экологии говорят сейчас буквально все, пони­мая под экологией в большинстве случаев любое взаимодейст­вие человека и природы или ухудшение качества среды, вызван­ное его хозяйственной деятельностью. Можно соглашаться с та­ким пониманием экологии, а можно решительно его оспаривать, но нельзя не признать, что совершенно независимо от популяр­ности или непопулярности слова «экология» (среди журналистов и политических деятелей) уже давно существует и развивается наука экология, имеющая собственные цели, объекты и методы исследования.

Удачно окрещенная Геккелем в самом начале своего станов­ления экология обрела самостоятельность в начале XX в., когда были предложены первые экологические концепции, и претер­пела период очень бурного развития в 20—40-х годах, когда сло­жился ее существующий и поныне понятийный аппарат и были выработаны основные методологические подходы. Именно с это­го времени в экологии сосуществуют экосистемный и популяционный подходы, практически исчерпывающие в своей совокуп­ности основное ее содержание. Как следует уже из самого на­звания, экосистемный подход во главу угла ставит понятие эко­системы — совокупности организмов и неживых компонентов, связанных потоками вещества и энергии. С точки зрения сто­ронников экосистемного подхода, экология — это наука об эко­системах, а любое изучаемое экологами явление представляет интерес прежде всего постольку, поскольку оно имеет значение для экосистемы в целом. В становление экосистемного подхода отечественной наукой был внесен заметный вклад: достаточно назвать имя В. Н. Сукачева — автора понятия «биогеоценоз», или Г. Г. Винберга, развивавшего (вместе с Л. Л. Россолимо и В. С. Ивлевым) «балансовое» направление в изучении водое мов. Упрочению экосистемного подхода у нас в стране способ­ствовало и опубликование перевода обстоятельных учебных по­собий Ю. Одума «Основы экологии» (М.: Мир, 1975) и «Эколо­гия» (М.: Мир, 1986).

Популяционный подход, концентрирующий основное внима­ние на популяциях, т. е. совокупностях особей одного вида, на­селяющих определенную территорию (или акваторию), в нашей стране получил меньшее развитие, чем экосистемный, хотя на начальном этапе большую роль в его становлении сыграли ра­боты советского исследователя Г. Ф. Гаузе, а также, как сейчас мы понимаем, и работы Л. Г. Раменского. В отличие от экоси­стемного подхода, тяготеющего к целостному (холистическому) описанию, популяционный подход более склонен к аналитиче­скому объяснению. Именно этот подход имел в виду канадский исследователь Ч. Кребс, определяя экологию как науку о взаи­модействиях, обусловливающих распространение и обилие орга­низмов.

Предлагаемая вниманию читателей книга — это обстоя­тельный учебник экологии, написанный тремя видными англий­скими исследователями М. Бигоном, Дж. Харпером и К. Таун­сендом в русле именно популяционного подхода. Недаром в са­мом начале книги с одобрением цитируется уже приведенное выше определение экологии Ч. Кребса. Подзаголовок книги «Особи, популяции и сообщества» определяет ее логическую канву. Фактически речь идет о трех уровнях познания экологи­ческих явлений. Но отчетливо сознавая специфику задач, воз­никающих на каждом уровне, авторы вместе с тем наглядно показывают их взаимосвязь и возможность перехода с одного уровня на другой. До настоящего времени на русском языке не было учебника экологии, который, так широко охватывая всю основную проблематику этой науки, вместе с тем давал бы чи­тателю реальное представление о том, как исследователь мо­жет понять суть тех или иных экологических явлений, прежде всего тех, которые касаются распределения организмов в про­странстве и их динамики во времени. Основное внимание в кни­ге уделяется организмам и их совокупностям в природе, хотя дается представление о математических моделях и лаборатор­ных экспериментах. Очень выгодно отличает данный учебник от других аналогичных изданий равномерное использование примеров из животного и растительного мира. Таким образом еще раз наглядно демонстрируется целостный характер эколо­гии и достаточная универсальность установленных в ней законо­мерностей. Думается, что появление этой книги на русском язы­ке с одобрением будет встречено как начинающими экологами, так и уже сложившимися специалистами.

А. М. Гиляров